Главная страница / Практическая теософия

 

Как развить сострадание.

 

 

В той или иной степени, мы все обладаем чувством сострадания и оно является одним из сдерживающих факторов, не позволяющих совершать глупые поступки и доставлять боль и страдания окружающим живым существам. Благодаря состраданию наше сердце сжимается при виде чьих-то слез, мы хотим помочь и помогаем, тем самым принося пользу и сохраняя надежду на то, что мир все еще не лишен человечности и когда-нибудь она победит.

 

Польза от сострадания не так очевидна, как, например, от зарабатывания денег. Этот факт часто становится причиной игнорирования и принижения значения этого ценного качества. Но так же как деньги зарабатываются не для того, чтобы потратить их в тот же миг, они служат гарантом стабильности в будущем, точно так же и сострадание поможет сделать так, чтобы не зародить причин для страданий в дальнейшем, а так же, чтобы более легко и незаметно пережить те неприятные моменты в нашей жизни, которые нам уже уготованы и которые мы изменить не в силах.

 

Методы развития сострадания очень хорошо разработаны в буддизме, в традиции Махаяны. Это единственная религия, делающая сильный упор на развитии в себе чувства сопереживания и заботы о ближнем. Даже чувство индивидуального счастья в ней жертвуется ради спасения человечества. Не зря высшим идеалом этой религии в традиции Махаяна является не погруженный в нирвану Будда, абсолютно и полностью свободный от страданий, пребывающий в блаженстве, а бодхисаттва - человек отказавшийся от нирваны будучи на самом ее пороге, ради помощи погруженным в неведение людям. Но это очень высокая ступень духовного развития, которая не может быть достигнута за одно воплощение. И точно так же как большое путешествие начинается с малого шага, все великие люди когда-то делали первые попытки на пути к духовному совершенству. Одним из мощных стимулов к победе над своей животной природой является сострадание.

 

Для начала полезно почаще вспоминать о том, что в любой момент времени есть кто-то, кому невыносимо больно. При этом не важна причина боли: физическая или психологическая, а может и обе вместе, важен сам факт ее наличия. В мире не проходит ни секунды, чтобы не умирали люди или не происходили какие-то чрезвычайные ситуации. Как правило, мы судим о состоянии дел в соответствии с нашими обстоятельствами. У нас все хорошо, значит мир наполняется красками, но как только у нас возникают проблемы, то мир тускнеет. Это не правильно, мир всегда одинаков, удовольствия и боль неотделимы в нем. Пока присутствует гипертрофированное стремление к удовольствиям, будет и возможность для проявления противоположности - страданий. К такому выводу пришел Будда, то же самое утверждает и теософия. Чем ярче свет, тем гуще тьма. Невозможно усилить положительный полюс у магнита, чтобы тут же не стал сильнее отрицательный, отсюда и буддийское учение о срединном пути, согласно которому полное прекращение желаний является причиной того, что человек становится недоступным для страданий. Но так как подобное состояние ума недостижимо для обычного человека, то мы можем рассуждать и стремиться к правильному отношению к жизни, где удовольствия становятся не ее смыслом, а занимают то место, которое им уготовано природой.

 

Размышления о страданиях уже может раскрыть глаза на мир, увидеть его в своей цельности. Сейчас люди, в своем большинстве, боятся подумать о страданиях, или просто не хотят об этом задумываться, в результате их мировозрение становится ущербным, а выводы относительно смысла жизни не верными. Более полноценную картину дают религии, они же дают выход из сложившейся ситуации. Теософия лишь дополняет его своим учением об эволюции, а следовательно, дает надежду на то, что наступят времена, когда люди (то есть мы с вами, но в других воплощениях), смогут жить в мире и согласии. И путь к этому может быть ускорен нашими действиями.

 

После того, как в уме укоренилась привычка вспоминать о страданиях мира, то сострадание естественным образом начнт расти в душе.

Второй полезный метод, предлагаемый буддизмом, заключается в том, что эти страдания переносятся мысленно на себя. Для этого надо представлять, что сам попал в ту же ситуацию. Не надо бояться этой практики, буддисты пользуются ей веками и, согласно их наблюдениям, никто еще не накликал на себя беду. Наоборот, их сострадание развивалось многократно. Кроме того, этим способом можно ослабить цепи кармы, для которой нет разницы, будет ли человек проходить через испытания реально или виртуально, очень ярко представляя себе ситуацию. Так в Индии есть много легенд, когда Гуру погружал ученика в иллюзорное состояние, где тот, не понимая что все вокруг него нереальное, получал необходимый опыт, платя карме по счетам. Так же и с визуализацией собственных страданий, они учат, а следовательно гасят кармические следствия, ранее, чем они проявятся в жизни. Карма не ставит своей целью наказать, ей надо научить.

 

Третьим способом, который может помочь развить сострадание, является дыхательная практика, известная в буддизме как тонглен. Суть ее заключается в том, что при вдохе необходимо представлять как страдания всего мира входят внутрь, трансформируются там, а на выдохе выходят мир и счастье. Выполняется она сидя, лежа, в электричке, в метро, на работе, если есть свободная минутка.

 

Можно пользоваться любым методом, но для начала надо попробовать их все, чтобы определить какой ближе. И через какое-то время можно очень сильно изменить себя, очистить свой ум от грубых омрачений, заложить основу для духовного роста и оккультной практики.

 

«…настоящая теософия – это альтруизм, и мы не устанем это повторять. Это братская любовь, взаимопомощь и непоколебимая преданность Истине. И если люди когда-нибудь поймут, что именно в этом истинное счастье, а не в богатстве, собственности или каком-то ином способе удовлетворения собственного эгоизма, то черные тучи рассеются и на земле родится новое человечество. И тогда действительно вернется золотой век».

Е.П. Блаватская "Наш цикл и следующий за ним".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)