Главная страница / Введение в теософию 

 

Аскетизм или семья?

 

Все религии можно условно разделить на два типа: признающие аскетизм и отрицающие его. К тем религиям, которые делают упор на аскетизме можно отнести христианство, индуизм, буддизм, джайнизм и некоторые другие учения. К отрицающим религиям можно отнести иудаизм, ислам, зороастризм и т.д.

Одним из основных условий для аскезы является безбрачие или монашество. И здесь теософия, так же как и по многим другим вопросам, занимает срединный путь. С одной стороны она признает аскетизм, как необходимое условие для духовного развития, для оккультизма, но с другой стороны также придает большое значение правильной обыденной жизни. Не зря самой первой и основной целью теософского общества является Братство человечества, вне зависимости от пола, расы или вероисповедания. И в этом ее основное отличие от религий, которые регулируют мирскую жизнь нормами, правилами, требованиям, законами, данные их Богом, как необходимость, а не ради лучшей и счастливой жизни на земле.Так в иудаизме правоверный иудей должен исполнять 613 заповедей. Священная книга - Тора или Моисеево пятикнижие регламентирует все области жизни, начиная от семейной и заканчивая наказаниями за проступки: "Око за око, зуб за зуб, руку за руку .. " и т.д. Все в жизни иудея должно совершаться в полном соответствии с требованиями Торы. Здесь можно так же вспомнить брахманизм, регулирующий каждый шаг в жизни домохозяина, в соответствии с той кастой к которой он принадлежит.

 

Но ни одна из этих религий даже не помышляет о Братстве всего человечества, они все замкнуты на самих себе, в результате складываются социальные группы, конфликтующие друг с другом за право называться истинными, тогда как теософия доказывает, что нет религии выше Истины, а это значит, что жизнь дана одинаковой для всех и ее цель и правила, которые необходимо учитывать едины, не зависимо от того к какой конфессии человек принадлежит. Кроме того, когда жизнь во всех областях деятельности ограничена большим количеством требований и правил, то это приводит к их механическому соблюдению, автоматическим действиям, в которых уже нет никакой пользы для духовного развития. В этом заключается причина исчезновения брахманизма, который некогда был доминирующей религией в Индии, но жизнь обычного человека стала настолько сложной, что он уже не мог даже выйти из дома без выполнения определенного обряда. Можно тут так же вспомнить слова Иисуса: "Суббота для человека, а не человек для субботы". Тем самым он разрушал многие бессмысленные требования Торы, стремясь поставить духовное развитие, любовь к людям и к Богу на первый план, вместо автоматического соблюдения заповедей.

 

Теософия не имеет четко прописанных заповедей, которые неукоснительно должны соблюдаться. Еще меньше она использует понятие греха. Единственное, на чем теософия настаивает, так это на том, что каждый в меру своих сил и понимания, должен стремиться к преобразованию своей природы, к алхимической трансмутации низшего в высшее. Она говорит только о том, что правильно, а что нет, к чему стоит стремиться, а от чего полезно воздерживаться. Если сейчас нет возможности отказаться от некоторых привычек, то необходимо не отчаиваться, а закладывать основу, чтобы в будущем можно было преодолеть это препятствие, изменяя мышление, изучая теософию и другие религии, развивая волю и так далее. Понятию греха всегда сопутствует чувство вины, что может лишить человека силы и веры в себя. Никто не может достичь совершенства в один момент, путь к этому долог, последовательно, шаг за шагом, человек разрушает себя прежнего, создавая свой новый образ, чище и совершеннее. Автоматическое соблюдение заповедей не приведет к прогрессу, потому как они лишь внешняя оболочка, создающая видимость религиозности, но внутренний человек важнее внешнего.

 

Отрицая эволюцию, религии лишают себя основания для мирного сосуществования с другим учениями. Изучающий же теософию, напротив видит, что все они основаны на единой мудрости и различие лишь внешнее. Семейная жизнь важна, но не в том смысле, что так захотел Бог, она важна, прежде всего, как неотъемлемый элемент развития человечества и его эволюции. Мы имеем,  возможность развиваться и совершенствоваться потому, что воплотились в физическом теле, благодаря нашим родителям. Если бы все люди на планете стали монахами, то человечество вымерло, а этого нельзя допустить, путь к совершенству долог и занимает не один десяток и даже не одну сотню жизней, а это значит, что постоянно должна быть возможность для воплощения. Следовательно, подарить жизнь другому человеку, дать ему возможность эволюционировать - это наш долг. Внутрисемейные отношения во многом определяют характер и стремления ребенка, поэтому теософия делает упор на межличностных взаимоотношениях, преодолении в себе эгоизма, развитии альтруизма и сострадания, взаимопомощи, поискам истины, развитию мысли, образованию полноценного Братства на планете.

Эволюция немыслима без семьи. Сколько бы не убеждали нас некоторые религии, что все тлен, мирская жизнь бессмысленна и от нее следует отказаться, так как имеет значение только личное развитие, которого можно достигнуть покинув общество и уединившись где-нибудь в горах, пещерах, лесах, в своей келье, или держа обет безбрачия, ролью и значением семьи для эволюции нельзя пренебрегать. Здесь снова можно вспомнить брахманизм, согласно которому человек мог оставить дом и семью для духовного развития только после того, как увидел своих внуков, когда его дети, став взрослыми, в состоянии самостоятельно прокормить семью. Долг перед человечеством и богами выполнен, можно покинуть общество, если есть желание, это правило не являлось обязательным.

 

Поэтому, что такое теософия? Теософия  это не только аскетизм, но и полноценная жизнь, наполненная красками и радостью, гармоничными взаимоотношениями, сочетаемыми при этом со стремлением к добру и благу, духовности и состраданию. Воспитание детей играет в этом далеко не последнюю роль, потому как в некоторой степени от родителей зависит каким человеком вырастет ребенок, проживет ли он свою жизнь с пользой для себя и общества или будет влачить бессмысленное, а иногда и вредное для окружающих существование.

 

Есть два способа развития: первый - когда человек ускоряет свое развитие благодаря оккультными практикам, а второй - когда человек идет нога в ногу со всем человечеством. Нельзя сказать, что семейная жизнь обязательна для всех. Иногда, в силу кармических заслуг в прошлых жизнях, человек испытывает настолько сильную тягу к оккультизму и духовной жизни, что уже не может оставаться в рамках социума. Тогда, он готов встать на путь аскетизма, чтобы в полной мере реализовать свой скрытый потенциал и достичь совершенства - Адепства. Для успешного развития эволюции такие люди тоже необходимы, они служат своего рода маяком для всего человечества, соединительным звеном между нашим миром и миром Высшим, это посредники способные направлять наше развитие на земном плане, без них человечество не смогло бы подняться выше примитивного уровня, потому как они своими способностями доказывают, что человек является носителем Божественного Духа, своего Высшего Я, которое необходимо раскрыть в себе, чтобы стать полноценным человеком. Без аскетизма лишь в редких случаях возможно раскрыть в себе свой Божественный потенциал. Поэтому святых людей, обладающих Божественным провидением и прочими необычными способностями, среди приверженцев религий, настаивающих на аскетизме, в разы больше, чем в том же иудаизме. Мистические течения ислама и иудаизма - суфизм и каббала, аскетичны по своей сути, они дали рождение не одному снятому.

 

При этом надо помнить, что чем выше адепт, тем меньше он имеет возможности вмешиваться в мирскую жизнь. Поэтому так важно иметь сотрудников эволюции среди обычных людей, в меру своих способностей помогающих эволюции пройти нынешний этап развития, который полон горя и страданий. Мы едва преодолели нижнюю точку цикла, Кали Юга еще не кончилась и от нас зависит, пройдем ли мы ее по уши увязнув в бедах и страданиях или же проскочим относительно легко, но это станет возможным, только если Братство человечества станет реальностью не на словах, а в жизни.

 

"Чем более духовным становится адепт, тем менее он может вмешиваться в мирские, грубые дела, и тем более он ограничивает себя духовной работой. Множество раз повторялось, что работа в высшем плане является столь же превосходящей работу в плане интеллектуальном, сколь эта последняя является более высокой по отношению к работе в физическом плане. Поэтому самые высокие адепты действительно помогают человечеству, но только в духовном смысле: по своей природе они не могут вмешиваться в мирские дела. Но это относится только к самым высоким адептам. Имеются разные степени адептства, и адепты, находящиеся на разных стадиях, трудятся для человечества в том плане, до которого они доросли. И только челы могут жить в мире до тех пор, пока они не поднялись до определенного уровня. Именно таким образом адепты заботятся о мире, помогая своим челам жить в нем и заботиться о нем, как об этом осведомлены многие из тех, кто изучал данный вопрос. Каждый цикл создает своих собственных оккультистов, которые могут работать для человечества своего времени в самых различных планах; но если адепты предвидят, что в какой-то период человечество не сможет создать оккультистов для работы в тех или иных планах, то в таких случаях они помогают человечеству или путем добровольного отказа от своего собственного продвижения вперед, ожидая, пока человечество пройдет этот период, или,отказываясь вступать в нирвану и подчиняясь перерождениям, если человечество требует их помощи в это время. И хотя мир может ничего не знать об этом, но даже сейчас имеются некоторые адепты, которые предпочли сохранить statu quo и отказались от более высоких степеней для блага будущих поколений человечества. Коротко говоря, поскольку адепты работают гармонично – так как фундаментальным законом их бытия является единство – они как бы разделили между собой труд, благодаря чему каждый работает для духовного возвышения всех нас в течение выделенного ему времени;".

 

Е.П. Блаватская "Является ли желание жить эгоистичным"?

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)