Главная страница / Основы теософии

Три вида эволюции.

Идея эволюционного развития всего живого во вселенной является одной из отличительных особенностей теософии. Именно эта идея выделяет ее из общего ряда остальных религий и, в некотором роде, даже ставит на один уровень с наукой. Но в отличие от ученых, признающих только два вида эволюции: физическую и интеллектуальную, теософия выделяет еще и духовную или монадическую эволюцию, тем самым, предлагая более полную и совершенную картину мира, в отличие от сугубо материалистического научного представления, делающего существование человечества на планете совершенно бесцельным и, в общем-то, бесполезным. Согласно ученым, человек это не более чем разумное животное с целью удовлетворения текущих потребностей и желанием иметь надежное основание для комфортного существования в  будущем. Подобная точка зрения способна убить в человеке все то хорошее, что в нем есть, превратить в животное, руководствующееся только своими желаниями и инстинктами, не отдающее себе отчет в том, для чего он живет.

 

Рассмотрим три вида эволюции по очереди.

Физическая эволюция - казалось бы этот вид хорошо изучен физиологами, но с точки зрения теософии, их знание далеко не полное, предназначение некоторых желез и участков мозга так и остаются не выясненными. Физическое тело играет далеко не последнюю роль в эволюции, не зря так долго природа шла к тому, чтобы создать тот организм, который мы имеем. То, что между физическим телом и сознанием существует связь является совершенно неоспоримым фактом, достаточно вспомнить как влияет на человека алкоголь или снотворное. Но научно зафиксирован и обратный процесс, когда сознание оказывает влияние на организм. Например, душевные страдания отражаются на здоровье, разрушая его, а сильная вера в исцеление может, действительно, вылечить. Таким образом, взаимосвязь между физическим телом и сознанием является установленным фактом, механизм которого ещё предстоит открыть науке, пока же можно сказать, что, с точки зрения Теософии, человечество прошло несколько стадий прежде чем физическая форма, в которую человек был первоначально облачен приняла нынешний облик. Причём средний рост человека постоянно менялся, от огромного, по нынешним меркам, в начальный период, до даже меньшего чем сейчас, в самой нижней точке эволюционного цикла. Сейчас мы находимся на восходящей дуге, поэтому средний рост постепенно увеличивается. Но так как мы являемся прямыми потоками давно исчезнувших рас, то несём на себе отпечаток их образа жизни, что сказалось на нашем здоровье, некоторых функциях организма, и даже на нашем моральном и духовном уровне, позволяя некоторым аспектам камического принципа проявляться гораздо легче и проще, что только затрудняет наш духовный прогресс, но такова наша карма, за наши же воплощения в далёком прошлом в других расах. Винить некого, наше нынешнее тело со всеми его недостатками, склонностями к заболеваниям и низкой сопротивляемостью  к болезням является плодом наших же проступков, пусть и совершенных в далёком прошлом. Но нет причин, чтобы не стремиться к изменению нынешней ситуации в лучшую сторону. Стараясь вести здоровый образ жизни, мы, тем самым, закладываем причины для нашего потомства, а так же и для самих себя, в будущих воплощениях.

 

Второй вид эволюции - умственный или интеллектуальный, является личной заслугой каждого человека. Теософия отрицает возможность появления на планете живого разумного существа, который бы не прошёл долгий путь от лишенного интеллекта животного до человека разумного, минуя промежуточные состояния, в которых бы его интеллект медленно, но верно развивался от своего зачаточного состояния до вполне развитого. Подавляющее большинство людей нашего времени уже в достаточной степени развили свой интеллект, тем самым подготовив возможность для духовного или монадического развития. Для этого совершенно не обязательно быть гением или обладать какими-то выдающимися умственными способностями, достаточно просто уметь думать и анализировать.

 

Ошибкой будет полагать, что духовная эволюция должна следовать после интеллектуальной, ум лишь создаёт благоприятные условия, но очень высокий интеллект без должного уровня духовного развития, зачастую становится препятствием вместо помощи. Интеллектуальная и духовная эволюция должны идти рука об руку, а не последовательно. Преимущество такого способа развития хорошо видно на примере философов, обретающих уверенное и твердое убеждение в преимуществе нравственного образа жизни по сравнению с обывателем. Их духовное и интеллектуальное развитие значительно превышает уровень обычного человека, можно даже сказать, что такие люди стоят на порядок выше, но, так как очень мало людей склонных к философии, то разными религиями, преимущественно восточными, были разработаны способы, позволяющие достичь значительных духовных высот для людей с обычным уровнем интеллектуального развития. Эти методы достаточно хорошо известны, они включают в себя аналитические медитации, молитвы, чтение мантр, изучение священных писаний, принятие и соблюдение обетов, пост и другие так называемые предварительные практики. Ведь интеллектуальное развитие совсем не предполагает обязательное умение философствовать, оно скорее характеризуется умением контролировать свои мысли и направлять процесс мышления. Зачастую то, что мы принимаем за высокий уровень интеллекта часто является результатом образования, хорошей памяти и эрудиции, но мышление при этом может быть очень неупорядоченным. Поэтому монадическая или духовная эволюция, в идеале, должна доминировать, она является самой основной из всех, интеллектуальная эволюция является вторичной, ее задача поддержать духовную, создать для ее прогресса необходимые условия.

 

Монада  - это божественная искра, осеняющая каждого человека, и по своей природе она не ограничена и неделима, образуя, таким образом, коллективное монадическое Единство, поэтому она не может совершенствоваться в буквальном смысле, как это происходит на физическом и интеллектуальном планах. Те изменения которые происходят в монаде не поддаются описанию, поэтому не могут стать объектом рассуждений для обычного человека. Буддхический принцип, на данном уровне развития, развит в нас еще очень и очень слабо, о нем можно судить лишь косвенно, как о духовной и возвышенной составляющей нашего сознания, поэтому его невозможно описать, его можно только познать в результате мистического трансцендентального опыта, в состоянии глубокого транса. Сейчас же достаточно принять три типа эволюции, вместо двух, как это преподносится современной наукой, и приложить максимум усилий, чтобы продвинуться в своем развитии.

 

Ниже приведены цитаты из книги Е.П. Блаватской "Тайная Доктрина",  том1:

 

"Теперь становится ясно, что в Природе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Упадхи; или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на плане Космической Иллюзии."

 

"Та же трудность языка встречается в описании «стадий», через которые проходит Монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о «развитии» Монады или сказать, что она становится «человеком». Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка, пользуясь таким языком, как английский, потребовала бы, по крайней мере, три добавочных тома для этого труда, и повлекла бы такое количество повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности. Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутою на нашу Землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной и подобно доске будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)