Главная страница / Практическая теософия

 

Жизнь по законам Божественного "Я". 

 Идея самосовершенствования в том или ином виде существует во всех религиозных и философских учениях. В них она составляет то ядро, которое объединяет их несмотря на внешние различия и особенности. Затемненная всевозможными традициями и религиозными таинствами, идея эта – необходимость преображения человека навстречу Божественному. А так как элемент Божественного присутствует в каждом человеке, то движение к нему может пониматься как срывание покровов скрывающих наш внутренний источник Света, Знания, Любви.

 

Как и все прочие религии, теософия ставит идею самосовершенствования в центр своего внимания. Однако, она берет ее в очищенном виде, отбрасывая нагромождения всяких условностей и традиций и синтезируя в себе все лучшее из выработанного по этому вопросу в других религиях. Поэтому зная истину о смысле человеческой жизни, теософия добавляет к вышесказанному: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧ ВЫСОТ ИСТИННО НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ЕСЛИ ЖИВЕТ ПО ЗАКОНУ СВОЕГО БОЖЕСТВЕННОГО Я, ТОГО ВЕЧНОГО ПРИНЦИПА, КОТОРЫЙ РОДНИТ ВСЕХ НАС, ИБО ВСЕ МЫ – ДЕТИ ЕДИНОГО.

Так в чем же состоит закон Божественного Я согласно теософии?

Любой принцип поведения или моральный императив должен быть как-то укоренен в реальном мире, иначе он окажется набором пустых инструкций, которым можно следовать, а можно и не следовать. Принцип, находящийся в основе поведения теософа имеет свой корень. Этот корень можно назвать законом Жертвы и он относится ко всей вселенной в целом.  Благодаря ему возможен тот круговорот временных телесных форм и бесформенных вечных духов, который мы называем жизнью. Каждое живое существо жертвует собой для того, чтобы используя его форму могло бы развиваться другое существо. И то, что мы именуем вечной борьбой за выживание при правильном понимании закона Жертвы оказывается мудрым инструментом, позволяющим через постоянную смену форм развивать свой бессмертный дух.

По отношению к человеку закон Жертвы проявляется как акт самопожертвования, добровольное отдавание себя ради блага других людей. «Одно "Я" должно забыть себя для многих "Я"», – так говорит об этом Е.П. Блаватская в "Ключе к Теософии".  Самосовершенствование возможно только на пути отречения от своего низшего я, от своего эгоизма, ослепляющего человека, в попытке заставить его жить исключительно для удовлетворения своих страстей и похоти. Это низшее я не умеет жертвовать собой, оно умеет лишь брать, получать, наслаждаться. Но кроме низшего, в нас есть Высшее или Божественное Я – мы истинные – бессмертный светоч, в природе которого светить, отдавать, жертвовать. В том же труде Елены Петровны есть такие строки:

«…как учит наша философия, исполнение наших обязанностей – в первую очередь по отношению ко всем людям и уж затем в отношении самих себя – имеет целью достижение не своего личного счастья, а счастья других людей и что справедливость должна осуществляться ради самой правды, а не ради того, что она может дать лично нам. Счастье или, скорее, удовлетворение действительно может наступить вследствие исполнения долга, но оно – не мотив для его исполнения, и не должно быть таковым».

Закон Жертвы тесно связан с законом Кармы, ведь оба они суть перила лестницы духовного самосовершенствования и не ведая о существовании того или другого, нельзя уверенно по ней восходить. Закон Кармы – это закон, результатом которого всегда является восстановление равновесия в физическом мире и гармонии в духовном. Тот, кто нарушает их получает своеобразный обратный удар Кармы заставляющий расшатанную гармонию вновь прийти к равновесию. Производя действие, неважно, словом, мыслью или поступком, мы приводим в действие этот универсальный закон без устали прядущий нить причин и следствий и воздающий каждому тем плодом, семя которого он посадил.

«…мы утверждаем, – пишет автор уже цитировавшейся книги, –  что всякая боль и страдание возникают от недостатка гармонии и что ужасной и единственной причиной нарушения гармонии является эгоизм в той или иной форме».

Как видно из сказанного, эгоизм, сведение всех стремлений исключительно к удовлетворению плотских интересов, делает человека великим должником, а значит в свое время Карма потребует у него вернуть этот долг перед другими людьми. Так что мы должны помнить, что получая что-то для себя, однажды придется все это отдать. Человек же осознавший мудрый принцип закона Кармы и решивший встать на путь духовного самосовершенствования, предпочтет сам отдавать людям все, что он желал бы себе с тем, чтобы непрерывно подниматься по ступеням духовного прогресса.

Наконец, нельзя не коснуться вопроса связи самосовершенствования с практической стороной теософии, а именно с оккультизмом. На оккультизм часто смотрят как на простую магию, дающую возможность с помощью заклинаний и знания тонких сил природы воздействовать на процессы происходящие вокруг.  Хотя законы природы едины и зная как они действуют, можно научиться влиять на них, чтобы вызвать к жизни заранее задуманные действия, между оккультизмом и магией проходит четкая граница. Именно человеческая мысль и мотивация есть тот катализатор, который производит воздействие на законы природы. И если они чисты и благородны, воздействие на законы приведет к облагодетельствованию людей. Если же мысль черна и мотивы эгоистичны, воздействие окажется губительным для окружающих. Чтобы практиковать оккультизм, таким образом, необходимо научиться правильно разграничивать добро и зло, познать, какое действие ведет к благу, а какое – к страданиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд и в этом еще одно отличие оккультизма от магии: первый – это истинная Божественная наука, требующая от практикующего кропотливой культивации бескорыстия и отречения от своего низшего я. Вторая – лишь примитивное  колдовство, превращающее своего последователя в колдуна и черного мага. Поэтому, встав на путь практикования оккультной науки чистый душой человек способен помочь собственному самосовершенствованию, в свою очередь помогая человечеству и неся свет высшего знания.

Теперь, рассмотрев основные составляющие закона Божественного Я, мы пришли к его ясной формулировке. По-настоящему человеческое существование подразумевает жизнь не для себя, а для других людей.  Эгоизм затемняет тот вечный свет, который есть сущность нашего Высшего Я, тогда как бескорыстие и альтруизм по отношению к другим срывает все эти затемняющие покровы. Стать совершеннее, духовно прекраснее и лучше невозможно без такой внутренней работы.

 

(автор статьи Idealist1984)