Главная страница / Теософия Е.П. Блаватской / Введение в Теософию 

Теософия и теософское общество

1. Основание теософского общества.

В качестве основателей теософского общества принято считать трех людей: Е. П. Блаватскую – идейного вдохновителя и ключевую фигуру, обеспечившей прочный фундамент для существования общества, а так же двух ее соратников: Генри Стилл Олкотта – правая рука Е.П. Блаватской и Уильяма К. Джаджа – руководителя американской секции Теософского Общества, сыгравшего важную роль в распространении теософии в Америке.

Первое указание о создании общества Е.П. Блаватская получила от Махатм в июле 1975 г., запись об этом сохранилась в ее альбоме:

"В приказах, полученных из Индии, сказано о необходимости создания философско - религиозного Общества, о выборе его названия, а так же о выборе Олкотта. Июль. 1875."

Но первый удобный случай подвернулся лишь 7 сентября этого же года, в Нью-Йорке, когда несколько человек хорошо знавших Е.П. Блаватскую, собрались в ее комнате послушать лекцию некоего м-ра Фельта о «Забытом Каноне Пропорций египтян», тогда впервые и было оглашено намерение создать общество, для изучения восточных религий и исследований скрытых способностей человека. Эта идея, высказанная Г.С. Олкоттом и поддержанная Е.П. Блаватской, была встречена с одобрением. Фактически этот день можно считать действительным днем основания Теософического Общества, но не было выбрано название, ни выработан устав, а так же не распределены обязанности среди членов общества. На это ушло еще несколько дней.

Термин «Теософия» в качестве названия был выбран не случайно. Заимствованный у александрийских неоплатоников он наиболее точно отражал цели и задачи этой организации.

Официально общество начало свое существование 17 ноября 1875 года. Первоначально в него входило около двух десятков человек, но после отъезда Е.П. Блаватской и Г.С. Олкотта в Индию интерес к теософическому обществу в Америке постепенно начал угасать. Были периоды когда У.К Джадж оставался единственным его членом, но ему, в результате кропотливой и упорной работы, не теряя связь с остальными двумя основателями, все же удалось пробудить интерес к теософии и, тем самым, сохранить и развить американское отделение теософского общества, существующее и в настоящее время.

 

2. Суть теософского общества.

Теософское общество:

«...основано как Филиал Всемирного Братства» и «не является ни чудотворящим или демонстрирующим клубом, ни специально назначенным для изучения феноменализма. Его главной целью является искоренение существующих суеверий и скептицизма, и извлечение из долго запечатанных древних источников доказательства, что человек может формировать свою собственную будущую судьбу и знать наверняка, что он может жить и после, если только желает, и что все "феномены" суть лишь проявления естественного закона, стремиться к пониманию которого есть долг каждого разумного существа».

«Современное движение Теософического Общества было начато на тех же самых принципах», что и «Неоплатоническая школа Аммония [Саккаса]», которая «стремилась, так же как и мы, к примирению всех сект и народов под одною общею верою Золотого Века, стараясь побудить народы, отбросить свои раздоры – по религиозным вопросам, во всяком случае – путем доказывания им, что их различные верования все являются более или менее законными детьми одного общего родителя – Религии Мудрости».

Общество не придерживается:

«... никакой религии, как и философии», но отбирает все «то хорошее, что находит в каждой». «Члены Теософического Общества вольны исповедовать любую религию или философию, которая им нравится, или никакой, если они это предпочитают, при условии, что они симпатизируют трём его целям и готовы выполнять по меньшей мере одну из них. Общество — филантропическая и научная организация для распространения идеи братства в практическом, а не теоретическом плане. Его члены могут быть христианами или мусульманами, иудеями или парсами, буддистами или брахманистами, спиритуалистами или материалистами — это не имеет значения; но каждый должен быть либо филантропом, либо исследователем арийской и иной древней литературы, или изучать психические явления. Короче говоря, ему следует, по возможности, помогать выполнению хотя бы одной из целей нашей программы. В противном случае у него нет причин присоединяться к нам».

Простое членство в обществе:

«... не может сделать теософом того, у кого нет чувства божественного лада вещей, или того, кто понимает теософию своим собственным — если можно так выразиться — сектантским и эгоистичным образом. Поговорку "не место красит человека, а человек место" можно, в данном случае, перефразировать так: "теософ тот, кто теософию практикует".

«Люди, вступающие в Общество с единственной целью достигнуть власти и ставящие овладение оккультными науками своей единственной и главной целью, могут с таким же успехом не вступать в него; они обречены на разочарование так же, как и те, которые совершают ошибку, позволяя себе думать, что Общество не есть что-то другое. Как раз потому, что они слишком много проповедуют о "Братьях" [Махатмах] и слишком мало или совсем не проповедуют о Братстве, потому, именно, они терпят неудачу. Сколько раз нам пришлось повторять, что те, кто вступают в Общество с единственной целью войти в контакт с нами [Махатмами], с целью если не приобретения, то, по крайней мере, убеждения в реальности таких [сверхъестественных] сил и нашего объективного существования - те преследуют мираж. … Только тот, у кого в сердце любовь к человечеству, кто способен в совершенстве охватить идею о возрождении братства на практике, только тот имеет право обладать тайными учениями. Только он один никогда не злоупотребит своими силами, так как в этом случае нечего бояться, что он обратит их на себялюбивые цели. … Когда-то было время, когда от моря до моря, от гор и пустынь севера до великих лесов и равнин Цейлона была только одна вера, один боевой клич - спасти человечество от страданий невежества во имя Того, кто первый учил солидарности всех людей [речь идет о Будде]".

«Теперь мы находимся среди борющихся людей, упрямых, невежественных, ищущих познания истины, и все же не способных ее найти, ибо каждый ищет ее только для своей собственной частной пользы и удовлетворения, не уделяя ни одной мысли другим».

Долг истинных последователей учения Теософии:

«...поддерживать в человеке жизнь его духовной интуиции. И при этом противостоять и противодействовать предрассудкам в любой форме — религиозной, научной или социальной и, прежде всего, ханжеству, будь то религиозное сектантство или вера в чудеса …. Главное же, что мы должны делать — стараться получать знания обо всех законах природы и распространять их; поощрять изучение тех законов, которые меньше всего понимаются современным людьми, так называемых оккультных наук, основанных на настоящем знании природы, вместо популярных нынче суеверных представлений, основанных на слепой вере и авторитете. Фольклор и народные предания, хотя порой в них и много вымысла, будучи тщательно отфильтрованы, могут привести к открытию давно утраченных, но важных тайн природы. Таким образом, Теософическое Общество стремится проводить эту линию исследования в надежде расширить область научных наблюдений и философии».

«Под тем, что у Общества нет собственных догматов или доктрин, подразумевается лишь то, что нет особых доктрин или верований, обязательных для его членов».

Этика Теософского общества:

«достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ».

«Но если кто-либо из членов Общества, … предпочтёт сохранять пороки и недостатки своей прежней жизни и даже будет потворствовать им, тогда, конечно, его скорее всего попросят отказаться от членства и удалиться; или же, в случае его отказа, исключат. Для таких случаев у нас имеются самые строгие правила. … Тот, кто хотел бы стать истинным теософом, должен научиться жить, как подобает таковому».

«Теософия — это безбрежный океан всеобщей истины, любви и мудрости, отбрасывающий своё сияние на землю, тогда как Теософическое Общество — лишь видимый пузырёк на поверхности этого отражения. Теософия — это божественная природа, видимая и невидимая, а её Общество — человеческая природа, старающаяся вознестись до своей божественной родительницы. И наконец, теософия — это незыблемое вечное солнце, а её Общество — это мимолетная комета, пытающаяся закрепиться на орбите, чтобы стать планетой, всегда вращающейся в пределах притяжения солнца истины. Оно было образовано, чтобы помочь показать людям, что такая вещь, как теософия, существует, и помочь им приблизиться к ней путем изучения и усвоения её вечных истин».

Теософское общество не является так же политической организацией.

«Оно в самом высоком смысле интернационально, поскольку в числе его членов — мужчины и женщины всех рас, вероисповеданий и образа мыслей, вместе работающие для одной цели — улучшения человечества;» поэтому «как общество оно не принимает абсолютно никакого участия ни в национальной, ни в партийной политике».

 
(Цитаты взяты из книг: "Письма Махатм Синнету", "Ключ к Теософии").
 
(автор статьи - Семёнов Анатолий)