Главная страница / Основы теософии
Семеричный состав человека.
Ученые до сих пор бьются над тайной человеческого разума, но несмотря на некоторый успех, эта загадка по сей день так и осталась нерешенной. Современные приборы позволяют сканировать мозг и, улавливая электрические импульсы в разных его областях, угадывать о чем человек думает: хорошее, плохое, приятное, неприятное. Они могут так же предугадать какое движение хочет совершить человек, на этом принципе основано управление искусственной рукой. Но можно ли сказать, что ученые открыли природу мысли? Хотелось бы ответить да, но на самом деле они даже близко не подошли к раскрытию этого феномена. Электрические импульсы, регистрируемые приборами, это следствие мысли, но никак не сама мысль. Точно так же как по раскатам грома можно судить о наличии молнии, а так же насколько далеко она была и в какой стороне, так и по электрическим импульсам в головном мозге можно судить о породившей их мысли, складывая очень приблизительное представление о ее содержании.
Тот факт, что раскрыть природу разума, всесторонне исследуя физический мозг, до сих пор не представляется возможным, показывает, что разум не принадлежит физическому плану. Теософия, так же как и многие другие религии, утверждает, что помимо физического тела человек имеет сложную тонкоматериальную структуру, которую мы не можем наблюдать непосредственно, а делаем о ней вывод исходя из косвенных свидетельств, которыми являются мысли, чувства, сон, интеллект и интуиция. Вся сложность обсуждаемого предмета, упирается в классификацию этой структуры.
Казалось бы, здесь нет ничего сложного, перечислить по порядку как мы поступаем с физическим телом: глаза - 2 штуки, пальцев - 5 штук на каждой руке, нос - 1 штука и так далее, но в данном случае это сделать невозможно, потому что в отличие от физического тела, которое мы видим и знаем, речь идет о том, чего мы не видим и не знаем, но лишь предполагаем. Это все равно, что описать обстановку квартиры, находящей за стенкой, из которой постоянно доносятся звуки, но сами мы там никогда не были. В основе классификации устройства человека лежит не столько строго математический счет, сколько удобство для понимания строения человека в совокупности с возможностью практического применения этого знания в жизнь. Как говорили сами Махатмы, выдать в полной мере все знания они не могут, потому что эта информация осталась бы не понятой, поэтому все, что они могут сделать, так это адаптировать имеющееся у них знание под уровень развития современного человечества.
Согласно теософии, человек состоит из семи принципов, три из которых высшие, то есть являющиеся по сути внутренним, истинным человеком, а остальные четыре низших принципа являются оболочками для каждой личности из череды перевоплощений. Они
разрушаются после смерти физического тела, через определенное время, в то время как три высших принципа переходят из одной жизни в другую, постоянно изменяясь и совершенствуясь, если человек жил в согласии с законом эволюции. Или наоборот, три высших принципа могут деградировать, если жизнь человека противоречила законам эволюции.
Перечисление семи принципов человека, в разных теософских источниках, могут несколько отличаться, но суть везде одна и та же - раскрыть человеку не только источник его ощущений, чувств или мыслей, но так же показать в чем заключается цель эволюции, как ее можно реализовать, а так же какие этапы проходит человек после смерти, на чем они основаны, попутно давая объяснение каким законам подчиняется развитие физического тела. Всю эту картину нельзя объяснить если использовать такую самую простейшую классификацию, которую мы находим в христианстве, утверждающей, что человек состоит из души и тела. Так же это невозможно выполнить если принять во внимание более сложную классификацию неоплатоников, утверждающих, что человек состоит из, грубо говоря, духа, души и тела. Четверичная система тарака раджа йоги носит сугубо практический характер. Пятиричная система веданты уже более способна описать все многообразие человеческой как жизни, так и состояний после смерти, но оставляет некоторые пробелы. И только семеричная система в теософии позволяет полностью описать строение мира и человека. Все вышеперечисленные классификации не противоречат одна другой, а скорее более сложные дополняют более простые. Перечислим вкратце семь принципов о которых говорит теософия:
1- физическое тело;
2- Прана;
3- Астральное тело;
4 - Кама Рупа.
5 - Манас (двойственен по своей природе и подразделяется на низший и высший);
6 - Буддхи;
7 - Атма.
Рассмотрим каждый из принципов более подробно.
1. Физическое тело - этот принцип всем хорошо знаком и достаточно подробно изучен наукой, задерживаться на нем не имеет смысла. Человек настолько плотно связан с этим принципом, что зачастую начинает отождествлять себя с ним, считая свое физическое тело самим собою. Это проявляется в таких выражениях: «я хочу есть» , «мне холодно\жарко» или «мне больно\приятно». На самом деле физическое (или как его иногда называют плотное тело) является лишь проводником ощущений от физического мира к сознанию.
2. Эфирное тело - двойник физического тела. Оно является его точной копией на эфирном плане, прообразом, в соответствии с которым физическая природа выстраивает физическое тело. Развитие эфирного тела опережает физическое, так как оно более пластично и изменения в нем происходят намного проще и быстрее, и лишь затем они отражаются на плотном теле. Это касается так же и болезней.
Человек, имеющий способности к ясновидению, может определить отклонения тонкого тела и тем самым предугадать возникновение болезни тела физического.
Эфирное тело является так же как и физическое является проводником ощущений к высшим принципам и обратно. Если его парализовать, например в результате особой формы гипноза, то человек может находиться в ясном сознание, но совершенно перестанет чувствовать боль, что бы при этом ни делали с физическим телом. Подобные случаи зафиксированы наукой и были даже попытки ввести их в медицинскую практику для того, чтобы совершать хирургические операции без наркоза, но, к сожалению, у всех людей слишком разная восприимчивость к гипнозу, поэтому эта идея не получила дальнейшего распространения.
3. Прана - этот принцип имеет очень широкую сферу проявления на разных планах и в различных вариациях. Она поддерживает здоровое существование не только плотного, но и более тонких тел. Недостаток жизненной силы так же вреден, как и его избыток, и в том и в другом случае это может привести к болезни и даже смерти. Смерть наступает в тот момент когда жизненная сила покидает тело.
Прана, так же, является той действенной энергией, благодаря которой становятся возможными проявление эмоций, ощущений, волевых усилий и даже мысль обязана своим рождением этой силе.
Электрический ток, рождаясь в мозгу человека пробегает по мышцам, заставляя их сокращаться и совершать то движение, которое мы пожелаем – и это является одним из самых грубых аспектов жизненной силы.
Прана – это энергия или сила, приводящая в движение все миры. Человек является проводником этой силы, и черпая прану из бесконечных запасов Вселенной, он аккумулирует ее в своем организме (например, во время сна) и затем растрачивает на свои повседневные нужды. В зависимости от того, насколько человек может ее аккумулировать и в какое русло затем направит (это может быть активность на физическом плане, или эмоциональность (как позитивная, так и негативная) или какие-либо ментальные процессы) будет обусловлен его характер, наклонности, здоровье или же наоборот - болезни и так далее.
4. Кама Рупа – под этим санскритским термином подразумевается эмоциональная природа человека, его переживания, чувства и прочие ощущения. У каждого этот принцип развит в разной степени, в зависимости от индивидуальных наклонностей, и постоянно изменяется в зависимости от стремлений обусловленных мышлением. Более сильное развитие данного принципа определяет в человеке эмоциональный и взрывной характер. Если Кама рупа находится под контролем воли и разума, то человек становится спокойным и сдержанными, со временем ее влияние может быть вовсе сведено на нет.
5 Манас - благодаря этому принципу человек обладает интеллектом и может мыслить.
Манас подразделяется на:
а) высший манас - область идей;
б) низший манас - область мышления;
Пока человек жив это разделение условно настолько, насколько тропосфера (низшие слои атмосферы) отличается от стратосферы (высшие слои атмосферы). Между ними нет четкой границы и разделяются они только по своим функциям.
Высший манас образует мыслеформы очень тонкого качества - это идеи. Они как искры рождаются в уме человека, и в следующее мгновение уже исчезают, передав импульс для низшего манаса. Тот, в свою очередь, рождает мыслеформы, которые мы называем мыслями. Вследствие такой кратковременности существования идей, высший манас очень сложно контролировать и тем более управлять им, вследствие чего у подавляющего большинства населения нашей планеты эта часть ума находится в слаборазвитом состоянии.
Благодаря низшему манасу человек может думать, мыслить, размышлять. Эта область ума в которой рождаются повседневные мысли человека, которые хоть и легко проследить, но часто тяжело контролировать.
После смерти высший манас, вместе с истинным «Я» человека, отрывается от низшего и после определенных посмертных стадий вновь воплощается в физическое тело. По мере роста последнего, высший манас вновь «обрастает» частицами соответствующими низшему, в результате чего младенец становится все более рассудительным и мыслящим существом.
Низший манас, после того как высший вместе с «Я» покинули его, предоставлен разложению на мельчайшие частицы, чтобы вновь послужить строительным материалом.
6. Буддхи - духовное начало в человеке, его духовная душа, оказывающая благое воздействие на манас, одухотворяя его.
Подобно лучам света, проникающим сквозь густые заросли джунглей до самой земли, чтобы рассеять мрак, Буддхи пытается проникнуть в самые глубины человеческой души, чтобы рассеять мрак невежества. Эгоистические и порочные мысли не дают этого сделать, стремясь увлечь человеческое сознание и привязать его к объектам страсти и вожделения, где «лучи» Буддхи теряют свою силу.
Если высший манас развит слабо, то Буддхи развито в еще меньшей степени. Этим и объясняется такое большое количество эгоизма и жестокости в нашем мире.
Пресекая порочные мысли и развивая доброжелательные, человек естественным образом раскроет в себе духовное начало, которое, рассеивая малейшие проявления эгоизма, поведет его к совершенству.
7. Атма - божественное начало в человеке, Единый и Неделимый принцип. Точно так же как солнце одно и в равной степени светит для всех людей, точно так же и Атма одна и осеняет все живое своим Божествественным светом.
Человек в своем неведении, порожденной иллюзией, воспринимает себя как отдельную индивидуальность, и считает, что все люди такие же индивидуальности совершенно обособленные от друг от друга. Теософия в этом вопросе соглашается с Адвайтой Ведантой и считает, что человечество лишь на низших планах разделяется на индивидуальности, на высших планах все люди являют собой одно Единое Целое.
Атма одного человека не только не отделима от Атмы другого, но и является ею.
Нет такого понятия как «моя Атма» или «его Атма», потому, что для этого потребовалось бы наличие нескольких Атм – Божественных начал. С точки зрения Теософии правильнее будет сказать: «Моя Атма – это его Атма, а его Атма – это моя Атма, я – это он, а он – это я».
С позиции рационального мышления это, конечно же, будет казаться невозможной фантазией, но что современная наука знает о сознании, его природе и Источнике? Ничего. Совершенно ничего.
Атма – является Источником сознания и Божественного начала в человеке, а он Един для всех.
Этим принципом обладает не только человек, но и все живое, что существует во Вселенной. Таким образом, можно сказать, что абсолютно Все имеет Единый Источник своего существования.
Если уж Буддхи развито в человеке очень и очень слабо, то про Атму можно сказать, что несмотря на то, что каждый обладает сознанием, о его Источнике не известно совершенно ничего, настолько слабо развит этот принцип, и поэтому информация об этом является метафизической, выходящей за пределы знаний и опыта человека.
"Прежде всего мы обнаруживаем в человеке два различных существа — духовное и физическое: человека мыслящего и человека, регистрирующего столько мыслей первого, сколько он способен усвоить. Таким образом, мы различаем в нём две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх "принципов" (начал), или аспектов, и низшее, или физическую четвёрку, состоящую из четырех — итого их семь."
Е. П. Блаватская "Ключ к теософии "
(автор статьи - Семёнов Анатолий)