Числа три, четыре, семь.

Все в нашей жизни, подчинено четкому закону гармонии. Вселенная существует благодаря комбинации причин и следствий. Тот кто владеет ключом может найти закономерность в казалось бы хаотическом скоплении различных законов, их проявлении и влиянии на жизнь человечества, позволяя вывести некоторую закономерность и выразить ее через числа. В теософии часто используется семеричная классификация, которая состоит из суммы двух чисел: четверки и тройки.

Из «Тайной Доктрины» т. 2

«Числа 3, 4, 7, есть священные числа Света, Жизни и Единения – особенно в эту нынешнюю Манвантару, наш Цикл Жизни, особым представителем или числом-фактором которой является число семь».

Семерка, в данном случае, представляет собой Единство, которое подразумевает наличие в себе тройки и четверки. В зависимости от рассматриваемого объекта, к которому применяется семеричная классификация, конкретное значение семерки – как единой цельности, может отличаться. Будем ли мы рассматривать всю совокупность вселенной, вместе с ее тонкими материями, или только материю нашего физического плана, и то и другое может быть классифицировано как семеричный феномен подразделяющийся на свои высшие и низшие аспекты, но каждый из этих объектов будет представлять особую форму семеричности. Другими словами, нет единого шаблона для классификации, который можно было бы применить ко всем вещам без исключения, этот метод весьма гибкий, но есть общий подход, который в своей сути всегда остается неизменным.

Из «Тайной Доктрины» т. 2

«… цифра 7 есть символ <…> этот двойной глиф выражен в геометрических фигурах следующим образом:

 

Тройка называется триадой и считается высшим аспектом семеричности, рассматриваемого феномена. Геометрически изображается треугольником. Четверка есть тетрактис – низший аспект семеричности и геометрически изображается квадратом.

Триада всегда предшествует квадрату, но их взаимоотношения не всегда характеризуют ее как более совершенную. Иногда это так, но иногда, в ходе эволюционного развития, четверка является завершающим звеном и поэтому самым совершенным. Все зависит от того относительно какого тезиса происходит классификация того или иного объекта.

У четверки есть еще одна особенность, первое из ее звеньев, в порядке эволюционного цикла, является своего рода срединной точкой, которая отделяет три высших звена триады и три низших звена четверицы, и противопоставляет их между собой. В таком случае семерка представлена суммой 3+(1+3). Или проще 3+1+3, но при этом надо помнить, что единица не является здесь самостоятельным числом, а есть часть квадрата.

Подобным образом можно классифицировать все вещи в Природе, это универсальный закон и древние знали об этом, поэтому так почитали цифру семь.

Из «Тайной Доктрины» т. 2

«Таким образом, число семь, как сложность, состоящая из 3 и 4, есть преобладающий фактор в каждой древней религии, потому что он является преобладающим фактором в Природе».

Многое было искажено и добавлено в религиях. Каждая их них, на заре своего рождения заимствовала некоторые черты из религии своей предшественницы, поэтому нет в них единого тождества и понимания, но есть схожие моменты. Тайна числа семь многими была забыта и ключи к семеричной классификации были утеряны. В некоторых культах и ритуалах можно проследить семеричность как состоящую из тройки и четверки, но в большинстве своем сейчас можно наблюдать лишь только преклонение перед числом семь, которое считается божественным и которое нашло свое отражение во многих культах практически всех народов.

Из статьи «Число Семь» (впервые опубликованной в журнале «Theosophist», том 1, № 9, июнь 1880 г.)

«В седой древности числам придавалось огромное значение. Каждый народ имел нечто похожее на философию, но все они высоко чтили числа в их применении к религиозным обрядам, символам, догмам, в учреждении праздничных дат и даже в географическом расположении империй. Мистическая система чисел Пифагора, появившаяся более шестисот лет до Р.Х., не была новинкой. Оккультное значение чисел и их комбинаций составляло предмет раздумий мудрецов всех народов; и недалек тот день, когда, понуждаемый вечным циклическим вращением событий, наш до сих пор скептический, неверующий Запад будет вынужден признать, что в регулярной периодичности вечно повторяющихся событий присутствует нечто большее, нежели просто слепой случай. Наши западные savants уже начинают замечать это. С недавних пор они навострили ушки и ударились в размышления о циклах, числах и обо всем, что еще недавно было предано забвению в старых чуланах памяти, которые Никогда не отпираются, разве что с намерением посмеяться над грубыми дурацкими предрассудками наших ненаучных предков.

В качестве одной из таких новинок старейший немецкий общественно-политический журнал «Die Gegenwart» опубликовал серьезную научную статью о «значении числа семь», представив ее читателю как «культуртно-историческое эссе» [Речь идёт о статье Блохвитца «Значение числа семь»] . Процитировав из него несколько отрывков, мы добавим к этому еще несколько слов. Автор говорит:

«Число семь признавалось священным не только всеми цивилизованными народами античности и Востока, но и глубоко почиталось даже позднейшими народами Запада. Астрономическое происхождение сего числа не вызывает сомнений. Человек, с незапамятных времен ощущавший свою зависимость от небесных сил, всегда и во всем подчинял землю небесам. Таким образом, самые большие и яркие светила в его глазах становились наиважнейшими и высочайшими из сил; таковы были планеты, коих весь античный мир насчитывал семь. С течением времени они претворились в семь богов. У египтян было семь изначальных высших богов, у финикийцев - семь кабиров, у персов - семь священных коней Митры, у парсов - семь ангелов, противостоящих семи демонам, а также семь небесных обителей, соответствовавших семи нижним сферам. Чтобы более ясно представить сию идею в конкретной форме, семь богов часто изображались как семиглавое божество. Все небо подчинялось семи планетам, поэтому почти во всех религиозных системах мы находим семь небес».

Вера брахманической религии в семь лок не изменила древней философии, и - кто знает? - сама идея могла зародиться в Арьяварте - колыбели всех философий и матери всех последующих религий! Если египетская доктрина метемпсихоза - переселения души - учила о существовании семи состояний очищения и последовательного усовершенствования, то верно также и то, что буддисты заимствовали у ариев Индии, а не из Египта представление о семи стадиях последовательного развития развоплощенной души, которое аллегорически отображается в семи ярусах и зонтиках пагоды, постепенно уменьшающихся к вершине.

В мистическом почитании Митры было «семь врат», семь алтарей и семь таинств. Священники многих восточных народов подразделялись на семь степеней, семь ступенек вели к алтарям, а в храмах горели свечи в подсвечниках о семи ветвях. Некоторые масонские ложи и поныне имеют семь и четырнадцать ступеней.

Семь планетарных сфер являлись образцом для государственных делений и организаций. Китай подразделялся на семь провинций, древняя Персия - на семь сатрапий. Согласно арабской легенде, семь ангелов охлаждают Солнце с помощью льда и снега, дабы оно не испепелило Землю, и семь тысяч ангелов каждое утро приводят в движение Солнце. Две древнейшие реки Востока - Ганг и Нил - имеют по семь устьев. В древнем Востоке было семь главных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Окc, Джаксартез, Араке и Инд), семь знаменитых сокровищ, семь городов, полных злата, семь чудес света и так далее. Число семь играло выдающуюся роль и в архитектуре храмов и дворцов. Знаменитая пагода Чурингам окружена семью квадратными стенами, окрашенными семью различными цветами, а в середине каждой стены стоит семиярусная пирамида; точно так же в допотопные времена храм Борсиппа - ныне Бирс-Нимруд - имел семь ярусов, символизировавших семь концентрических кругов семи сфер, каждый из которых был сооружен из полого кирпича и металла, соответствующих цвету планеты, управляющей сферой, которую этот ярус олицетворял.

И нам говорят, что все это - «остатки язычества», следы «древних суеверий, кои, подобно совам и летучим мышам мрачных подземелий, разлетелись перед ослепительным светом христианства, чтобы более уже не возвращаться», - заявление, которое слишком легко опровергнуть. Автор рассматриваемой статьи собрал сотни примеров, доказывающих, что не только христиане древности, но даже современные христиане чтут число семь, и так же свято, как и прежде, в то время как в действительности таких примеров можно найти тысячи. Начиная с астрономических и религиозных исчислений древних римлян-язычников, деливших неделю на семь дней и почитавших седьмой день как наиболее священный - Sol, то есть день Солнца, посвященный Юпитеру - и в честь этого дня все христианские народы, особенно протестанты, совершают пуджу [поклонение] и поныне. Если мы случайно услышим, что это идет не от римлян-язычников, а от евреев-монотеистов, то почему же тогда седьмым днем считается не суббота - настоящий «саббат», а воскресенье - день Солнца?

<…>.

Если индусы обратятся к своим Ману и вспомнят, что содержат древние Шастры, они, несомненно, обнаружат источник всей этой символики. Нигде число семь не играло столь выдающейся роли, как у древних ариев Индии. Стоит лишь вспомнить о семи мудрецах - Sapta-Rishis, о семи мирах - Sapta-Lokas, семи священных городах - Sapta-Puras, семи священных островах - Sapta-Dvi-pas, семи священных морях - Sapta-Samudras, семи священных горах - Sapta-Parvatas, семи пустынях - Sapta-Aranyas, семи священных деревьях - Sapta-Vrikshas и так далее, чтобы убедиться в правдоподобности сей гипотезы. Арии никогда ничего не заимствовали, также как и брахманы, кои были слишком горды и исключительны для этого. Вот откуда тайна и святость числа семь».

Конечно же, число семь не единственное священное число обожествляемое религиями, но в теософии именно это число и его троичный и четверичные аспекты имеют наиглавнейшую роль.

 

Вернуться в раздел "Основы учения Теософии".