Главная страница / Введение в теософию 

 

Теософия о семейных отношениях

 

Не секрет, что семейные отношения так или иначе являются определяющими в нашей жизни. Все мы тысячами невидимых, но от того не менее прочных нитей связан с членами своей семьи, своими родителями, детьми, братьями, сестрами и супругами. Жизнь большинства из нас проходит в кругу родственников и от благополучия в семье зависит и наше собственное счастье. В семье мы получаем возможность реализовать себя, стать по-настоящему полноценными людьми, овладеть нелегкой наукой межличностных взаимоотношений. Каким же образом теософия смотрит на проблему семьи и какую роль отводит последней в жизни человека? 

   Семья – это не просто домашний очаг обеспечивающий уют для соединившихся под одним кровом людей. Истинное значение семьи можно уяснить, если понять, что цель человеческой жизни состоит в духовном развитии и совершенствовании. Приходя в семью люди получают прекрасную возможность помогать друг другу в своем развитии. Именно в семье и через семейные узы, они способны выявить свои потенциальные духовные качества, делающие их теми, кто они есть на самом деле – Божественными душами. Перенося накопленный опыт семейных отношений из одной жизни в другую, люди раскрывают в себе великое сияние любви, одновременно с этим избавляясь от оков эгоизма. Иными словами, семью можно уподобить школьному классу, где все мы – и ученики и учителя, и от того, сможем ли мы, учась друг у друга взаимопомощи и любви, сдать экзамен на зрелость, зависит перейдем ли мы в следующий класс. В "Письмах Махатм" есть такое высказывание о важности семьи: 

 

«Разве это кажется вам ничтожным делом, что вы провели прошлый год, занимаясь только "семейными обязанностями"? Но что заслуживает лучшую награду, какая дисциплина лучше, как не ежедневное и ежечасное выполнение долга? Поверьте мне, мой "ученик", что мужчина или женщина, помещенные Кармой среди малых простых обязанностей, жертв и любвеобильной доброты, – верным их выполнением поднимутся к большим мерам Долга, Жертвы, Милосердия и Сострадания ко всему Человечеству, и какой лучший путь к Озарению вы можете избрать, как не ежедневное покорение себя, проявление упорства в достижении цели, несмотря на отсутствие видимого психического успеха и перенесение несчастий со спокойным мужеством, которое превращает их в духовное продвижение, так как добро и зло не должны измеряться по событиям на нашем физическом плане. Не будьте обескуражены тем, что ваша практика отстает от вашего устремления; все же, допуская это, не удовлетворяйтесь, так как вы ясно знаете, что у вас слишком часто бывает склонность к ментальной и моральной лени, более склонной отдаться течениям жизни, чем идти своим собственным путем». 

   
  Каждый раз приходя в новую семью, мы не оказываемся случайными путниками, зашедшими словно на ночлег на постоялый двор. Наша карма приводит нас в данную семью и те люди, которые становятся нашими родителями, братьями или сестрами, уже были связаны с нами в наших прошлых жизнях. Взаимодействуя с людьми, мы тем самым сеем зачатки той кармы, которая вновь сведет нас вместе, чтобы пожинать плоды этих взаимодействий. И если они основывались на уважении, понимании и доброте, то наша новая семья будет дружной и крепкой, а если в тех прошлых встречах было больше ненависти и причиненного друг другу зла, то и нынешняя семья напомнит об этом царящими в ней склоками и раздорами. Поэтому зная закон кармы, нам следует отдавать себе ясный отчет, что причина всех семейных неурядиц не божий промысел, а наш собственный эгоизм, мешавший нам жить не ради своих низменных страстей, а ради тех, кого мы любили. Раз за разом соединяясь вместе, мы пытаемся распутать те узлы кармы, которые словно тугие путы связывают нас по рукам и ногам, мешая продвигаться вперед. При этом каждый раз мы исполняем по отношению друг к другу различные роли: то брата и сестры, то отца и сына, то мужа и жены. Эти различные роли исполняемые со всей ответственностью как ничто иное позволяют нашим душам совершенствоваться. 

  Затронув вопрос о разных семейных ролях выполняемых нами от жизни к жизни, скажем несколько слов об особенностях отношений между членами семьи. Несомненно, что отношения между родителями и детьми являются ключевыми в жизни и тех и других. Особенность в них та, что родители дают своему ребенку только физическое тело, но они не создают его как личность, так как ядро последней – бессмертная душа, лишь на время входящая в предоставленное тело, чтобы развиваться в нем. И только с точки зрения физического тела, родители могут быть старше своего ребенка, тогда как с точки зрения духа, ребенок вполне может оказаться гораздо старше и мудрее своих родителей. Ч. Джинараджадаса – четвертый президент Международного Теософского общества в очень поучительной книге "Практическая теософия" писал по этому поводу: 

 

«… ребенок не принадлежит родителям; они только опекуны, хранители его тела в течение детства и ранней юности, пока душа ещё не может управлять телом в полной мере. Фраза "мое дитя" не дает права на судьбу ребенка, она дает только привилегию помочь в эволюции братской душе. Так как родители развиваются, учась помогать своим братьям, то в качестве такового им и посылается ребенок». 


Воспитание детей должно способствовать их духовному развитию. Обязанность родителей – создать такую атмосферу внутри семьи, которая позволила бы детям учится взаимопомощи и любви. С самого детства родители способны помочь ребенку использовать его накопленный в прошлых жизнях позитивный опыт и двинуться дальше в развитии. Тем не менее, даже если условия для его роста максимально комфортны, негативный опыт способен взять верх в личности ребенка. Мы не в состоянии переделать душу, в конце концов, она сама должна искоренить все злое в себе. Возможно, для этого потребуется не одно рождение в различных условиях. Родители же не должны действовать методом физического принуждения. Такое воспитание приведет к огрублению его тонких тел и ограничит влияние его Высшего Я на них. 

  Принцип принятия и оказания помощи действует и в супружеских отношениях. Как и в случае родителей и детей, супруги – это две души, пришедшие, чтобы совместно развиваться. Соединившись как муж и жена, им следует прийти к пониманию, что они равноправны и только взаимное уважение позволит им продвигаться в своем развитии дальше. И как и в предыдущем случае, прошлые поступки в виде кармы оказывают воздействие на характер такого развития. Долг по отношению друг к другу, причиненная боль или подаренная радость вновь соединяет людей, чтобы воспользоваться возможностью искупить карму. Все мы переносим с собой наши прошлые долги, которые никуда не деваются, и зародившись именно в земной жизни, эти долги должны быть возвращены в очередной земной жизни. 

  Как часто бывает, что встретившись с незнакомым человеком, мы вдруг начинаем чувствовать к нему беспричинную симпатию или неприязнь. Считая это простой случайностью, мы едва ли можем хоть что-то объяснить. На самом деле, причины как симпатии, так и неприязни находятся в далеком прошлом данных индивидуумов. Как уже было сказано, в своих прошлых жизнях они могли уже не раз встретиться, и такие встречи создали настолько прочные связи, что данные индивидуумы вынуждены соединяться вновь. Прошлые встречи заканчивавшиеся глубокими ранами и болью, хотя память о них почти не осознается нами, становится причиной неприязни к тому, кто причинял боль. Точно также и былая любовь воспринимается как мощная симпатия, независимо от того, кем мы являемся в настоящее время. Она создает нерушимые узы между душами, которые с каждым разом становятся крепче и облагораживают их, позволяя оказывать обоюдную поддержку в развитии. Любовь есть великая возможность выковать прекрасные цепи взаимопонимания и вечной дружбы между душами, которые будут всегда помнить о том, что они значат друг для друга. И любовь же позволяет разорвать замкнутый круг возникающий, когда мы отвечаем ненавистью на ненависть, болью испытанной в прошлой жизни на боль причиняемую нашему мучителю в настоящей. Если не найти в себе мудрости и мужества простить любые прошлые и нынешние обиды и пытаться отвечать тем же, то мы по закону кармы уже сами станем мучителями, а стало быть вновь придется учить урок, который мог быть выучен ранее: «Воистину, ненависть никогда не уничтожается ненавистью, — говорил Будда и тут же прибавлял, — ненависть уничтожается любовью».

 

(автор статьи - Idealist1984)