Главная страница / Практическая теософия

 

Как научиться размышлять

 

Несмотря на то, что каждый человек ежедневно активно пользуется способностью своего ума, то есть размышляет, но дать точное определение этому процессу очень сложно. Можно сказать, что размышление - это вся совокупность мыслительной деятельности, происходящая как в бодрствующем состоянии, так и во время сновидений. Она не останавливается ни на секунду и если кажется, что ни о чем не думал, то это означает, что просто внимание в этот момент было очень рассеянным и не смогло сохранить воспоминания о тех мыслях, которые пронеслись в голове.

Мышление во многом схоже с размышлением. Но так как мышление может осуществляться без участия активного мыслительного процесса, например при созерцании, то можно сказать, что размышление - это составная часть мышления, тот инструмент, управляя которым мы можем изменить мышление в целом. Одно включает в себя другое не противореча ему.

Нет такого человека, который мог бы выключить внутренний диалог в своем уме. Но, несмотря на то, что годами и десятилетиями человек живет бок о бок с этой способностью, он настолько к ней привыкает, что перестает обращать внимания, и в результате совершенно не умеет контролировать этот процесс. Люди плывут по течению, позволяя своему уму генерировать совершенно произвольные мысли, а так же проникать самым различным мыслям из окружающего пространства, имеющим сходство по закону сродства. В результате, ни с того, ни с сего, может ухудшиться настроение, или вспомнится прежняя обида. Этого можно избежать если научиться мыслить, и тогда ум из врага превратить в друга, но для этого его деятельность должна быть направлена в нужном русле, чего не может произойти само собой, без участия человека. Но несмотря на кажущуюся простоту здесь есть как свои правила, так и предостережения.

Первое правило, которому необходимо следовать, при размышлении, это стремиться мыслить четко. Мысль необходимо не просто продумать, а сделать ее практически осязаемой для внутреннего чувства, ее надо "услышать ", как если бы мы говорили вслух. На первом этапе нет смысла сразу же пытаться углубиться в философию или глубокие размышления о вечных вопросах Бытия, это все-равно не получится, нет ни опыта, ни информационной базы, поэтому надо начинать с малого, не гнаться за выводами, а попробовать просто "поймать" мысль, превратить ее из серой расплывчатой, не осязаемой формы, в конкретный и ясный образ. Для этого можно размышлять на самые обыденные темы, разумеется, не несущие с собой никаких негативных ассоциаций.

Вторым правилом, которым полезно пользоваться, будет размышление в специально отведенном месте и в определенное время, когда никто не может помешать или хотя бы когда мешающие факторы сведены к минимуму. Мысль очень тонкий инструмент, поэтому для того, чтобы ее ощутить на первых порах необходим определенный покой, иначе все усилия могут быть напрасными. Затем уже можно будет углубляться в размышление и во время обычной жизни, это будет получаться спонтанно, но для начала необходима тишина и покой.

Третьим правилом является умение расслабляться, о чем уже была отдельная статья. Если этим правилом не пользоваться, то при склонности человека к напряжению ненужных мышц, напряжение только усугубится, поэтому правильным будет не допуская этого с самого начала, пресечь на стадии зарождения.

Таковы три правила, которыми необходимо пользоваться для успешного развития мысли. Показателем успеха будет не только умение четко и ясно слышать и осязать свои мысли, но и умение абстрагироваться от внешних обстоятельств. Если сейчас процесс размышления кажется скучным и неинтересным занятием, то потом отношение к нему изменится на прямо противоположное. Уверяю, что это очень увлекательный процесс, который может настолько изменить восприятие времени, что час покажется всего одной минутой. Теперь можно вкратце осветить какие же предостережения необходимо учитывать.

Самым первым предостережением наверное стоит назвать имеющиеся недавние обиды или склонность к унылым, мрачным мыслям. В таком случае, как тщательно ум не контролируй, он все равно будет возвращаться к обиде или размышлять о том, что все плохо, погружая в депрессию еще больше. В таком случае необходимы предварительные практики, в частности, необходимо более продолжительное время практиковать расслабление, чтобы научиться отвлекаться от подобным мыслей.

Вторым предостережением является размышление при ходьбе по городу, при вождении автомобиля или на работе. В этом случае велика вероятность стать рассеянным и совершить ошибку, о которой в будущем придется сильно пожалеть. Со временем внимание так же разовьется, и уже можно будет делать два дела одновременно, но на первых этапах лучше не рисковать, иначе можно не заметить машину при переходе проезжей части. Лучше учиться размышлять дома, так проще сосредоточиться.

Эти два предостережения самые основные, есть еще не такие значительные, но многое будет зависит от индивидуальных способностей и наклонностей. Поэтому говорить, что они общие для всех будет неправильно. В любом случае надо помнить, что настойчивость и самоанализ помогут избежать множества препятствий на пути к духовному совершенству.

"Теософия — для тех, кто умеет мыслить, или для тех, кто может заставить себя думать, а не для умственных лентяев" 

Роберт Боуэен "Мадам Блаватская об изучении теософии".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)