Главная страница / Основы теософии

Чему учит теософия.

 

Теософия учит – существует абсолютное бесконечное вездесущее Божественное начало, которое является источником и основой всего. Это беспричинная причина и корень всего сущего. Она безлична, неизменна и безусловна. Это “единственная и неповторимая” вечная реальность. Она вне всякого определения и описания, это то, что упоминается в индуизме как Брахман или Парабрахм, в буддизме как Ади-Буддхи, а в Каббале как Айн-Соф. Это не человек и не существо любого рода. Было бы заблуждением говорить о нем как о “Боге”, поскольку это не какой-либо тип Бога. Об этом лучше говорить как о бесконечной и вечной энергии и сознании, которое есть все и во всем.

Теософия учит – божественности и единству всей жизни. Каждое живое существо божественно и духовно в своей внутренней природе, которая является его истинной сущностью. В высшей части нашей сущности, в нашем высшем "Я", каждый из нас является Брахманом, упомянутым выше.

Теософия учит, что есть много душ, но только один дух. Мы все индивидуальные души, но в высшей части нашего существа все мы буквально одно и то же. У нас нет индивидуальных духов. Душ много, но дух един. “Подобно тому, как одно и то же солнце светит над всеми На этой земле, так и один и тот же Дух светит над каждой душой.” Кришна в "Бхагавад-Гите") это опять-таки уже упомянутый Брахман.

Теософия учит, что Вселенная является циклическим и периодическим проявлением. Она возникает из божественного начала посредством эволюции (не Творения) и остается и развивается в течение невероятно длительного периода времени. Затем она постепенно распадается и исчезает, все вновь поглощается Брахманом. В конце концов, по прошествии того же времени,  которое она существовала, Вселенная вновь возрождается на более высоком уровне, чем раньше.

Теософия учит, что Вселенная и все в ней находится в постоянном процессе эволюции. Эволюция материи и объективных форм неоспорима, но наиболее важным аспектом эволюции является развитие духовности человека, который спустился как “божественная искра” в материю и проделал свой путь в человеческое царство, пройдя через минеральное, растительное и животное царства в давние времена. Теперь он эволюционирует обратно к сознанию своей истинной духовной природы.

Теософия учит, что люди обладают семиричной природой. Каждый из нас состоит из семи “принципов” или компонентов. Три из них бессмертны и остаются с нами из жизни в жизнь, а другие четыре обновляются с каждым последующим рождением и остаются с нами только в течение одной жизни. Высшая Триада состоит из (1) нашего Божественного "Я"; чистого вечного Духа – называемого Атманом в теософии; (2) нашей духовной души, проводника света Духа (Атмана) – называемого Буддхи в теософии; и (3) нашей индивидуальной человеческой души, являющейся тем же самым, что и ум; это наше Эго (в истинном смысле этого слова), Наше "я” или постоянная индивидуальность, та часть нас, которая перевоплощается – Манас в теософии. Низшие четыре принципа состоят из (1) нашего страстного характера; элемент желания образно называют “животной душой” – Кама в теософии;  (2) жизненная сила или энергия жизни, которая на самом деле делает нас в живыми в физическом воплощении –  Прана в теософии;  (3) наше астральное тело; тонкий и невидимый план, основа вокруг которой построено физическое тело; его можно описать как наше “энергетическое тело", проводник, через который Прана течет к физическому телу, называемомое в теософии Линга шарира; (4) наше физическое тело, которое на самом деле не что иное, как наша внешняя оболочка и проводник для проявления всех других принципов – называемое в теософии стхула шарира.

Теософия учит, что перевоплощение это средство для эволюции человеческой души. Физическое тело и личность, которые мы имеем сегодня, являются лишь одними из многих, которыми мы владели на протяжении нашего долгого эволюционного пути. Во всей системе вещей, эта жизнь, которой мы живем сейчас, составляет лишь главу или даже страницу из общей “книги жизней” нашей души. Обстоятельства, ситуации и условия каждой жизни были сформированы нашими собственными действиями в предыдущих жизнях, осознавали мы это или нет. В прошлом мы создали наше настоящее, а в настоящем мы создаем наше будущее. Никто не может избежать или уклониться от реинкарнации, так как это закон природы. Цикл рождения, смерти и перерождения заканчивается только тогда, когда человек достигает истинного духовного совершенства, свободы от всех желаний и сознательного воссоединения с Божественным. Это называется Нирваной, мокшей, или поглощением Брахманом. 

Теософия учит, что вся жизнь управляется законом кармы. Все во Вселенной находится под влиянием кармы. Это надежный, безошибочный, невероятно далеко идущий закон причины и следствия, действия и результата. Что мы посеем, то мы в конечном итоге и пожнем. То, что мы пожинаем сейчас, мы посеяли ранее. Это то, с помощью чего Вселенная поддерживает гармонию и баланс. Вселенское равновесие было бы невозможно, если бы Великий Закон постоянно не приспосабливал действие к последствиям, а последствия к действиям. Это совершенный и неизменный закон, безличный и справедливый. В нем нет несправедливости. Каждый из нас получает то, что заслуживает, хорошо это или плохо. Закон кармы - это закон самосотворенной судьбы. Карма и реинкарнация неразрывно связаны, нельзя иметь одно без другого.

Теософия учит, что то, что мы называем смертью на самом деле лишь переход, изменение состояния. Наше истинное существо никогда не умрет. Когда наступает так называемая смерть, мы оставляем на земле свое физическое тело, астральное тело и силу праны. Затем мы входим в то, что можно назвать “астральным планом”, в атмосферу, которая наиболее тесно окружает физический план, в теософии это называется Кама-Лока. Там мы пребываем в бессознательном состоянии оцепенения и сна, и проходим через процесс отделения нашей низшей смертной природы от нашей высшей бессмертной природы. Когда этот процесс завершится, мы скажем, что произошла “вторая смерть”. Принцип Камы с низшими, земными и чувственными элементами Манаса остаются в кама-локе, в качестве бессмысленной и бездушной оболочки, и в конце концов распадается и исчезает. Между тем, душа входит в “состояние нарастания”, период глубокого бессознательного состояния и бездействия, прежде чем в конечном итоге проснуться в Небесном состоянии. В теософии это называется Девачан. Это не какое-то место, а состояние. Это рай сновидений индивидуума, который невольно создается из его сознания и прекрасно отражающий тот тип загробной жизни, в который он верил, думал и ожидал в течение жизни. Девачанское состояние по длительности точно соответствует количеству и/или качеству положительной кармы, накопленной индивидуумом за последнюю жизнь. После неизбежно происходит реинкарнация. Очень материалистичные и чувственно ориентированные души часто перевоплощаются довольно быстро, но для других период Девачана может длиться десятилетиями, столетиями или даже тысячелетиями лет.

Теософия учит, что такие практики, как спиритизм, медиумизм и ченнеллинг, опасны и вредны как для живых, так и для мертвых. Ушедшие души не могут нас видеть. Кроме очень малого числа исключений, ушедшая душа даже через медиума не может общаться с оставшимися на Земле, видеть или иметь какое-либо знание о том, что здесь происходит. Девачан не был бы состоянием совершенного блаженства, покоя и радости, если бы индивид оставался каким-то образом связан с физическим планом. Природа достаточно добра, чтобы создать непроходимую пропасть между небесным и земным состояниями, так что ушедшие (умершие) остаются вне досягаемости физического существования и индивидуумов на физическом плане. Основными исключениями из этого правила являются люди, которые совершили самоубийство, люди, которые были убиты, и умершие насильственной смертью. Они остаются в кама-локе до конца жизни, которую им было суждено прожить на земле. Медиумы и проводники могут вступать с ними в контакт, но это духовно незаконно и может привести к серьезным ужасным последствиям. Они должны быть оставлены в покое и беспрепятственно продолжать свой путь наверх. В основном это бессмысленные и бездушные “оболочки”, оставленные в кама-локе, с которыми контактируют медиумы и практикующие ченнелинг. Поскольку оболочки сохраняют определенную степень памяти, они способны автоматически и слепо декламировать и повторять определенные детали и фрагменты информации. Люди заблуждаются, думая, что они общаются с реальным человеком, тогда как на самом деле это лишь “психический  труп”, отброшенные остатки личности. Спиритизм, медиумизм и все формы психического ченнеллинга осуждались мудрыми духовными и философскими традициями на протяжении веков, особенно в Индии и на востоке.

Теософия учит важности альтруизма, бескорыстия, сострадания и жизни, чтобы помогать и служить другим. Она утверждает, что всеобщее братство - это не просто благородный и возвышенный идеал, а вечный факт в природе. Все являются единым, потому что единое провляется во всем. Поэтому эгоистично жить самим по себе. Мы все являемся частью целого и во Вселенной нет разделения. Личные желания, амбиции, жадность и похоть - все это ошибочные формы эгоизма, и именно эгоизм является великим проклятием человечества и причиной страданий. Идеал Бодхисаттвы - самопожертвование и отречение от вечного блаженства, чтобы всегда оставаться на земле бескорыстным и эффективным служителем и помощником человеческой расы, не ищущим личной награды, – рассматривается в теософии очень высоко.

Теософия учит, что все религии одинаковы по своей эзотерической сущности. Есть одно эзотерическое учение, универсальная философия, Тайная доктрина, которая лежит в основе всех мировых религий. На самом деле она предшествует всем религиям и превосходит их. Это сама истина. Все религии содержат какую-то часть истины, некоторые в большей степени, чем другие. Индуизм и буддизм - две “истинные” религии, но даже они, в их популярной и публичной форме, иногда искажены и вводят в заблуждение. Цель Теософического движения - учить истине такой, какая она есть, свободной от всех условностей и ограничений религиозной догмы, вероучения и теологии. Подлинная универсальная философия сохранялась и охранялась на протяжении веков посвященными, адептами и мастерами некоторых тайных братств в Тибете, Индии и на востоке. Обширные работы Е.П.Блаватской (основательницы теософского движения) представляют, демонстрируют и доказывают это учение в той мере, в какой это было разрешено мастерами, которые были ее учителями и наставниками. Только что упомянутая "истина" иногда называлась древней мудростью, вечной мудростью и Божественной мудростью. Слово "теософия “происходит от греческого слова” теософия“, что буквально означает "Божественная мудрость".

~ * ~

Теософы могут свободно принадлежать к любой религии, но они также знают, что на самом деле им не обязательно принадлежать к какой-либо конкретной религии или отождествлять себя с ней. Девиз Теософского движения “нет религии выше истины.” Теософия не только допускает, но и активно поощряет свободу мысли и убеждений, духовную и умственную независимость.

 

Источник: https://blavatskytheosophy.com/what-is-theosophy/

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)

.