Главная страница / Теософия Е.П. Блаватской / Введение в Теософию
Разница между теософией и оккультизмом.
Нередко полагают, что теософия и оккультизм это либо одно и то же, либо немногим отличаются друг от друга. Такое понимание теософии ошибочно. Она действительно имеет некоторое отношение к оккультизму, но только в теории. Для практики оккультных наук необходимо пройти долгую и тщательную подготовку, очистить свой ум и сердце, закалить волю, стать мудрее и психологически подготовленным. Все это требует огромных затрат как сил, так и времени. Достигнуть подобного состояния рядовому обывателю, живущему в городском ритме, практически невозможно. Поэтому и говорить о тесной связи теософии и оккультизма не приходится. Правильнее будет теософию рассматривать как науку, которая помогает изменить свое мировоззрение, мышление, развить в себе все положительные качества, одним словом подготовить себя к изучению оккультных наук, но не сам оккультизм.
Надо сказать, что сам термин "оккультизм" претерпел значительные изменения. Будучи образованным от латинского слова occultus (скрытый, тайный), первоначально он воспринимался как способ воссоединения своего разума с Божественным Духом. Этому учил Герметизм и Каббала, обретение этого состояния являлось целью трансцендентальной йоги, выражавшееся в познании Брахмана, Пуруши или Атмана, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе. В результате обретения Божественного сознания в человеке пробуждались скрытые возможности, которыми так славятся йоги и святые. Но этот путь требует кристальной чистоты как вы мыслях, так и в желаниях, один не верный шаг и ученик вместо высших Божественных сил окажется во власти низших. Поэтому никогда оккультизм не преподавался открыто. Позднее этот термин стал ассоциироваться с гаданиями, спиритизмом и даже с церемониальной магией, что полностью искажает первоначальный смысл оккультизма, профанируя его, в лучшем случае, опуская до уровня шарлатанов и фокусников, а в худшем, до уровня последователей культа сатаны и чернокнижников.
Что же касается теософии и, в частности теософа, то он:
"может быть очень хорошим теософом, внутри или вне Общества, никоим образом не будучи при этом оккультистом. Однако, никто не может быть истинным оккультистом, не будучи настоящим теософом; иначе он будет просто черным магом, сознательным или бессознательным.
...
настоящий теософ должен воплощать на практике самые возвышенные нравственные идеалы, стремиться осознать свое единство со всем человечеством и непрестанно трудиться для других. Таким образом, если оккультист так не поступает, он действует эгоистически, для своего собственного благополучия; а если он приобрёл больше практических способностей, чем обычные люди, он становится гораздо более опасным врагом всему миру и окружающим, чем простой смертный. Это очевидно.
...
Оккультные науки вовсе не являются, как пишут в энциклопедиях, "теми воображаемыми науками средневековья, которые изучают предполагаемое действие или влияние оккультных качеств или сверхъестественных сил, как алхимия, магия, некромантия и астрология", ибо науки эти реальные, действенные и очень опасные. Они учат о тайных возможностях вещей в Природе, развивая и культивируя скрытые силы, "спящие в человеке", тем самым давая ему огромные преимущества перед более невежественными смертными. Хорошим примером этого является гипнотизм, ставший теперь предметом серьезного научного изучения. Сила гипноза была открыта почти случайно, и путь к ней был подготовлен месмеризмом; а сейчас способный гипнотизер с её помощью может добиться от человека практически чего угодно: может принудить его, бессознательно для самого себя, валять дурака, — или совершить преступление, часто вместо гипнотизера и для целей последнего. Разве не ужасная это сила, если она окажется в руках людей, неразборчивых в средствах? И пожалуйста помните, что это лишь один из малых разделов оккультизма.
...
... оккультист практикует научную теософию, основанную на точном знании тайных трудов Природы; но теософ, использующий силы, называемые паранормальными, без света оккультизма, будет склоняться к опасной форме медиумизма, потому что, хотя и придерживаясь теософии и её самых высоких этических принципов, он работает с этими силами в темноте, из искренней, но слепой веры. Всякий, будь он теософ или спиритуалист, кто пытается заниматься одной из ветвей оккультной науки: гипнотизмом, месмеризмом или даже секретами производства физических феноменов и так далее, без знания философской рациональной основы этих сил, подобен лодке без руля, пустившейся в бурный океан".
(Цитаты взяты из книги Е.П. Блаватской "Ключ к Теософии").
(автор статьи - Семёнов Анатолий)