Шестая ступень - ДХЬЯНА.

После того как в результате практики четвертой ступени – Вайрагья и пятой ступени  - Вирья, ум достиг состояния полной беспристрастности по отношению к окружающим предметам и обстоятельствам, нет преград для обретения совершенного сосредоточения – Дхьяны. Уже ничто не способно вывести ум из равновесия, в любой ситуации он остается таким же спокойным как пламя свечи, защищенное от ветров и непогоды стеклянным колпаком.  Но будучи еще полностью не укрощенным, он все еще блуждает от одного объекта к другому, не задерживаясь подолгу ни на одном. Это блуждание ума не позволяет полностью раскрыть в себе высшее «Я». Подобно тому как спокойная вода не оказывает препятствие для света, но все же мелкая рябь на ее поверхности, искажает реальность и не позволяет рассмотреть дно. Состояние единства со всем Сущим не может быть осознано, пока эта мелкая дрожь в уме не будет окончательно успокоена.

 Вот, что об этом сказано в книге Елены Блаватской «Голос Безмолвия»:

«Отныне открыт для тебя путь через врата вирьи, пятые из Семи Врат. Ты на пути, ведущем к пристани дхьяны, шестым вратам — вратам Бодхи.

Врата дхьяны подобны алебастровому сосуду, белому и прозрачному; внутри горит ровный золотой огонь, пламя праджни, излучаемое атманом.

Ты — тот сосуд.

Ты отстранился от объектов чувств, шёл "Путём видения" и "Путём слуха", и стоишь в свете Знания. Отныне ты достиг состояния титикши.

 О нарджол, ты в безопасности».

Напомним, что Боддхи означает прозрение или просветление, именно к нему ведет овладение Дхьяной. Титикша является пятой ступенью раджа-йоги, и характеризуется обретением состояния полного безразличия к тому, что в обычной жизни называется «радостью и горем». То есть нечувствительностью, как к физическим, так и умственным страданиям и радостям. Это состояние обретается в результате практики четвертой и пятой ступени. Тот, кто овладел этим, находится в безопасности и может смело приступать к овладению шестой ступени.

Термин «Дхьяна» не имеет однозначного перевода. Его используют для описания размышления или созерцания, но чаще всего применяют для описания состояния глубокого сосредоточения, обретаемого в результате медитативных практик.

Одной из характеристик Дхьяны является слияние медитирующего и объекта медитации в одно целое. Окружающий мир перестает существовать, сознание медитирующего полностью поглощено выбранным объектом, постигая, при этом, все его аспекты, как на физическом, так и на более тонких планах. Это приводит к развитию сверхъестественных способностей, так называемые сиддхи, которыми так славятся йоги. Это может быть ясновидение, яснослышание, умение читать чужие мысли, предсказывать будущее, лечить болезни, материализовывать предметы и многое другое, но надо при этом помнить, что сами по себе эти феноменальные способности не цель, они являются своего рода побочным продуктом дхьяны, тогда как истинная цель – это слияние со своим высшим «Я», со своей «Отчей Душой», возвращение в естественное Божественное состояние.

В этом заключается одна из опасностей Дхьяны – сверхъестественные силы вместе с возможностью направить их во благо человечества, несут в себе так же соблазн использования в личных эгоистических целях, что отбросит человека далеко назад. Кроме того, овладев одной способностью, у ученика может возникнуть желание овладеть еще одной, затем еще, тем самым истинная цель всех его стараний отойдет на второй план, что означает так же регресс.

В Индии очень популярна история о двух братьях, старший из которых удалился в горы для медитаций. Через 12 лет, обретя сиддхи, он возвращается обратно. Младший брат был рад видеть его и попросил: „Пожалуйста, покажи мне некоторые оккультные силы. Ты практиковал йогу двенадцать долгих лет, тогда как я вел обычную жизнь. Покажи мне, чего ты достиг“. Старший сказал: „Пойдем со мной“.

Оба брата вышли из деревни и спустились к реке. На берегу реки старший брат сел и вошел в глубокую медитацию. Через некоторое время он встал и пошел через реку по поверхности воды.

Младший брат тут же позвал перевозчика, дал ему анну и быстро пересек реку. Когда братья встретились, младший сказал: „Ты потратил двенадцать лет на то, что я могу сделать за пять минут? Это и есть результат твоих лет духовной дисциплины и суровой жизни? Стыд, стыд!“

Старший брат понял, что он глупо потратил время. Он опять ушел из дома, чтобы в этот раз вдохновляться только Светом, Истиной и Богом».

О методах практик Дхьяны можно найти множество информации в различных книгах, но одно из самых ранних упоминаний об этом принадлежит «Бхагавад Гите»:

«Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога.»

 В различных религиях количество стадий Дхьяны отличается. Наиболее известны четырех и восьми ступенчатая дхьяна. Но, на сколько бы ступеней она не подразделялась, конечный результат у всех практически одинаков – это состояние полной умиротворенности и покоя, сопровождаемое невыразимым блаженством. Это состояние в индуизме называется Самадхи, в буддизме Шаматха. Ум полностью усмирен и очищен от всякой скверны. Единство с высшим «Я» обретено, ученик становится Учителем, как самого себя, так и окружающих. Оковы иллюзии исчезли, восприятие себя как обособленного личного «я» растворилось в осознание Единства себя со всем сущим.  Божественное присутствие, обретенное на третьей ступени (Кшанти) обрело новую реальность, ученик предстал перед своей Отчей Душой, перед своим высшим «Я» лицом к лицу, он слился с Ним как капля сливается с океаном. Вот как это состояние описывает Елена Петровна Блаватская в своей книге «Голос Безмолвия»:

«Отныне твоё я потеряно в Я, погрузилось в То Я, из которого ты излучился.

Где же твоя индивидуальность, о лану, и где сам лану? То — искра, исчезнувшая в пламени, капля в океане, вечно пребывающий луч, ставший всем и вечным сиянием.

Отныне ты — и совершающий, и свидетель, и излучатель, и излучение, Свет в Звуке и Звук в Свете.

….

Взирай! Ты стал светом, ты стал звуком, ты сам — свой учитель и свой бог. Ты сам — предмет своего собственного искания: непрерывающийся Голос, который звучит на протяжении вечностей, не подлежащий перемене, греху недоступный, семь звуков в одном —

ГОЛОСЕ БЕЗМОЛВИЯ.

 

 

Вернуться в раздел "Практическая Теософия"