Главная страница / Практическая теософия

 

Равновесие ума.

Равновесие ума - это состояние, когда сознание пребывает в покое, гармонии и умиротворении, не нарушаемом никакими эмоциями, чувствами, переживаниями (как негативными, так и позитивными) и прочими проявлениями человеческой природы. Когда замолкает низшее, начинает "говорить" высшее, и пусть его голос еще слаб и едва различим, но это единственный надежный проводник в мир Истины, за который надо ухватиться двумя руками и держаться изо всех сил.

 

Равновесие - это тонкая грань между двумя противоположностями, которую сложно поймать и не легко удержать, но если это удается, то можно сказать, что человек вступил на срединный путь, заповеданный Буддой. Все мы в той или иной степени подвержены крайностям, белая полоса удач сменяется черной полосой разочарований. Одна крайность предопределяет существование другой, так же как положительный полюс магнита означает, что есть и отрицательный. Наш мир дуален по своей природе и выход из этой дуальности находится в становлении на срединный путь.

 

В буддизме ум находящийся в состоянии равновесия называется спокойным и ясным. Не даром нынешний Далай Лама подчеркивает важность и пользу от сохранения спокойного ума во всех жизненных ситуациях, так как это позволит не поддаваться эмоциям, а оценивать ситуацию и вести себя в ней правильно. В йоге индуизма так же подчеркивается важность равновесия, его сравнивают с водной гладью в безветренный день, когда даже мелкая рябь не искажает поверхность озера, что позволяет солнечному свету совершенно беспрепятственно достичь самого дна и осветить его своими лучами. Совершенно тот же аналог действует и с Высшим Я человека, когда волнение ума затихает, то только в этом случае оно может оказать свое духовное воздействие на ум, интуитивно рождая в нем правильное понимание и представление относительно самого себя и окружающего мира.

 

Совершенного равновесия ума можно достичь только с помощью медитации. Но для этого необходимо будет покинуть мир, и стать монахом или отшельником. Буддийские мастера и йоги-отшельники с утра до вечера медитируют в горных пещерах или в своих кельях в монастыре, на протяжении многих лет и даже в этом случае не все достигают желаемого освобождения. Поэтому, все на что можно рассчитывать находясь посреди обыденной жизни, это лишь слегка приоткрыть доступ к своему Высшему Я, осваивая практику установления и поддержания равновесия ума, тем самым заложив основу для проявления истинной интуиции, иначе легко можно стать жертвой своих эмоций и пристрастий, которые уведут ум в совершенно неверном направлении.

 

Практика установления равновесия ума начинает выполняться так же как и все остальные практики: принять удобное положение и расслабиться. Затем необходимо отпустить все свои желания, эмоции, на время забыть о них и постараться сосредоточиться на том состоянии покоя, которое возникает, когда ум больше не тревожим никакими проблемами и заботами. Можно представить себя в отпуске на берегу океана, или повторять в уме: "Покой, тишина, равновесие", со временем это ощущение равновесия и умиротворения удастся ощутить, и первым признаком достижения успеха будет переживание радости. Но не той радости, которую мы испытываем, когда в компании смеемся над удачными шутками, а совершенно иной, тихой радости, которая является частью высшей человеческой природы. Это Ананда (блаженство), которая всегда пребывает с нами, но очень часто заглушается эмоциями и переживаниями. Обретение чувства гармонии означает, что доступ к Высшему Я приоткрыт, а значит можно уже немного более доверять голосу своей интуиции. Это состояние равновесия полезно так же поддерживать и в течении всего дня.

 

Эти три вспомогательные практики, одна из них описана сейчас, а две остальные в предыдущих статьях - это расслабление и проговаривание в уме заученных текстов, являются помощниками в развитии мысли и умении размышлять. Само по себе умение мыслить не является сложной задачей, любой человек обладающий средними способностями и стремлением может научиться размышлять. Моей задачей является поделиться своим опытом о том, как размышлять правильно. Как сделать так, чтобы выводы, получаемые в результате размышления, были верными. Не размышление само по себе является самоцелью, а те выводы, которые оно приносит, а так же развитие мысли, которое при этом происходит. От этих двух составляющих будет зависит развивается ли человек, остается на месте или же наоборот, опускается на низшую ступень. Размышление, приносящее не правильные выводы, отбросит человека назад, создаст препятствия на его пути к совершенству, и чтобы того не было, необходимо отслеживать свое состояние ума и применять противоядия. Три вспомогательные практики помогут немного приоткрыть в себе доступ к Высшему Я, что сделает путь намного безопаснее и короче.

 

"... для более ясного понимания чрезвычайно глубоких и в начале непонятных теорий нашей оккультной доктрины, никогда во время вашей литературной работы, а также и перед тем, как сесть за работу, не позволяйте нарушать спокойствие вашего ума. Только на спокойной безмятежной поверхности невзволнованного ума, видения, собранные из невидимого, получают выражение в видимом мире. Иначе вы напрасно будете искать этих видений, этих вспышек неожиданного света, которые уже помогли разрешению многих меньших проблем и которые единственные могут доставить истину перед глазами души. Нам приходится с огромной заботой охранять свой умственный план от враждебных влияний, ежедневно возникающих при нашем прохождении через земную жизнь."

Письма Махатм А.П. Синнетту "Письмо №64".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)