Главная страница / Основы теософии

 

Высший манас.

Высший манас - последний элемент сложного семеричного строения человека, который мы можем ощущать в себе, рассуждать о нем на основании личного опыта, а так же развивать. Но в отличие от других принципов, называемых в теософии низшими, высший манас (первый из триады высших принципов) в современном человеке развит очень слабо и проявляется лишь в исключительных случаях в виде интуиции, предвидения событий, стремления к добру, любви, состраданию.

 

Роль и значение высшего манаса в нашей жизни велико, но этот принцип слишком духовен, тонок и едва ощутим, чтобы его можно было развивать напрямую, подобно тому как мы работаем с физическим телом, с праной, мыслями или эмоциями. Лишь косвенными методами возможно раскрыть в себе потенциал высшего Я, например: контроль за мыслями и эмоциями, направление мышления к благу и т.д. Многие практические советы были даны ранее, все они так или иначе способствуют раскрытию высшего духовного потенциала. В каждой религии и учении существуют свои особенные практические советы, позволяющие достичь той же цели, поэтому так важно поддерживать каждого человека, искренне следующего выбранным путем. Идея братства, независимого ни от чего, на котором так настаивает теософия, будет хорошей платформой для установления подобных взаимоотношений. Неважно во что человек верит, главное, чтобы эта вера не была лицемерной и выражалась в раскрытии высшего манаса или высшего Я.

 

Каждый человек обладает божественной природой с самого первого момента своей эволюции, с которой он рано или поздно сольется в Единстве, сохраняя при этом самосознание, обретя состояние совершенного счастья. Сейчас же лишь святые люди разных религий и адепты оккультизма могут достигать высших планов своего "Я" и черпать оттуда информацию о прошлом, настоящем и даже о будущем. Такие люди вкусили сладость блаженства, которое является частью нашего разума и которое каждый человек может развить в себе, став таким образом, бесконечно счастливым, и тогда его невозможно будет прельстить грубыми удовольствиями физического мира, потому как по сравнению с высшим блаженством все удовольствия нашей жизни, которые мы сейчас в своем неведении воспринимаем как единственно возможные для обретения счастья, потому как не знаем ничего иного, будут выглядеть не более чем жалким суррогатом и подделкой истинного счастья. Тогда уже не будет необходимости от чего-то отказываться и в чем-то себя ограничивать. Подобно тому как взрослого человека уже не прельщают детские игрушки, точно так же и человек, познавший высшее блаженство и гармонию будет желать только ее и ничто другое не сможет ее заменить. Но для этого необходимо раскрыть свою высшую природу и укротить низшую.

 

Если в обычном среднестатистическом человеке высший манас развит слабо, то, к нашему великому сожалению, есть люди, которые полностью пресекли в себе сияние своего высшего принципа. Не имея ни малейшей тени благого начала, доступ к которому у них перекрыт, они начисто утрачивают такие качества как: сострадание, забота о других, доброжелательность, вместо которых у них зарождается и крепнет эгоизм и жестокость. Такие люди, которых и людьми то назвать сложно, становятся преступниками, испытывающими удовольствие от страданий окружающих, им безразлична чужая боль, ради обретения желаемого они не остановятся ни перед чем. Они не чувствуют жалости и способны к совершению самых ужасных преступлений. Мир содрогается от их злодеяний и они являются подлинным бедствием человечества. Их духовная составляющая условно становится мертвой. Условно потому, что в своей потенциальной форме даже она сохраняется и может быть снова вызвана к активной деятельности. Таких людей в теософии называют "живыми мертвецами ", не потому, что они мертвы как зомби, а потому, что их связь с высшим Я полностью пресеклась, она своего рода умерла, не в буквальном смысле разумеется.

Но даже такие люди не рождаются духовно мертвыми, а становятся такими в результате неправильного мышления и кармических импульсов, направляющих их к порокам и страстям, в соответствии с образом жизни в предыдущих воплощениях. Поэтому так важно распространять не только теософские идеи о братстве и эволюции, но и любые другие мысли, присущие различным религиям, направляющие ум человека к благу и состраданию, так как это единственное противоядие против подобного духовного омертвления. Важнее не научить человека Истине, потому как сделать это попросту невозможно, а дать уму пищу для размышлений, напрвить его в правильную сторону, подготовить для принятия Истины. А каким путем человек будет следовать - решать может только он, долг теософа поддержать его в этом стремлении.

Е.П.Блаватская "Разоблаченная Изида":

"... духовная смерть, которая происходит до разложения тела. "Человек может обладать обширным умственным развитием и не иметь ни любви к Богу, ни самоотверженной любви к человеку". Когда человек впадает в любовь к себе и к миру с его удовольствиями, теряя любовь к Богу и к своему ближнему, он падает от жизни к смерти. Высшие принципы, которые являются основными элементами его человечества, погибают, и он живет только на природном плане своих чувств. Физически он существует, духовно он мертв. По отношению ко всему, что принадлежит к высшей и единственной прочной фазе существования, он настолько же мертв, насколько мертво будет его тело ко всем радостям, чувствам и деятельности этого мира, когда жизнь его покинет. Эта духовная смерть происходит в результате неповиновения законам духовной жизни, за каковым неповиновением следует то же самое наказание, что и за неповиновение законам физического существования. Но духовно мертвые живые все еще имеют свои наслаждения; у них остаются их интеллектуальные силы и интенсивная деятельность. Все животные наслаждения к их услугам, и для множества мужчин и женщин они составляют высочайший идеал человеческого счастья. Неустанная погоня за богатством, забавами и развлечениями общественной жизни; культивирование грациозных манер, одевание со вкусом, социальные преимущества, разница в образовании опьяняют и восторгают этих заживо мертвых; но, продолжает красноречивый проповедник, — "эти люди со всей их грацией, богатым одеянием и блестящими достижениями мертвы в глазах Господа и ангелов, и будучи измеренными истинной и нерушимой мерой, не более обладают жизнью, чем скелеты, плоть которых уже обратилась в прах". Большое развитие интеллектуальных способностей отнюдь не подразумевает духовной и правдивой жизни. Многие из наших величайших ученых только живые трупы — у них нет духовного зрения, потому что дух покинул их. Мы могли бы проследить все века, обследовать всякие занятия, взвешивать все человеческие достижения, исследовать все формы общества — и везде бы мы нашли их, духовно умерших."

(автор статьи - Семёнов Анатолий)