Главная страница / Практическая теософия

 

Победа над судьбой.

Везде и во все века существовало деление, между старыми людьми, считающими себя опытными в житейских делах, и молодыми, желающими победить обстоятельства и трудности. Как правило, в возрасте люди больше склоняются к мнению, что судьба человека предопределена, в то время как молодые обычно склонны рассуждать о победе над судьбой. Пожилые люди, чья жизнь в прошлом полна успехов и разочарований, говорят что «природа сильнее, чем попытки ее изменить». Молодежь восклицает: «жизнь будет приносить несчастья и беды, но мы сами можем сделать нашу собственную судьбу, одержать победу и достичь того к чему стремимся».

Та же проблема судьбы и свободы воли видна в истории: обстоятельства формируют руководителей, вождей, гениев, или же великие мужчины и женщины формируют обстоятельства? Обстоятельства сделали Наполеона или Наполеон творил обстоятельства своей проницательностью и дальновидностью? Какое из двух предложений правильное: обстоятельства делают человека или человек создатель и мастер обстоятельств?

Две школы философии борются в “королевской битве” на протяжении веков; и даже в современной науке имеются свои приверженцы и почитатели как предопределения, так и свободной воли. Только теософы, на протяжении веков, отказывались принадлежать к какой-либо из этих двух школ мысли. Кришна, Будда и им подобные великие личности во всех странах и во все времена учили тому же, что и мадам Блаватская объясняла в теософии нашего времени. Отказавшись от двух крайностей они учили, что и предопределение  и свободная воля работают рука об руку, бок о бок, в жизни каждого мужчины, женщины и ребенка. Судьба и свободная воля принадлежит учению о карме. Непонимание и неверное толкование этого учения имели место. Таким образом, мы видим, что часто Карма рассматривается как то, что уже предопределено и никаким образом не может быть изменена. В Индии понятие кармы было совершенно неверно истолковано. Люди бездействуют в самых обычных трудностях и говорят — “Карма.” Если мусульманин, то говорит—”судьба.” Только люди с амбициями и стремлениями завоевать “свежие поля и новые пастбища,” отметают учение о карме как лепет непросвещенных.

Давайте рассмотрим ошибочность обеих этих позиций. Во-первых, те, кто смотрит на карму, как предопределенности судьбы. Если все уже определено, если ход жизни человек фиксирован, то зачем стремиться сделать что-либо великое или благородное, зачем беспокоиться о жизненных обстоятельствах? Все предопределено, все предрешено, поэтому, принимайте то, что судьба подбрасывает вам на пути, идите, пока смерть не позовет вас. Такой взгляд на жизнь не только удручает, он унизителен. Весь опыт противится этому. Маленькое наблюдение показывает ошибочность такого понимания. Другая точка зрения отвергает закон кармы. Отвергните карму, и у нас нет адекватной замены идущей от современной науки и западной философии, чтобы объяснить страдания и предлагаемые решения для их устранения. Жизнь становится механической — дать пищу для организма, как дают топливо для двигателя. Жизнь становится материалистической  — хорошо питаться и наслаждаться, иметь какое-то хобби -  политику, искусство или литературу, и стараться быть честными, добрыми, насколько это возможно.

 Сотни и тысячи мужчин и женщин колеблются между этими двумя взглядами на жизнь, они трудятся без реального понимания жизни, не имея твердых принципов, чтобы направлять их и руководить ими. Основной принцип, который Теософия предлагает как саму основу жизни, это учение о карме, которая все равно, что компас и карта в руках человека в чужом и огромном городе. Любая человеческая душа обладая пониманием закона кармы может найти свой путь к счастливой и гармоничной жизни в этом огромном и сложном мире, ведь она показывает нам, как преодолеть свои слабости и препятствия; как мы можем развернуть наши силы и достоинства; прежде всего, как мы можем справиться с ежедневными жизненными обстоятельствами.

Каждый из нас испытывает на себе влияние двух основных факторов:

1) Внешних обстоятельств, окружающей среды. Нас окружают люди и события. Каждый ребенок, рожденный в этом мире, окружен стечением обстоятельств, в семье или в стране, и это такой же неотъемлемый фактор в нашей жизни как воздух, которым мы дышим. Это говорит о том, что ребенок рождается в обстоятельствах, формирующих его судьбу.

2) Но есть второй фактор. Мы имеем внутри себя определенный потенциал для управления этими обстоятельствами, людьми и вещами. Ребенок при рождении обладает способностью кричать и, таким образом, он начинает дышать. Тем не менее, многие дети умирают при рождении, так как неспособны закричать и, таким образом, вдохнуть воздух. Есть тысячи мужчины и женщины, умерших морально или психически, им кажется, что их силы и возможности иссякли. Но даже эта способность или неспособность повлиять ситуацию - результат прошлых действий. Важно принять к сведению, что эти два фактора, один внутренний, а другой внешний, не результат случайности или несчастного случая. Наши внешние обстоятельства являются следствием кармы; наш внутренний потенциал – это тоже результат кармы. Оба эти результата, т. е. последствия,  исходят из предыдущих причин.

Если мы имеем плохие мысли, плохой характер, бедность, то это результат определенных причин. Некоторые люди называют это судьбой. Если это судьба, то мы можем спросить: кто сделал, создал или вызвал эти обстоятельства? Кто сделал мой ум и мое настроение такими какие они есть? Кто вылепил мой характер? Все зависит от ответа на главный вопрос. Этот ответ содержит ключ к тайне жизни.

Есть три ответа: источником первого ответа является современная наука. Наука говорит, что не знает, как закон причинно-следственной связи функционирует в нравственном мире, производя различные по качеству и интенсивности настроения и темпераменты, в разуме и сердце, его способность противостоять окружающей среде. Наука считает наследственность как способ или метод проявления этих различий, то есть через наследственность мы знаем, если не все, то, по крайней мере, многое о том, почему мы такие, какие есть.

Второй ответ исходит от ортодоксальной религии. Бог создал каждую человеческую душу по своей воле, или множества богов сочетались, чтобы подготовить условия для каждой человеческой души. Другими словами, какая-либо внешняя сила зафиксировала нашу судьбу и все, что мы можем сделать, это сказать: “Воля Бога”, “да будет воля его” и так далее. Бедный должен оставаться бедным это Божья воля, — такова философия ортодоксальной религии.

Третий ответ исходит из теософии, в котором говорится, что каждый человек является создателем своего характера, Творцом своей судьбы. Но он тут же добавляет, что процесс создания характера формирующего судьбу продолжается даже сейчас. Он не будет твориться, говорит Теософия, если заглядывать только в прошлое, не интересуясь будущим. Нельзя говорить, судьба, а не свободная воля;  так же как нельзя сказать свободная воля, а не судьба, нельзя говорить  судьба против свободной воли, правильным будет  -  судьба путем свободной воли или с помощью свободной воли через судьбу. Прошлое и будущее встречаются в настоящем для каждого из нас. Наше нынешнее внутреннее мироощущения и внешние обстоятельства являются результатом прошлого, а так же тем, что создает форму и цвет будущего.

Это фундаментальный принцип Закона кармы: мы творим наше будущее, материал, из которого создаем это будущее, мы принесли с собой из прошлого. Каждый из нас лепит и формирует свое будущее, и единственный вид ограничений, от которых мы страдаем, приходит к нам из нашего прошлого. Возьмем пример: в школе, мальчик выделен за свой высокий интеллект, по сравнению с интеллектами других мальчиков он блестящий. Но, сдавая экзамен, он вынужден использовать свой блестящий ум; только от его усилий будет зависеть успех; его прошлое заслуги, накопленные в предыдущих жизнях, вне всякого сомнения, помогут ему, но делать ему придется самому. Так, Теософия учит, что каждый из нас приносит с собой свой внутренний потенциал, а также каждый создает для себя свой внешний мир, и это его материалы, его инструменты для работы в настоящем ради будущего.

Как мы должны бороться с нашей собственной судьбе? Давая правильный ответ на то, что судьба приносит нам. Принимая и извлекая уроки, когда мы не можем изменить ее, несмотря на наши усилия. Но мы также должны спросить себя, почему мы хотим бороться с нашей судьбой? Если мы желаем знания и отличный ум, если мы желаем иметь благородный характером, для того, чтобы быть успешными в мире, значит, мы на ложном пути. Если наше желание – рост души, чтобы принести счастье и просветление другим, тогда мы добьемся успеха. Нашей целью в жизни должно быть духовное и верное служение нашим ближним. Это двигатель –  сила  и ужасные страдания физические, психические, нравственные, которые настигают нас в виде несчастных случаев, вызваны отсутствием правильного двигателя. Нет смысла стремиться стать индивидуально счастливым, или обрести успех и славу, или скопить деньги, или даже сделать одного, двух или несколько человек счастливыми. Для фактической реализации этого стремления нам нужно Видение. Многие люди хотят свободы души, внутреннего мира и силы. Без адекватного видения они терпят неудачу. Есть люди, которые принимают аспект справедливой кармы и они повторяют, что их судьба это то, что они заслужили; вот почему они не могут добиться прогресса. Надо четко понимать, что мы это не только набор заслуг, потенциальных возможностей, но так же и наши желания. Наше отношение сразу меняется, когда перед лицом препятствий и трудностей мы говорим: “это то, что я желал.” Далее мы должны действовать в соответствии с нашими устремлениями и видением. В борьбе с судьбой, необходимо победить ее так, чтобы в дальнейшем не было необходимости снова проходить через уже пройденное, мы должны заполнить наши дни жертвенными действиями. Простой опыт повседневной жизни показывает нам, что мы чувствуем себя счастливыми и даже одухотворенными, когда делаем что-то для кого-то. Это естественно для хорошей мамы, любить и жертвовать ради своих детей, для друзей, с готовностью идущих на жертвы ради своего товарища; но в таких жертвоприношениях, видения и стремления не хватает и поэтому возникают проблемы и путаница, а со временем и разочарования. Все наши жертвенные действия должны быть безличными и мудрыми.

Когда возникают трудности полезно смотреть на них как прекрасные возможности для развития выносливости и силы. Наша бедность является возможностью; наше невежество есть возможность; наши враги – возможности. Все, что мы имеем, деньги или иные богатства, мало или много, это также возможность. Говорят, что богатство увеличивает богатство. Существует философский принцип, лежащий в основе его; что если мы используем то, что имеем справедливо и правильно, то мы получаем больше. Точно так же наше невежество есть возможность использовать то знание или интеллект, которым мы обладаем, он может быть не высоким, но это наш интеллект. Так наши враги дают возможность убить в себе то чувство, которое порождает вражду. Как это сделать? Активизируя дух дружелюбия, и, поступая так, мы привлечем больше друзей и укрепим наши узы дружбы с настоящими друзьями. Так мы можем расти в свободе, мудрости и жертвенности. После того, как мы вошли в поток Правильного Стремления и сохранили свое видение перед собой ясно, мы будем плыть вперед с каждым жертвенным поступком, пока мы не достигнем другого берега – Земли Великих Людей, осознавших свою божественность

В преодолении судьбы, в понимании того, что каждый из нас является создатель своей судьбы, мы находим, что есть те, кого зовут Владыки Кармы, свободные от оков кармы в настоящее время они занимаются проявлением кармы, об этом Гита говорит в Adhi-Yajna, великая жертва.

 

Если в душе есть свет, то в человеке будет красота.

Если есть красота в человеке, то будет гармония в доме.

Если есть гармония в доме, будет порядок в стране.

 Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире.

-Китайской Пословица

 

 

Источник: журнал "The Theosophical Movement" (Январь, 2014) - ОЛТ Индии.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)