Главная страница / Введение в теософию 

 

Причина страданий

 

 

Наш мир настолько сложен, что поверить в его самопроизвольное зарождение могут, наверное, только убежденные материалисты, атеисты и ученые, которые не знают другого объяснения, а чтобы не выглядеть совсем профанами цепляются за первое более-менее подходящее. Если взять простейшую молекулу, то даже на ее примере можно просто восхититься той грандиозной совокупности процессов, которые в ней происходят для поддержания жизнедеятельности, создания потомства и взаимодействию с окружающим миром. Все это говорит о том, что наш мир не результат слепого сочетания атомов и молекул, он продуман до мелочей и настолько совершенен, что остается только поражаться тому великому разуму или разумам, которые стоят за этим творением. Но отсюда так же возникает один из самых важных и сложных вопросов, которым задавались люди со времён седой древности: если мир настолько потрясающе продуман, то почему в нем так много страданий? Фактически вся человеческая жизнь начинается со страданий при рождении и заканчивается ими на смертном одре. Нет ни одного человека, который смог бы прожить свою жизнь и избежать страданий, они такая же неотъемлемая часть нашей жизни как тень.

 

В попытках ответить на этот вопрос, древние мыслители кого только не обвиняли в этом: Бога, дьявола, несовершенные разумы, не способные создать совершенный мир, приспешников зла и т.д. Причины так же носят самый противоречивый характер: начиная от благого желания создать препятствия, которыми мы растем духовно, заканчивая желанием "насолить" едва появившемуся человечеству или добиться его почитания. Нельзя так же упускать теорию грехопадения, согласно которой человек, своими неумелыми действиями, нарушив волю Бога, вкусил яблоко от древа познания, совершив, тем самым, величайшее преступление всех времен и народов, причем так и не понятно, зачем Бог посадил яблоню, дающую такие опасные для человечества плоды?

 

Каждая из описанных выше причины, а так же их всевозможные сочетания, родились в лоне разных религий, как способ дать ответ на сложный вопрос, не противоречащий основной доктрине. Но если смотреть на них с позиции теософии, то можно увидеть, что все они лишь аспекты единой Истины - искаженные, очеловеченные, упрощенные для понимания неграмотными людьми, далекими от философии. Так, например, теософия действительно утверждает, что страдания являются необходимым препятствием, вынуждающим человека искать способ его избежать и, тем самым, не сидеть сложа руки. Пусть первые попытки будут ошибочными, выход будет казаться в накоплении материальных благ, но со временем придет понимание, что сколько денег на зарабатывай, от страданий не убежишь, необходимо искать их причину и устранять именно ее, а не бороться со следствиями. Исходя из этого утверждения, становится видно, что творцы нашего мира действительно могли создать идеальные условия, в которых не было бы ни зла, ни страданий, но не сделали этого по описанной выше причине. Этот факт лег в основание тех религий, которые списывают происхождение зла на несовершенных демиургов и прочие силы, испытывающие ненависть к человечеству. Причем причина этой ненависти кажется весьма банальной и примитивной, что вполне согласуется с теософией, утверждающей, что никакой ненависти не было, это красочное описание, придуманное для подчеркивания дуализма в нашем мире,  для людей далеких от философии. В святилищах преподавалось иное учение, объясняющее падение ангелов, их самопожертвование ради блага человечества, потому, что оно было добровольным, а все мифы об изгнании это для тех, кто не в состоянии понять, что добро и зло это исключительно человеческие мерки, а за каждой дуальностью стоит единство.

 

Аллегорическое описание грехопадения человека, так прямо и буквально понимаемое в христианстве, означает стадию развития человечества, перешедшего грань от неразумного состояния к разумному. Яблоко, дерево, змей искуситель - это символы, нуждающиеся в интерпретации. Эволюционная теория теософии объясняет весь этот миф последовательно и без противоречий, на которые церковь старательно закрывает глаза и советует так же поступать и своим последователям.

 

Резюмируя все написанное выше, можно сказать, что страдания являются неотъемлемой частью нашей жизни с целью побудить человека найти не только причины, которые их вызывают, но так же и способы их избежать. Не случайно все религии зацикливаются на этой идее, не важно ожидают ли нас страдания в жизни на земле или после смерти, в любом случае они заставляют взглянуть на мир под другим углом. Переосмыслить жизненные ценности и выбрать правильные ориентиры.

 

Наше общество с самого рождения внушает, что жизнь дана для того, чтобы получать удовольствия и необходимо стремиться наполнить ее комфортом, материальным достатком, приятными ощущениями и так далее, но при этом упускается важная часть, а именно страдания. Такое мировоззрение не позволяет взглянуть на мир в его цельности, сделать правильные выводы и, как следствие, страдания не прекращаются, потому что на земле очень мало людей, осознающих их причину и устраняющих именно ее, вместо борьбы со следствиями. Наш мир двойственен, поэтому вместе со страданием существует так же его противоположность - удовольствие. Нацеленность только на этот аспект жизни создает перекос в мировоззрении и не дает достоверной и цельной картины. В результате, когда наступают страдания, мало того, что человек оказывается не готов к ним, так он еще и не всегда способен сделать правильные выводы, что часто приводит к очень неприятным результатам.

 

Религии хоть и расходятся в толковании причин страданий, но самое главное, они дают единственно верный выход из череды бесконечно сменяющихся белых, черных и серых полос в нашей жизни, и в этом их ценность. Полного избавления от страданий достичь возможно только полностью подчинив воле свой ум и низшую природу, что является недоступным для обычного человека, живущего в обществе, но все же правильное понимание законов жизни в их совокупности, а не акцентирование внимания только на том, что доставляет удовольствие, позволит сделать первый шаг к будущему, где страдания уменьшатся в разы. Согласование образа жизни, мыслей и желаний с правильным мировоззрением будет еще одним шагом по направлению к жизни, наполненной гармонией и радостью.

 

"Ни одна Сущность, будь она ангельской или человеческой, не может достичь состояния Нирваны или же абсолютной чистоты иначе, нежели через эоны страданий и познавания зла, так же как и добра, ибо, в противном случае, последнее остается непонятным".

Е.П.Блаватская "Тайная Доктрина " Том 2.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)