Главная страница / Практическая теософия

 

Оснознавание непостоянства физического тела.

Каждый человек знает, что жизнь однажды закончится, после чего последует неизвестность. Религии по разному описывают путешествие души в ином мире, но все сходятся в одном - смерти невозможно избежать.
В каждом человеке с рождения заложено ощущение вечной жизни, кажется, что смерть это нечто нереально далекое, призрачное, поэтому люди не хотят задумываться о непостоянстве физического тела, строят далеко идущие планы, ставят цели, которые, если посмотреть на мир целостно, не стоят потраченных на них времени и сил.

Думать о жизни и мало задумываться о смерти - это совершенно естественное для человека качество ума. С одной стороны, благодаря этому факту человек начинает трудиться ради лучшей жизни, он создает семью, воспитывает детей, стремится сделать так, чтобы он и его родные были счастливы. Работает не покладая рук, потому как жизнь устроена так, что лентяй не добьётся успеха, необходимо быть упорным, настойчивым, волевым. Благодаря этому человечество смогло не только выжить, но и развиться до уровня, который мы видим сейчас. С другой стороны, подобное отношение к жизни порождает ложную высокую значимость материальных вещей - денег, славы и прочего. Стоит только взглянуть на мир в его цельности и осознать непостоянство жизни, как многие краски обыденности поблекнут, станут несущественными, приоритеты поменяются в сторону поиска смысла жизни и попыток его реализовать. Человек начинает переоценивать приоритеты и может оказаться не способным вести полноценную мирскую жизнь.

Не спроста в буддизме рекомендуют выполнять аналитическую медитацию на непостоянство физического тела и окружающего мира, чтобы осознать это как факт, а не просто задумываться об этом время от времени.

 

Что же случится когда это осознание будет достигнуто?
Во-первых, вещи приобретут свою действительную ценность, а не ту, которую им приписывает наше воображение. После того как придется расстаться с физическим телом мы не сможем взять из этого мира ни копейки, поэтому нет смысла стремиться накопить богатства. С другой стороны, жизнь в нищете это тоже крайность.

Во-вторых, жизнь наполнится смыслом. Нет ничего хуже, чем бессмысленное существование. Чтобы придать жизни хоть какой-то смысл, некоторые люди начинают придумывать себе хобби, увлечения, а если человек увидел смысл жизни в семье, то он может завести много детей, все ради того, чтобы не почувствовать себя никчемным, а свою жизнь прожитой зря.

 

Религии предлагают свою цель в жизни и для большинства из них, для ее реализации необходимо отказаться от мирской жизни, порвать с общественными связями, уйти в монахи или заняться освободительными практиками. Религии асоциальны, за редким исключением они презирают обыденную жизнь, считают ее неправильной, греховной. Но если бы не грех мужчины и женщины, то ни один святой, каким бы высоким он не был, не смог бы родиться и мир не узнал о нем.

Теософия, в отличии от некоторых религий, не призывает отказаться от жизни, а скорее наоборот, объясняя устройство мира, убеждает в его необходимости, как площадке для эволюции всех живых существ. Долг каждого человека не просто использовать ее в своих личных целях, а сделать все возможное, чтобы и другим дать такую же возможность. Нас воспитали родители - следовательно, мы должны отдать долг и дать как можно более правильное воспитание своим детям. Уход в монахи возможен только в редких и исключительных случаях, когда человек понимает, что совершенно не создан для мирской жизни, а не так как сейчас это происходит, часто в результате разочарования жизнью или по иным совершенно не связанным с духовным развитием мотивам. Или как дань обычаям, например, в тибете, где раньше старшего ребенка отдавали в монахи не потому, что он этого хотел, а  потому, что так принято. Конечно по мере взросления никто насильно в монахах удержать ребенка не мог, но все же многие оставались, потому, что это возможность для праздной жизни, где не надо заботиться ни о чем. Если кто-то захочет прочитать об этом больше, советую заглянуть в статью "Аскетизм или семья".

 

Но так как сейчас рассматривается первый принцип - физическое тело, то в завершение хочется добавить, что наша плотная оболочка не тяжкое бремя, избавившись от которого, человек воспарит в облаках словно ангел, наделенный необычными способностями, наполненный радостью и счастьем. Согласно теософии, природа ничего не делает просто так, и наше физическое тело - это не чья-то причуда, не наказание или что-то еще, это просто необходимость. Только находясь в физическом теле человек может учиться, получать опыт и развиваться. Природа очень долго шла к тому, чтобы человек получил более-менее совершенное тело. На это потребовались миллионы лет, уже одно это говорит о том, насколько оно важно для эволюции. Поэтому и отношение к нему должно быть соответствующее. Да оно временно, но оно крайне необходимо для развития, поэтому и следить за ним надо точно так же как скупец следит за своей самой дорогой вещью, но в то же время понимать, что оно временно.


Практиковать осознание непостоянства физического тела достаточно просто, но необходимо это делать регулярно, тогда и придут успехи. Достаточно почаще задумываться о том, что рано или поздно, но это тело придется оставить, одно только это упражнение способно привести к переосмыслению жизни. В прошлом мы уже воплощались много раз и то же самое предстоит сделать в будущем, пока не достигнем состояния, когда необходимости в физическом теле уже не будет, только тогда эволюция выйдет на новый уровень. А до этого момента необходимо использовать каждый день, чтобы победить свою низшую природу, потому как именно она заставляет нас раз за разом воплощаться на этой планете.

Не надо бояться мыслей о смерти, это естественная реакция ума, которую следует преодолеть. Все свершится в назначенный срок, хоть думай, хоть не думай, но осознание непостоянства всего в нашем мире окажет неоценимую помощь в победе над своим эгоизмом и привязанностями.

Вторым способом, помогающим осознать непостоянство жизни, является размышление над чувствами, порожденными физическим телом. К ним относится ощущение холода, тепла, чувство голода, жажды и так далее. Люди ассоциируют их с собой, со своим Я, хотя на самом деле это не так. Не человек проголодался, а его тело подает ему сигнал о том, что желудок пуст. Подобное обособление себя от своего тела так же поможет осознать его временность, а заодно и направит мышление к обнаружению своего истинного Я, которое не является ни чувствами, ни эмоциями, ни мыслями, ни ощущениями. Это упражнение поможет правильно оценивать требования тела, потому как очень часто даже желание съесть что-то сладенькое является не нашим внутренним желанием, а требованием организма получить быстрые углеводы. Осознание этого факта позволит не поддаваться таким требованиям.

Третьим упражнением будет размышление о непостоянстве окружающего мира. Каким бы прочным не казался предмет, рано или поздно, но он разрушится. Нет ничего постоянного, что могло бы существовать веками. Вещи, которые нас окружают, временны и этот факт подсознательно начнет переноситься и на физическое тело. Кроме того, польза от этого упражнения заключается еще в том, что оно учит не привязываться к вещам, а выстраивать правильное отношение к ним.

 


«Первое наиболее существенное заблуждение, которое тебе придется преодолеть, — это отождествление себя со своим физическим телом. Начни смотреть на свое тело лишь как на дом, в котором ты временно поселился, и тогда ты никогда не уступишь его соблазнам. Последовательными натисками старайся побороть наиболее явные слабости своей природы путем развития мысли в направлении, которое убьет в тебе каждую отдельную страсть. После первых усилий ты почувствуешь невыразимую пустоту в сердце; не бойся, но прими это как нежные сумерки, возвещающие восход солнца духовного блаженства. Печаль не есть зло. Не жалуйся: то, что кажется тебе страданием и препятствием, часто на самом деле представляет собой таинственные усилия природы помочь тебе в твоем труде, если ты сумеешь правильно их использовать. Взирай на все обстоятельства с благодарностью ученика».

Е. П. Блаватская "Некоторые указания для каждодневного пользования "

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)