Главная страница / Введение в теософию 

 

Вегетарианство и духовный рост.

 

 

В основе вегетарианской диеты лежит отказ от мяса и известна она была уже в далекой древности во разных уголках земного шара. Но, несмотря на большое количество приверженцев вегетарианства, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно его пользы или вреда. По их мнению, вегетарианцы, не имея возможности получить некоторые необходимые витамины, белки и аминокислоты, которые присутствуют только в мясе, должны иметь проблемы со здоровьем. Но мы видим как многие люди годами отказываются от мяса и при этом хорошо себя чувствуют. Кроме того, некоторые из них утверждают, что исключив мясо из своего рациона они смогли избавиться от определенных болезней, и это противоречит научным медицинским представлениям. Учёные не в состоянии объяснить этот факт, поэтому на всякий случай рекомендуют отказаться от подобной диеты и стать хотя бы умеренным мясоедом. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Теософии.

 

Теософия, однозначно, выступает за вегетарианство, но помимо физического здоровья, она больше заинтересована в оздоровлении ума. Целью теософии является духовное развитие человека, для чего негативные внешние воздействия, которым каждый из нас подвергается ежеминутно даже не подозревая об этом, должны быть сведены к минимуму.

 

Животный магнетизм, содержащийся в мясе, негативно влияет на тонкие оболочки человека и на его ум. Клетки мяса, будучи усвоены организмом, т.е. став его частью, сохраняют в себе магнетизм животного, который, по закону сродства, притягивает из окружающего пространства элементалов соответствующего качества. Поэтому теософия призывает отказаться от мясной пищи не потому, что она вредна для физического организма, а потому, что её употребление служит дополнительным фактором привлечения низкосортных элементалов, воздействующих на ум и способствующих зарождению в нем негативных мыслей, эмоций и желаний. Именно по этой причине все великие святые придерживались строгой вегетарианской диеты, я бы даже сказал, веганской, потому как никакой продукт животного происхождения, пусть даже и не связанный с убийством животного, например, молоко, не должен был проникнуть в их желудок и стать частью их организма. Они тщательно оберегали себя от всего низшего, чтобы оно не заслонило и не набросило тень на  божественный свет, идущий от их Высшего Я.

 

И здесь можно было бы убедиться в необходимости и пользы данной диеты для всех людей без исключения, если бы не одно маленькое "но". Если взять среднестатистического человека, то он сам по себе является достаточно сильным генератором и носителем элементалов самого разного типа, от положительных, до негативных. Каждый из нас поддаётся раздражению, обидам, унынию и прочим негативным эмоциям, поэтому полный отказ от мяса и строгая веганская диета не сможет кардинально изменить ситуацию. Животный магнетизм в определенных ситуациях способен лишь усугубить ситуацию, но если его исключить, то это не преобразует тонкие тела человека, не сделает его лучше, пока человек своими усилиями не преобразует себя сам и не очистит от всего низкого, соответствующего животной природе. Поэтому можно встретить множество вегетарианцев, которые, несмотря на многолетний полный отказ от мяса, все же в духовном плане находятся на уровне незначительно превышающим уровень обычного среднего человека. Без контроля за мыслями, эмоциями и желаниями вегетарианство не принесёт ожидаемого эффекта. Это хорошо понимают в буддизме, поэтому на первых этапах ни для кого не вводится правило строгого отказа от мясной пищи. Есть правда одно ограничение, но о нем мы поговорим чуть позже.

 

Животный магнетизм становится серьёзной проблемой когда человек духовно вырос до определённого уровня, когда его тонкие тела и ум очистились до такой степени, что стали восприимчиво реагировать на малейшее негативное влияние извне. В этом случае не только мясная пища, но даже магнетизм окружающих людей становится невыносимым, поэтому такие люди ищут уединения или периодически удаляются из общества, чтобы побыть в одиночестве. Для них строгая веганская диета является необходимостью, тогда как для обычных людей это всего лишь рекомендация. Если кто-то надеется отказываясь от мяса достичь духовного прогресса, то его будет ожидать разочарование, потому как одного отказа от мяса, без тщательной ревизии и контроля за своим умом, мало.

 

Так же у мясоедства, кроме уже описанного привлечения негативных элементалов, есть иная довольно неприятная сторона, касаемая Кармы. Для приготовления мяса, животное необходимо мало того, что вырастить в самых неблагоприятных условиях, но и умертвить, доставив тем самым страдание. Пусть это все делается чужими руками и мы не видим этого воочию, но каждый человек об этом знает, поэтому, покупая мясо в магазине, можно быть уверенным, что в будущем придётся разделить часть негативной Кармы с окружающими. Как карма осуществит справедливость и что выступит в качестве её инструмента сказать заранее невозможно. А так как Теософия отрицает возможность прощения или устранения кармических причин, то всем придётся рано или поздно заплатить по счетам и ответить за принесенное страдание. Никто не сможет этого избежать. Отсюда и уже упоминаемое выше одно ограничение в буддизме для не вегетарианцев - нельзя, чтобы убивали животное по желанию  буддиста мирянина для приготовления пищи специально для него. В этом случае карма усугубляется и достаточно сильно. Если просто покупая мясо в магазине карма носит безличный, общий характер, то когда какое-либо животное убивают специально для вас, такая карма становится практически полной. Хуже этого только самому убить животное, в таком случае карма считается полноценной и ответить придётся сполна.

 

Это все далеко не новость и было известно столетия тому назад, отчего в некоторых религиях появилось требование убивать животных, предназначенных для употребления в пищу, наиболее гуманным способом, после чего сливать как можно больше крови. (Из Теософии известно, что именно кровь является наиболее сильным магнитом, привлекающим элементалов низшего типа, поэтому в церемониальной магии и прочих видах предсказаний так часто применяются жертвенные животные.) Весь этот процесс должен сопровождаться молитвами и  чувством сострадания к бедному животному. Пища, приготовленная таким образом у мусульман называется халяль, а у иудеев её называют кошерной. Если кто не чувствует в себе силы полностью отказаться от мяса, то лучше отдать предпочтение ей, она чуть менее вредна в духовном плане.

 

Таким образом, принимая решение по отказу от мяса или решая его продолжить употреблять, необходимо руководствоваться двумя этими факторами, взвешивания за или против. Ошибкой будет возлагать большие надежды на вегетарианство ранее, чем духовно к этому созреть. С другой стороны, даже если отказ от мяса не приносит большой пользы в духовном развитии, то хотя бы не будет более копится определённый вид негативной Кармы, как личной так и коллективной. А это означает, что определённое благое действие не только личное, но и общее будет совершено.

 

Ещё одним неправильным шагом при переходе на вегетарианскую диету может быть презрительное отношение к тем, кто продолжает употреблять мясо. Среди некоторых вегетарианцев есть люди буквально ненавидящие или как минимум презирающие мясоедов. В таком случае ни о каком духовном прогрессе вообще не может быть и речи, а скорее наоборот, человек такой диетой и таким мышлением делает себе только хуже, он деградирует вместо духовного роста.

 

Если же решив стать вегетарианцем, человек продолжает хотеть мяса, то это сводит на нет все его усилия. В таком случае есть смысл переходить от мясной пищи к растительной постепенно, исключив для начала мясо крупного рогатого скота и птицы, заменив его рыбой. По сравнению с такими животными как свиньи, коровы, куры и т.д., промысловые рыбы менее развиты, они испытывают меньше негативных эмоций, а это означает, что их магнетизм содержит в себе меньше элементалов низкого качества. Со временем необходимо исключить и рыбу.

 

Надеюсь, каждый сделает правильный для себя выбор и это принесёт ему благие плоды в будущем. Рано или поздно, но каждый из нас, в ходе естественной эволюции или в результате личного духовного роста, в этой жизни или в последующих, но достигнет той стадии, когда мясо станет для него крайне нежелательным и этот момент можно начать приближать. Если кто-то чувствует в себе силы отказаться от мяса уже сейчас, то пусть сделает это, но не ожидая больших результатов. Если же такой уверенности в своей силе воли нет, то можно начинать постепенный отказ, переходя на рыбу, затем на яйца и молоко, а потом и вовсе отказаться от продуктов животного происхождения. Главное не переусердствовать, спешка может принести больше вреда, чем пользы.

 

" Один из выдающихся немецких учёных продемонстрировал, что любого рода животная ткань, как бы вы её ни обрабатывали в процессе приготовления, сохраняет свойства тех животных, которым она принадлежала, и свойства эти можно установить. Кроме того, каждый по вкусу может определить, какое именно мясо он ест. Мы идем несколько дальше и подтверждаем, что мясо животных, усвоенное человеком в качестве пищи, физиологически передаёт последнему отдельные характеристики того животного, которому оно принадлежало. Более того, оккультная наука учит этому и наглядно демонстрирует это своим ученикам, показывая также, что наибольшее "огрубляющее" или "животное" действие оказывает на человека мясо крупных животных, и что в меньшей степени проявляется оно при употреблении птицы, ещё в меньшей — рыбы и других холоднокровных животных, и менее всего — когда человек питается исключительно овощами....   и потому серьёзным ученикам мы рекомендуем употреблять такую пищу, которая бы в наименьшей степени обременяла и отягощала их тело и мозг и как можно меньше тормозила и задерживала развитие их интуиции, их внутренних сил и способностей. 

<...>

Запомните раз и навсегда, что по всем подобным вопросам мы занимаем разумную, а не фанатичную позицию. Если вследствие болезни или долгой привычки человек не может обойтись без мяса, пусть ест его. Это не преступление; это всего лишь немного замедлит его развитие; ведь в конце концов чисто физические отправления и функции имеют куда менее важное значение, чем то, что человек думает и чувствует, какие желания он вынашивает, позволяя им укореняться и расти в уме."

 

Е.П. Блаватская "Ключ к теософии".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)