Братство человечества и религии.
 

Братство человечества - первая и самая основная из трех целей Теософского Общества, ради воплощения которой в 1875 году в Нью-Йорке оно и было образовано. К сожалению, несмотря на прошедшие более чем сто лет со дня его основания, никаких признаков реализации Братства человечества на практике нет. Почему? Возможно, причина кроется в неверном понимании того, как это Братство строить?

Большинством теософов оно воспринимается как полное изменение человеческой природы, в результате которого на земле воцарится мир и гармония. Такие изъяны общества как грубость, зависть, ненависть и т.д. между ее членами исчезнут с лица земли. Это золотой век, о котором говорят многие религии, но возможно ли такое сейчас или хотя бы в ближайшем обозримом будущем? Каждый день, и в новостях и лично, мы убеждаемся в том, что человечество даже близко не готово к тому, чтобы коренным образом изменить не то чтобы свои привычки, но хотя бы мировоззрение. Не думаю, что основатели теософского общества были настолько наивны, чтобы в качестве первой цели провозгласить то, что является невыполнимым. Должны пройти столетия, а то и тысячелетия, прежде чем каждый человек огромной семьи под названием "Человечество", следуя в своем кармическом цикле из одного воплощения в другое, получая в каждом необходимый опыт, не достигнет требуемого состояния духовности. Сейчас же мы имеем людей, которым еще очень и очень далеко до этого идеала. И даже если они все в один момент решатся раскрыть в себе свою высшую природу и избавиться от эгоизма (что само по себе является чем-то невероятным), то даже в этом случае одной жизни будет мало. Слишком сильно противодействие низшей природы. То, что укоренялось в течении многих жизней, не может быть устранено в течении одной, поэтому и ожидать быстрой трансформации всего человечества бесполезно. Такое Всемирное Братство, в данный момент - утопия, и это надо признать исходя их реалий современной жизни.


Но о каком же Всемирном Братстве тогда говорили основатели теософского общества? Если посмотреть на содержание статьей и книг Блаватской, то можно увидеть, что на 80% они посвящены сравнительному исследованию едва ли не всех религий мира. Приводится множество доказательств того, что не смотря на внешние различия все они произошли из одного источника -  религии некогда единой, но ныне утерянной для человечества. Подобный акцент не может быть простой случайностью. На мой взгляд это и есть тот самый краеугольный камень, который должен быть заложен в основании Всемирного Человеческого Братства без различия расы, пола и вероисповедания. Признание Единой Мудрости, стирающей границы всех религий, устраняющей невежество и искажения, привнесенные в нее в течении многих веков, и приведшие в результате к большому разнообразию верований, а так же к фанатизму и догматизму многих из ее последователей, позволит хотя бы внешне объединиться людям разных взглядов, без выяснений кто из них более прав.



Что из себя представляют религии сейчас? В течении долгих веков они вынуждены были бороться за свое существование. Величайшие умы и философы делали все возможное, чтобы логически доказать истинность учения той школы, к которой они принадлежали и заблуждение мировоззрений всех остальных религий. Это была борьба за выживание. Если бы они этого не делали, то в силу слишком прозрачных границ друг с другом, одно учение смешивалось бы с другим и, в конечном итоге, было бы поглощено той верой, которая на тот момент являлась наиболее популярной. Об этом очень хорошо говорит один известный индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель Сарвепалли Радхакришнан, полагая что именно слишком большое сходство между буддизмом и брахманизмом в Индии, явились причиной упадка буддизма в этой стране.

"Ранний буддизм включал в себя Индру, Брахму и другие божества. Новообращенные привнесли в него многое из своего почитания древних богов. Хинаяна приняла Брахму, Вишну и Нараяну под их собственными именами. Махаяна, как мы уже видели, никогда себя серьезно не противопоставляла индуистским учениям и практике. Она создала свою мифологию и говорила об иерархии степеней и качеств божественности, на вершине которой был Адибудда. В то время как брахманы рассматривали Будду как воплощение Вишну, буддисты, платя им любезностью за любезность, отождествляли Вишну с бодхисаттвой Падмапани, называемым Авалокитешвара. Религия становилась личным делом, и аскеты из брахманов считались братьями буддистских саманов....

Буддизм умер естественной смертью в Индии. ... Буддизм и брахманизм приблизились друг к другу настолько, что со временем они, смешавшись, в конце концов составили единое целое. Причинами упадка буддизма явились постепенное поглощение и молчаливое равнодушие, а не фанатизм жрецов и методическое уничтожение".

 

Поэтому каждая религия, с первых мгновений своего зарождения, акцентировала внимание на тех аспектах своего учения, которые отличают ее от всех других религий. Если бы они этого не делали, то попросту исчезли бы с лица земли и мир не имел бы столько различных течений философской мысли, а, как и прежде, Единая Религия -  была бы единственным учением для всего человечества.

Причина, почему возникло так много различных верований, заключается в том, что объяснить мир с помощью одной только философии и логики невозможно. Ни одна из философских школ не дает окончательного ответа об устройстве и образовании мира, везде есть свои слабые места и белые пятна, для заполнения которых философы вынуждены были обращаться к священным книгам. Иначе и быть не могло, соединить две непримиримых дуальности: конечное и бесконечное попросту невозможно. В попытках обосновать природу явлений, наблюдаемых на физическом плане, философия теряет свой след, когда слишком близко приближается к Непостижимому, Вечному, Бесконечному Началу - Источнику всех вещей во Вселенной. Отсюда и нежелание некоторых религий вообще заниматься вопросами о сотворении мира, но даже они не смогли избежать рассмотрения вопросов об устройстве мира и разума, чтобы доказать своим последователям, что предлагаемый ими путь является верным. А так как мир - это уравнение с огромным числом неизвестных, то и здесь простор для философской мысли очень широк. Поэтому, как бы не были развиты философские школы, как бы ни сильна была их логика, все они представляют собой неполноценную попытку объяснить мир с помощью интеллекта. В стремлении выжить и распространить свою сферу влияния, религии обособились одна от другой, воздвигнув на границе друг с другом непреодолимую стену, через которую с трудом можно разглядеть то оставшееся малое, что продолжает их объединять.
 
 
Религиозная нетерпимость встречается везде, даже в самых, казалось бы, миролюбивых религиях. Атеизм в настоящее время развит как никогда. Все это разделяет людей на отдельные группы приверженцев, между которыми время от времени вспыхивают конфликты. Приверженность к той или иной религии и признание ее положений единственно верными, невольно заставляет смотреть на остальных, как на заблуждающихся. Хотя, как уже выше говорилось, ни одна философская школа не обладает полноценной и завершенной картиной мира, поэтому никто их них не имеет веских оснований говорить о своей исключительности и истинности.
Иногда встречаются исключения, когда человек способен вместить сразу несколько учений, но для этого ему все-равно придется закрыть глаза на некоторые противоречий, а это означает, что его мировоззрение приобрело некий уникальный, присущий только ему характер. Другой человек закроет глаза на другие противоречий, третий на третьи и так далее. Каждый будет выбирать то, что ближе по духу именно ему.
Бесконечность, лежащая в основе проявленного мира, невыразима словами и находится за пределами логики. Интеллектуальная попытка познать мир привела к расколу Единой Мудрости на множество различных религий, она же приводит к расколу и дроблению внутри каждой большой религиозной группы на малые. В результате человечество, единая и цельная семья, оказалось разъединенной на несколько частей, каждая из которых, если и не находится в состоянии постоянной вражды с остальными, то, как минимум, отвергает всех инакомыслящих, сохраняя за собой исключительное право владеть ключами от Истины.
 
 
К сожалению, теософы совершают ту же самую ошибку - они выбирают из теософии то, что является непохожим на остальные учения и, акцентируя на этом внимание, обособляются. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из причин почему стремление образовать Человеческое Братство без различия расы, пола и вероисповедания, не получило ни малейшего развития. Теософия стала религией. Теософское общество призвано стереть искусственно созданные границы между религиями, доказывая, что все они произошли из их общего единого источника - Буддхической Мудрости, а не доказать свою собственную исключительность и истинность. Таков удел всех религий. Нет ни одной, которая бы не считала себя вершиной, возвышающейся над всеми остальными учениями; нет ни одной, которая бы не пыталась сбросить с себя ярлык "религия" и объявить о своей тесной связи с наукой. Теософы поступают точно так же, тем самым становясь с этими религиями в один ряд. В настоящий момент теософия из синтеза религии, науки и философии трансформировалась в религию. Как бы обидно эти слова не воспринимались ее последователями, но это так.
Е.П. Блаватская в своих работах прослеживает многие учения от самого их рождения и до наших дней, показывая как постулаты одной веры перетекали в другую, меняя лишь внешнее одеяние. Как одни и те же аллегории заимствовались священнослужителями одной конфессии у священнослужителей другой и адаптировались под тех богов, которые были известны в их стране. Проследить эту цепочку в обратном направлении, отыскать ту Мудрость, которая была дана с момента обретения человеком разума, является гораздо более важной задачей, чем бесполезные попытки выяснить все детали устройства окружающего мира и человека, не имея при этом ни необходимых знаний, ни соответствующих способностей. Основатели теософского общества не раз заявляли, что информация об устройстве мироздания выдается далеко не в полном объеме и ее надо воспринимать лишь как очертание, позволяющее сложить в уме некоторое представление, но не полноценную картину мира, так как последнее совершенно невозможно осуществить, если для этого пользоваться только логикой.
Попытки четко обрисовать устройство Вселенной и человека, уже привели к расколу внутри теософического общества, и если эти попытки не направить в другое русло, могут привести к еще большим расколам и разъединению. Основатели теософского общества, говоря о Мудрости и ее поиске, никогда не подразумевали под этим раскрытия всех тайн Бытия, но можно встретить много упоминаний о том, что Мудрость надо искать в религиях, причем не в тех, которые мы видим сейчас, а в их ранних стадиях, в момент их зарождения. В этом, на мой взгляд, и заключается образование ядра Человеческого Братства. Человек может быть христианином, буддистом или же принадлежащим к одной из школ веданты, но если он признает то единое зерно Мудрости, которое пронизывает все эти религии, то ему будет безразлично к какой конфессии принадлежит его сосед, он станет ему братом. Но для этого, конечно же, необходимо будет отойти от классического представления своей школы. А все попытки примирить религии в том виде в котором они сейчас существуют, ранее терпели неудачу и будут ее терпеть в будущем, потому как слишком высокие и толстые стены возведены между ними. То шаткое перемирие, которое можно достигнуть если их попытаться объединить, легко может быть нарушено одним неосторожным шагом. Хорошим примером того как поступать не надо является книга А. Безант "Братство религий". В ней содержится совершенно бесполезная и безнадежная идея объединить религии в их современной форме на том малом количестве схожих моментов, которые в них сохранились. Чуть копнуть глубже и за каждым кажущимся общим термином окажется бездна противоречий, которые разведут их последователей снова по разные стороны, не успев объединить.
Первые два тома "Тайной Доктрины" особенно выделяются теософами из всего творчества Е. П. Балватской. Считается, что именно в них содержится основная мысль Теософии и большая часть эзотерических знаний. Сложный и запутанный язык, которым написана эта книга, не позволяет вынести из нее однозначного понимания, а желание познать мир интеллектуально, порождает множество самых противоречивых гипотез. Все это, опять же, не способствует образованию Братства Человечества. И если бы теософы вместо того, чтобы сосредоточиться на изучении этих двух томов (преимущество изучается первый том "Тайной Доктрины", самый сложный), позволили себе отступить назад и начать изучение с самых ранних книг Е.П. Балватской, то, уверен, что изменилось бы и представление о теософии, и вектор для ее изучения, в качестве которого сейчас выступает исключительно интеллектуальное познание окружающего мира, по факту приносящее с собой лишь разъединение.
Два тома "Разоблаченной Изиды" одержат в себе более четкое и понятное изложение основополагающей идеи теософии, дающей ключ к верному пониманию всех остальных трудов. Без этого ключа теософское общество будет продолжать вырождаться в обособленную религиозную организацию. Начинать надо именно с них. Если уловить их основную идею, то станет понятен и метод и стиль изложения остальных книг.
 
Объединить человечество на основе единой сути всех религии - огромное достижение, которое откроет много возможностей и позволит устранить религиозную нетерпимость и вражду между их последователям. Это большое дело, способное принести много пользы. Оно вновь раскроет перед человечеством ту религию, которой оно обладало тысячелетия тому назад. Все новое - это хорошо забытое старое. И когда суть Буддхизма станет очевидной, когда религии сбросят маски, которые они надели на себя, чтобы сохранить свою уникальность и подчеркнуть превосходство, тогда можно сказать что первый шаг, по направлению к Братству, сделан.
 
(автор статьи - Семёнов Анатолий)