Главная страница / Введение в теософию / Теософия и теософское общество

 

Биография Е.П Блаватской, очерки, отзывы учеников и т.д.

Краткая биография Е.П. Блаватской

Елена Петровна Блаватская (девичья фамилия Ган) родилась 12 августа 1831г в городе, ныне известном как Днепропетровск (Украина). Отец ее был  человеком военным из-за чего семье приходилось часто переезжать с места на место. Матерью Елены была писательница-романистка, умершая от чахотки 1842 году, в возрасте 28 лет. Елене в тот момент было 11, а ее сестре Вере (в замужестве Желиховская, писательница, написавшая биографию Е.П. Блаватской под названием «Рада-Бай») было  всего 7 лет . После смерти матери дети жили у бабушки с дедушкой в Саратове.

Елена с детских лет отличалась крайне непоседливым и упрямым характером, не признавала авторитеты и удивляла окружающих своими необычными психическими способностями, проявившимися у нее в довольно раннем возрасте, и над которыми тогда она еще имела мало власти. Одновременно с этим Елена росла очень чутким и отзывчивым ребенком, наделенная блестящими способностями и разнообразными дарованиями. Она превосходно играла на фортепиано, замечательно рисовала, неплохо пела, любила ездить верхом на полуобъезженных лошадях.

В 1847 г. семья из Саратова переезжает в Тифлис (современный Тбилиси, Грузия). Здесь же, в 1848 (по некоторым данным в 1849) году, чтобы обрести независимость от родных, Елена выходит замуж за Блаватского Никифора Владимироваича, человека намного старше себя, вице-губренатора Еревана. Брак был фиктивный и через несколько месяцев Е.П. Блаватская сбегает от своего мужа и отправляется странствовать.

За период с 1848 по 1875 год она совершила практически трехкратное путешествие вокруг земного шара, посетив Азию, Европу, Африку, центральную и северную Америку, где изучала религии и философию. Все это время она жила на деньги которые ей выслал отец, но иногда ей приходилась зарабатывать самой: она обучала игре на фортепиано, давала концерты. Лишь два раза она возвращалась в Россию, первый раз в 1858г, но вновь покинула отчий дом в 1863г, второй раз в 1872 г и покинула родину через 9 месяцев в 1873.

Ее первая встреча с Махатмой - ее Учителем, состоялась в Англии, в Гайд-парке, в 1851г. в день своего двадцатилетия, то есть 12 августа. До этого момента Елена Блаватская неоднократно видела его во сне, поэтому сразу узнала. Махатма сообщил ей, что ему потребуется ее помощь в деле, которое он собирается предпринять, а так же то, что ей необходимо будет несколько лет провести в Тибете и подготовится к выполнению этой очень важной, и ответственной задачи.

Первая попытка попасть в Тибет в 1854 году заканчивается неудачей – британское правительство отказало в выдаче разрашения. После чего Блаватская вернулась в Англию, где во второй раз встретилась со своим Учителем.

Следующую попытку попасть в Тибет Елена попыталась осуществить в 1857 г., но была вновь остановлена, на этот раз самим Учителем, приказавшим вернуться в Европу. В скором времени после отплытия Е.П. Блаватской из Индии произошло восстание сипаев жестоко подавленное английскими колонизаторами.

3 ноября 1867 г. Блаватская участвовала в битве при Метане в армии Гарибальди.

В этом сражении она получила пулевые ранения в ногу и в плечо, а так же два удара саблей по левой руке. Чудом выжив и  едва оправившись от болезни она, в 1868 году, наконец-то попадает в Тибет, где проводит три года до 1871г. обучаясь оккультным наукам под руководством своего Учителя.

После пребывания в Тибете Е.П. Блаватская вновь путешествует и в 1873г. приезжает в Америку, где с помощью Г.С. Олькотта, У.К. Джаджа в 1875 г, в Нью-Йорке, образовывает теософическое общество.

В 1877 году была написана «Разоблаченная Изида» - книга пользовавшая большой популярностью и вызвавшая неоднозначную критику со стороны многих газет.

В июле 1878 году Е.П. Блаватская принимает американское гражданство, а уже в декабре этого же года она вместе с Г.С. Олкоттом отправляется в Индию, чтобы присоединится к обществу Арья Самадж имевшего цели и задачи схожие с теософическим обществом. Однако, в скором времени их пути разошлись, так как лидер общества Арья Самадж – Даянанд Сарасвати требовал от них полного подчинения своим требованиям и взглядам.

В следующем 1879 году, уже будучи в Индии, Е.П. Блаватская познакомилась с редактором влиятельной индийской газеты «Пионер»  Альфердом Перси Синнетом и по его просьбе помогла наладить контакт с Махатмами с помощью писем. Эта переписка продолжалась с 1880 по 1884 год. Многие письма, в настоящее время, хранятся в Британском музее и опубликованы в книге «Письма Махатм Синнету».

Чем больший вес и популярность набирало теософическое общество, тем больше у него появлялось врагов. В результате частых необоснованных обвинений и откровенной лжи в адрес Е.П. Блаватской, к 1884 году ее здоровье очень сильно пошатнулось и она вынуждена была покинуть Индию и переехать в Европу - страну с более мягким климатом. В это время чета Куломб, воспользовавшись ее отсутствием, выступили с обвинением в мошенничестве, продемонстрировав при этом механизмы, которые сами же и смастерили. Причиной подобного предательства послужила крупная сумма денег от некоторых христианских организаций. Теософическое общество вновь оказалось в центре крупного скандала. Чтобы разобраться в ситуации общество психических исследований направило своего поверенного для выяснения всех обстоятельств связанных со скандалом и деятельностью общества. Основываясь на результатах был вынесен неутешительный вердикт, согласно которому Е.П. Блаватская является одним из самых гениальнейших, интереснейших и совершеннейших мошенников в истории. Однако, в 1986 году тоже общество психических исследований, отменили этот отчет, назвав его «крайне ошибочным и ненадежным».

В Европе Е.П. Блаватская написала ряд книг и статей. Среди книг самые известные ее работы – «Тайная Доктрина», «Ключ к теософии» и «Голос Безмолвия».

Елена Блаватская неоднократно находилась на пороге смерти от тяжелых неизлечимых болезней, но каждый раз выздоравливала самым чудесным образом, благодаря вмешательству своего Учителя. Но бесконечно это продолжаться не могло. Выполнив свою миссию Е.П. Блаватская умерла 8 мая 1891 года, за своим рабочим столом от осложнений после перенесенного гриппа. Ее тело, по ее желанию, было предано огню, а прах поделен на три части и рассеян в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре.

День ее смерти по всему миру отмечается как «день белого Лотоса».

 

Основные даты из жизни Е.П. Блаватской можно посмотреть здесь

 

Биографические книги, очерки и отзывы:

Сильвия Крэнстон «Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения». (doc)

Борис Цирков "Краткий очерк о биографии Е.П.Б".

У.К. Джадж. "Навеки ваша, Е.П.Б".

Мэри К. Нэф  "Личные мемуары Е.П. Блаватской". (doc)

В.П. Желиховская  "Радда Бай (правда о Блаватской)". (doc)

Г. Олкотт "Отзывы учеников о Е.П. Блаватской"

А.А. Каменская "Миссия Е.П. Блаватской"

Е. Писарева "Миссия Елены Петровна Блаватской".

А. Безант о Е. П. Блаватской

Герберт Барроу о Е.П. Блаватской

Чарльз Джонстон о Е.П. Блаватской

Бертрам Китли о Е.П. Блаватской

Уильям Кингсланд о Е.П. Блаватской

Кемпбел Фер Планк о Е.П, Блаватской

Раи Б.К. Лахири о Е.П. Блаватской

 

Опровержение клеветы на Е.П. Блаватскую.

В. Желиховская. Е.П. Блаватская и современный жрец истины (Ответ Всеволоду Соловьеву.) (pdf)

В. Харрисон из Общества психических исследований удостоверяет невиновность Е.П.Блаватской

О книге П. Вашингтона "Бабуин мадам Блаватской".

О книге дьякона Андрея Кураева "Сатанизм для интеллигенции". (pdf)

О статье Н. Бердяева в журнале "Наука и религия"

Т.В.Житкова "О "завиральных идеях" доктора наук А.Н. Сенкевича (pdf)

Сергей Целух "Современные критики Елены Блаватской". (pdf)

 

 

Е.П. Блаватская и наука.

Ю. И. Долгин  "Научные предвидения Е.П.Блаватской"

Дудинский Д. И. "100 пророчеств Е.П. Блаватской" (pdf).   C основными фактами из этой книги можно ознакомиться здесь