Главная страница / Библиотека / Статьи Е.П. Блаватской

Синтез оккультной науки (продолжение)

В настоящее время есть много людей занимающихся философствованием, но существует только одна философия, один синтез одной Вечной Природы. До появления «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской никто в современную эпоху, за исключением Платона, не давал Западу ничего, даже приблизительно подобного законченной философии. Труды Платона старательно завуалированы символическим языком Посвящённых. Тайная Доктрина, появившаяся два тысячелетия спустя, в век так называемой науки, направлена к научной мысли века, и, следовательно, рассматривает весь предмет, в основном, с точки зрения науки. Настоящему веку не хватает философии, как веку Платона не хватало науки. Из этого следует, что одновременно с признанием в равной степени философии и науки, представляя себя мысли времени, Тайная Доктрина должна признать существование здесь, как она признаёт повсюду, закона Циклов, управляющего интеллектуальным развитием человечества так же, как он управляет вращением солнц и миров. И поэтому она обращается ко времени с того плана мысли, который на подъёме. А поскольку аналитическая мысль в расцвете, поскольку это — мыслеформа века, похоже, что большинство читателей просмотрели широкий синтез и таким образом пропустили философию Тайной Доктрины. Единственной целью этой короткой и фрагментарной работы было желание привлечь внимание к этому вопросу.

Мы живём в переходный период, а в приближающемся двадцатом веке произойдёт возрождение истинной философии, и Тайная Доктрина будет основой Новой философии. Сегодняшняя наука, представленная такими, как Кили, Крукс, Лодж, Ричардсон и многие другие, уже шагает так близко к границе оккультной философии, что будет невозможно предотвратить вступление нового века в оккультное царство. «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской — это источник научных фактов, но это не самое главное её качество. Эти факты, по крайней мере приблизительно, поставлены в такое отношении к синтезу или философии оккультизма, что позволяют сравнительно облегчить задачу способного, серьёзного и разумного ученика, который ищет истинные знания, чтобы выйти за пределы любого предубеждения. Нигде больше в англоязычной литературе закону эволюции не даётся такого охвата и размаха. Этот закон напоминает непрестанное и неизменное звучание глубокого моря, и видит нашу Землю во всех её изменениях «от рождения времени до звона смерти». Он сопровождает человека в его тройственной эволюции, физической, ментальной и духовной через совершенный круг безграничной жизни. Дарвинизм достиг своих пределов и отступил. Человек, определённо, эволюционирует от низших форм. Но какой человек? Физический, психический, интеллектуальный или духовный? Тайная Доктрина указывает, где линии эволюции и инволюции встречаются, где материя и дух пожимают руки, и где восходящее животное стоит лицом к лицу с падшим богом. Потому что все природы встречаются и переплетаются в человеке.

Не судите положения Тайной Доктрины отдельно, ибо это не так. «Независимости» в них не больше чем в личностях, составляющих Человечество. Взаимозависимость существует везде, в природе и в жизни.

Даже члены Теософского общества часто удивлялись почему Е.П.Б. и другие, хорошо известные обществу люди, придавали особое значение доктринам Кармы и Перевоплощения. Не только потому, что люди легко понимают эти доктрины и они приносят им пользу, не только потому, что они действительно представляют солидную основу для этики или всего поведения человека, но потому, что они — основной принцип высшей эволюции человека. Без кармы и перевоплощения эволюция — это только фрагмент, процесс с неизвестным началом и концом, который невозможно распознать, проблеск того, что может быть, надежда на то, чему следует произойти. Но в свете кармы и перевоплощения эволюция становится логикой того, что должно быть. Все звенья в цепи существования занимают свои места, а круги причин и жизни завершены. Карма даёт вечный закон действия, а перевоплощение обеспечивает безграничное поле для её проявления. Тысячи людей, не способных воспринять полный синтез этой бесконечной эволюции, столь важной частью которой они являются, могут понять эти два принципа, применить их, как основу для поведения, и вплести их в структуру своих жизней. Следовательно, давая, даже поверхностному мыслителю и слабому, не умеющему логически мыслить человеку, прекрасную этическую основу и безошибочный ориентир в жизни, теософия строит в направлении будущей реализации Всеобщего братства и высшей эволюции человека. Только немногие из этого поколения понимают работу, которая предпринимается или то, сколько уже сделано. Мрак этого времени в отношении истинно философской мысли нигде так не виден, как в способе, которым оппозиция ведёт войну против этих доктрин Кармы и Перевоплощения. За семнадцать лет существования в мире теософского движения ни из одного источника не проводилось серьёзной и логической попытки дискредитировать эти доктрины на философской основе. Были отрицание, насмешки и осуждение ad nauseam (до тошноты). Дискуссий на такой основе и быть не могло, потому что с самого начала эти доктрины были предложены и отстаивались с логической и бесстрастной философской позиции. Отвечать на насмешки невозможно и того не стоит, ибо они — не аргументы, а влияние слабого ума, рождённого предубеждением и невежеством.

Синтез оккультизма, таким образом, это философия Природы и Жизни, всё охватывающей, широкой и свободной истины, которая понимает каждый научный факт в свете безошибочного процесса Вечной Природы.

Скоро придёт время, когда истинно передовые мыслители века будут принуждены оставить своё безразличие, своё презрение и чванство и следовать в направлении философского исследования, заложенного в «Тайной Доктрине». Лишь немногие ещё осознали обширность этих ресурсов, потому что для этого необходимо мышление почти незнакомое нынешнему времени эмпиризма и индукции. Это откровение древних веков, неразрушимое и вечное, которое, тем не менее, может быть преданным забвению и потеряно, но может возрождаться снова и снова, т.е. перевоплощаться, как сам человек.

Живущий в одном цвете радуги слеп к остальным цветам. Живи в Свете рассеянном во всей дуге, и ты будешь знать её всю». — «Путь»
Тот, кто не знает обыкновенных вещей жизни — животное среди людей. Тот, кто знает только обыкновенные вещи жизни — человек среди животных. Тот, кто знает всё, что может быть изучено прилежным расследованием — Бог среди людей. — Платон

 

«Путь», Ноябрь, 1891 г.
 Февраль, Март, Май, 1892 г.

 

Страница 1, 2