Главная страница / Теософия Е.П. Блаватской / Введение в Теософию
Три цели теософского общества
Перед теософским обществом стоит три цели:
1 - образование ядра всемирного Братства невзирая на вероисповедание, расу, пол и цвет кожи;
2 - сравнительное изучение религий, преимущественно восточных;
3 - изучение необъяснимых законов природы и сил, скрытых в человеке.
Но я считаю, что привязывать эти три цели исключительно к теософскому обществу будет не совсем верным, так как можно пытаться воплотить их в жизнь не будучи членом общества, следовательно, эти цели правильнее будет отнести к теософии вообще, а не к отдельно взятой организации и ее членам. Тем более, для такой работы необходим базис, фундамент с которым можно сравнивать свои выводы, иначе можно ошибочные суждения принять за истину. И этим пробным камнем является теософия. Так ученые уже неоднократно совершали попытки найти первоисточник всех религий через их сравнительное изучение, но не имея ключ к верному толкованию символизма эта работа сводилась к поиску сходства и различия в мифах, легендах, космогонии и т.д. Даже несмотря на установленные факты заимствования элементов одной религии другими, все равно результат был крайне неудовлетворительным. Та же самая ситуация обстоит и с изучением необъяснимых законов природы. Без верного теоретического понимания причин подобных явлений, учеными все сводится к каталогизации и классификации случаев.
Но сейчас главное понять, почему эти три цели являются основными, почему теософия утверждает что их реализация способна принести благо всему человечеству. Что касается первой цели - образование Братства - то тут вопросов нет, каждому ясно, что воплощение одной только этой задачи способно кардинально изменить облик человечества, устранить почти все его страдания, фактически это означало бы наступление "золотого века". И тут можно было бы и остановиться, поставить точку, зачем нужны остальные две цели, которые, в случае воплощения в жизнь первой, вроде как становятся уже лишними? Но если взглянуть на мир здраво, сняв розовые очки, то каждому понятно, что Братство среди людей - это если не утопия, то очень далекая перспектива, путь к которой необходимо преодолевать шаг за шагом, скачком это сделать не получится.
Для того, чтобы прогресс хоть немного наметился, необходимо создать условия. Что же может быть положено в качестве необходимого условия? Если предположить, что этим основанием может послужить учение теософии, то разве ее изучение может предопределить духовную трансформацию человека? Можно быть кем угодно: теософом, христианином, иудеем, буддистом, последователем Бейли или Рерих, не важно кем, главное, что всем известно - приверженность какому-либо учению не делает человека автоматически лучше. Быть религиозным или очень набожным человеком означает лишь создание предпосылок для духовного развития, но если выводы будут сделаны не верные, или слишком мало сил будет приложено для внутренней трансформации, то результат может быть или нулевой или даже обратный. Так, например, религиозные фанатики - очень верующие и набожные люди, но они же отличаются своей яростью к любому инакомыслию. Точно так же не каждый материалист, атеист или агностик непременно плох.Отсюда важный вывод, если помощь эволюции заключается в достижении моральной и нравственной чистоты, а теософия, либо любая другая религия, не предопределяет этого, то необходимо стремиться поддерживать в себе, и в каждом искренне верующему человеке, желание стать чище, а не доказывать чья религия правильней и ближе к истине. Понятие ядра человеческого Братства не предполагает, что все люди на земле непременно должны стать теософами или коллективно принять иную религию, главное, чтобы они стали добрее, сострадательнее, мудрее, научились сосуществовать друг с другом, не спорить и, тем более, не конфликтовать. Это можно реализовать в себе двумя путями: во-первых - через подавление любого желания спорить и отстаивать свою точку зрения - но это негативный путь, не надежный, лишенный всякого смысла и поиска Истины. Вторым путем является понимание, что все религии в своей сущности одинаковы, различия лишь внешние. Именно поэтому Махатмы предостерегали общество от того, чтобы теософию не превратили в набор обязательных догм. Теософы, буддисты, христиане, иудеи, последователи Бейли, Рерих и так далее, если в них есть стремление к преодолению свой низшей природы, все они помощники эволюции, они приближают наступление золотого века, каждый на своем месте и в своей сфере, несмотря на различия в мировоззрении. А реализация второй цели теософии позволить переосмыслить и измнить отношение к существующим религиям и их последователям, совершено естественно позволяя каждому иметь свою точку зрения, свои убеждения, лишь бы только они вели к прогрессу, и в то же время, ничто ее мешает искать Истину, во всем том многообразии различных культов, которые достались нам в наследство от наших предшественников. Таким образом, сравнительное изучение религий на основе теософии, как ключа к их верному пониманию, позволит создать некоторые необходимые условия для скорейшей реализации Братства. Это не решит всей проблемы, но первый шаг будет сделан и свои плоды он принесет.
Теперь перейдем к рассмотрению третьей цели теософии: изучение скрытых сил природы и человека. Слово скрытые означает недоступные для науки, но они всегда были известны адептам разных стран и некоторыми из этих сил мы все ежедневно пользуемся, даже не замечая этого.
Если взглянем на окружающий мир, то увидим, что очень мало людей искренне стремятся к духовной чистоте. Очень много материалистов и религиозных лицемеров, лишь прикрывающихся религиями, но по факту не верящих в нее и живущие жизнью, наполненной чувственными удовольствиями, они лишь стремятся к материальным благам, комфорту или славе. Именно такие люди становятся причиной огромного количества несчастий на нашей планете. Все же когда человек начинает интересоваться религией, он доверяет ей и верит в необходимость обуздания своей животной природы и контролю за мышлением. Пусть даже он и не добился успехов в духовном развитии, все-таки он уже имеет некий сдерживающий фактор, оберегающий его от совершения зла и причинения страданий. Тогда как материалист, стремящийся к удовольствиям или религиозный лицемер, никогда не оценивают свою жизнь выше животного уровня, воспринимая человека как высшую форму животного царства. Такая точка зрения - благодатная почва для роста эгоизма и пороков. Не все среди них обязательно становятся плохими, очень много людей, которые хоть и не стремятся жить жизнью ускоряющей их духовный рост, но вполне естественно являются достаточно не плохими, отзывчивыми и добрыми. Они, в силу кармических заслуг в прошлых воплощениях, интуитивно ощущают стремление к добропорядочной жизни. Но много и таких, кто имеет склонность ко злу и порокам. Именно из таких вырастают наркоманы, алкоголики, извращенцы и преступники. Как правило такое состояние ума возникает в результате бездуховности, которая не имеет возможности развития, потому что человек не верит в добро, в благо, в свою божественную и изначально чистую природу. Как же можно убедить таких людей изменить свое мышление, как не через демонстрацию скрытых сил природы и человека, объясняя их и заставляя задуматься над смыслом жизни? Если человек видит, что он только свое физическое тело, в котором нет никакой божественности, то он легко может стать жертвой заблуждения и жить только учитывая требования тела, получая удовольствие и полностью игнорируя требования своей души, чей тихий голос будет становиться все слабее и слабее по мере погружения в трясину эгоизма и пороков. Поэтому, так называемые феномены, не имеют пользы сами по себе, а в случае духовного развития могут оказаться даже препятствием, но в качестве попытки привлечения внимания к духовной стороне жизни, к переосмысливанию законов ею управляющей, противодействия материализму и эгоизму - это единственное средство спасения. Пошли бы люди за Христом, если бы он не показывал им чудеса, заставляя поверить в истинность своих слов? Я думаю, вряд ли. Не все могут руководствоваться философией, логикой и здравым смыслом, некоторым людям необходим толчок со стороны, разрушающий их прежнее представление об окружающем мире и третья цель теософии как раз нацелена на это.
Исходя из рассуждений выше, я делаю вывод, что вторая и третья цели теософского общества не только не менее важны чем первая, но и являются ее основой. Если в рамках первой цели мы не можем никому навязывать свое мнение, а только поддерживать стремление к духовной и нравственной чистоте, то для реализации второй и третьей цели необходимо использовать все то знание, которое можно найти в работах ЕПБ и Махатм.
Следующие цитаты взяты из книги Е. П. Блаватской "Ключ к теософии".
"Члены Теософического Общества вольны исповедовать любую религию или философию, которая им нравится, или никакой, если они это предпочитают, при условии, что они симпатизируют трём его целям и готовы выполнять по меньшей мере одну из них. Общество — филантропическая и научная организация для распространения идеи братства в практическом, а не теоретическомплане. Его члены могут быть христианами или мусульманами, иудеями или парсами, буддистами или брахманистами, спиритуалистами или материалистами — это не имеет значения; но каждый должен быть либо филантропом, либо исследователем арийской и иной древней литературы, или изучать психические явления. Короче говоря, ему следует, по возможности, помогать выполнению хотя бы одной из целей нашей программы. В противном случае у него нет причин присоединяться к нам. Таково большинство экзотерического Общества, состоящего из "прикреплённых" и "не прикреплённых" членов. Они могут стать, а могут не стать теософами в действительности. Они являются членами, благодаря вступлению в Общество; но последнее не может сделать теософом того, у кого нет чувства божественного лада вещей, или того, кто понимает теософию своим собственным — если можно так выразиться — сектантским и эгоистичным образом. Поговорку "не место красит человека, а человек место" можно, в данном случае, перефразировать так: "теософ тот, кто теософию практикует".
" У неё несколько целей, но самые важные — те, что могут привести к облегчению человеческих страданий любого рода — как физических, так и нравственных. И мы считаем, последнее гораздо важнее. Теософия должна внушать этику; она должна очищать душу, ибо это принесет облегчение и физическому телу, болезни которого, за исключением несчастных случаев, являются лишь следствиями".
(автор статьи - Семёнов Анатолий)