Главная страница / Введение в теософию 

 

Теософия об эволюции

 

Одной из самых важных тем, на которую стоит обратить особое внимание с самого начала, является эволюция. Не зря теософия была выдана миру как раз в то время, когда теория Дарвина с триумфом оказалась принятой большинством ученых 19 века. Открытие наследственности и развития видов в результате естественного отбора позволила взглянуть на проблему происхождения растений, животных и человека с совершенной иной позиции. До того времени идея эволюции человеческих и других царств природы вряд ли были бы поняты и приняты людьми, широко распространена была идея о создании мира Богом, со всеми живыми существами в том виде в котором мы их знаем сейчас, и она не подвергалась сомнению. Но открытия археологов нуждались в гипотезе для объяснения своих находок, не укладывающихся в имеющееся представление о создании мира. Дарвиновская идея эволюции предоставила эту возможность, а заодно и поставила под удар прежнюю теорию, но вместе с иным взглядом на зарождение и развитие жизни на Земле, она так же оказалась рассадником материализма, губительным для всего духовного.

 

Вывод последовавший из теории Дарвина заключался в том, что нет никакой необходимости ни в Боге, ни в разумных божественных существах, зарождение и развитие жизни обязано своим существованием удачному стечению обстоятельств. С этого момента вполне серьезно, на уровне ученых заговорили о селекции человека, аналогично как поступают биологи выбирая для своего потомства только лучшие семена. Сейчас это кажется дикостью, но возникали целые движения против развития медицины. Слабый организм должен умереть от болезни, если не может с ней справиться самостоятельно, чтобы не нарушить естественный отбор, в результате которого должен выживать только сильнейший. Согласно их прогнозу не пройдет и ста лет, как человечество наследуя все болезни от своих предшественников в конце-концов станет хилым, беспомощным и вымрет, если не остановиться и не перестать лечить больных людей. Поэтому нет ничего удивительного, что спустя 15 лет после выхода в свет книги Дарвина "Происхождение видов", перевернувшей представление биологов о развитии жизни на нашей планете, было образовано теософское общество, так же утверждавшее об эволюционном развитии всего живого на нашей планете, но с совершенно иной позиции. Нет и никогда не было слепого отбора или случайного стечения обстоятельств, наш мир развивается в соответствии с планом скрытым в Божественной Мысли. За эволюцией стоят разумные существа, находящиеся на разных уровнях развития, управляющие и контролирующие существование и развитие всего живого. Именно они направляют эволюцию, руководят ею, время от времени вмешиваясь в дела людей, если в этом есть особая необходимость. Практически во всех религиях Бог представлен как дающий первоначальный импульс для зарождения жизни, но он так же имеет своих многочисленных помощников, выполняющих менее ответственные задания. Такие религии, толкующие об ангелах и божествах, гораздо ближе подходили к Истине, чем современная наука, отрицающая результат разумного вмешательства, только потому, что ей не удалось это зафиксировать, несмотря на огромное количество косвенных доказательств того, что мир сам по себе никогда не мог бы образоваться, он слишком сложен для этого. Одна только ДНК заставляет усомниться в естественном отборе и в результат случайности, потому как это равносильно тому, что взрыв на типографии из разбросанных букв случайным образом составит британскую энциклопедию.

 

Надо сказать, что идея эволюции является совершенно очевидной сейчас, а всего лишь каких-то 200 лет назад о ней даже никто и не помышлял, несмотря на то, что Дарвин совсем не пионер в этой области, некоторые религии упоминают эволюционное развитие, но кратко и не акцентируя на этом внимание, например, индуизм, каббала и даже христианство. Многим известно знаменитое каббалистическое изречение: "Дыхание становится камнем; камень-растением; растение-животным; животное-человеком; человек-духом; дух-богом", написанное за годы до "великого" открытия Дарвина. В индизуме, в Пуранах сохранено предание о семи последовательных творениях, последним из которых был человек. Даже христианская Библия толкует о создании мира в шесть этапов, пусть и очень упрощенно, примитивно по сравнению с тем же самым изложением в индийских Пуранах, но, тем не менее, творение мира так же заканчивается созданием человека. Это все показывает, что идея эволюции была известна за многие века до Дарвина, но так как ее сложно было донести до населения, большая часть которых были людьми неграмотными, то она оставалась достоянием Посвященных.

 

Сейчас существуют и другие эволюционные модели развития жизни, но все они являются несостоятельными, потому что основаны только на одном единственном виде эволюции, а именно, на физической эволюции. Это не позволяет им ответить на многие вопросы, например, почему эволюция одного вида завершается с появлением нового вида, который продолжает развиваться и видоизменяется. Это явилось причиной вымирания множества растений и животных. Окружающие условия меняются, а адаптации не происходит. Другим вопросом является почему при очень сильном изменении растений и животных человек во все века остается неизменным. У человека разных эпох немного отличается строение костей, но в остальном он всегда одинаков и всегда обладает признаками интеллекта. Нет никакого переходного звена между человеком и обезьяной. Третьим вопросом, на который наука не может дать ответ, является причина наличия у некоторых людей гениальности и других талантов, а так же почему они не передаются по наследству. Эти и многие другие вопросы изложены в "Тайной Доктрине" и в статьях Блаватской. Теософия дает на них ответы, потому как базируется не на одном виде эволюции, а на трех: физическом, умственной и духовной. Она раскрывают цельную картину изменения видов, позволяют взглянуть на жизнь более широко. Человек не меняется физически потому, что в отличие от животных и растений духовная и умственная эволюция являются для него приоритетным. Такой подход к эволюции показывает важность духовного развития через развитие своего ума, в отличие от грубо материалистичной дарвиновской теории. Она дает цель в жизни, не ограничиваясь только физическим телом, чьи желания и прихоти, во многом являются помехой для духовного развития. Именно поэтому противодействие дарвиновской теории и утверждение более широкой идеи эволюции является одной из задач теософии и теософского общества.

 

"... в Природе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Упадхи; или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на плане Космической Иллюзии.

1. Монадическая эволюция, как это указывает наименование, касается роста и развития Монад в еще более высокие фазы деятельности в соединении с:

2. Умственной эволюцией, представленной Манаса-Дхиани (Солнечными Дэвами или Агнишватта Питри), «дателями разума и сознания» человеку, и:

3. Физической, представленной Чайа (тенями) Лунных Питри, вокруг которых Природа оформила настоящее физическое тело. Это тело служит проводником для «роста», употребляя вводящее в заблуждение слово, и преображений – посредством Манаса и благодаря накоплению опыта – Конечного в Бесконечное, преходящего в Вечное и Абсолютное.

Каждая из этих трех систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосме великого Макрокосма. И, именно, связь этих трех течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас.

Природа, физическая эволюционная мощь никогда не могла бы развить Разум сама по себе без содействия; она может создавать лишь «бессмысленные формы», как это будет видно в нашем Антропогенезисе."

Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина" том 1

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)