Главная страница / Основы теософии

 

Природа Высшего "Я".

Чем выше и метафизичнее обсуждаемый предмет, тем с большим количеством интерпретаций приходится сталкиваться. В этом заключается проблема всех существующих философских систем, они пытаются на основе некоторых закономерностей физического мира, рассуждать о высших мирах, а так как наш мир весьма неоднозначен, то многие из его закономерностей можно трактовать двояко и даже трояко.

 

Легко рассуждать о том, что можно потрогать, попробовать, понюхать, например, об окружающих нас вещах. Но совершенно иначе обстоит дело с тонкоматериальными, духовными понятиями, которые нельзя ни увидеть, ни пощупать, о которых можно сложить лишь некоторое представление на основе незначительного личного опыта, знания и внутреннего интуитивного восприятия. Ситуация усложняется ещё и тем, что ни в русском, ни в английском языках нет слов, которые могли бы строго и чётко пояснить многие понятия. Если к этому добавить, что некоторые индийские термины в разных философско-религиозных школах имеют разные, а зачастую даже противоречивые понятия, то ситуация становится практически неразрешимой.

 

Эта проблема остро встаёт когда обсуждается вопрос природы Высшего Я. В разных источниках можно встретить различные описания этого божественного принципа в человеке, но с точки зрения Теософии, это не противоречие, как может показаться на первый взгляд, а результат сложности человеческой природы. Некоторые индийские религии, в том числе и теософия, утверждают, что природа Высшего Я заключена в Атме, седьмом принципе сложного семеричного строения человека. Но сущность и описание Атмы в разных религия значительно отличается. Причиной такого неоднозначного понимания высочайшего божественного принципа заключается в том, что в Ведах - первом литературном источнике, оказавшем огромное влияние на формирование философской и религиозной мысли Индии, Атма упоминается в трех разных формах - личностной, частично безличностной и абсолютно безличной, что дало рождение трем религиям из которых наиболее распространены вайшнавы (в числе которых всем известные кришнаиты) и последователи адвайта-веданта.

 

В религии двайта, самой немногочисленной из всех, полагают, что высшее Я обладает таким же восприятием самого себя как личности, что и обычный человек, но лишенное каких-либо ментальных и эмоциональных загрязнений. Оно чисто и священно. 

В религии висишт-адвайты (вайшнава) считается, что Высшее Я лишь частично является личностью. Это неизвестное обычному человеку состояние сознания в котором личное я как бы растворяется в высочайшем Боге, в Кришне или Вишну, становясь его малой частью, созерцая Его, но при этом сохраняется осознание отделенности себя от Бога. 

В религии  адвайта, полагается, что Высшее Я абсолютно безлично, оно бесконечно, всепроникающе и вневременно. Оно не просто созерцает Бога, а полностью сливается с ним, становясь им самим. Точно так же как капля воды перестаёт существовать, попадая в океан, становясь самим океаном, точно так же и личность человека исчезает, когда высшее Я постигает свою Божественную природу, оно становится самим Богом или Брахманом.

 

Три этих понимания высшей природы человека, в той или иной форме, легли в основу всех религий и каждая из них отстаивает свою правоту, иногда даже с применением силы. Теософия же остаётся в стороне от этой борьбы, потому что каждая из этих точек зрения является лишь частью истины, и какая из них будет принята человеком зависит от его ментальных способностей и кармы. Наиболее близка Теософии идея адвайта веданты, но она же и самая сложная для понимания, основывающаяся на философских размышлениях, поэтому доступна не всем. Нынешняя упрощённая версия адвайта-веданты или, как её ещё называют, неоадвайты, не так требовательна к знанию философии и это определённо не идёт на пользу её последователям.

 

Что же касается собственно теософского воззрения на Высшее Я, то его условно можно разделить на три вида, соответствующие высшему манасу, буддхи и атме - трём высшим принципам в человеке. Но это не три типа Я, уживающихся в человеке, потому как Я одно, но состояния сознания на каждом из этих трех уровней будет отличаться, так же, как едва начавший развиваться интеллект ребёнка отличается от ума того же человека, но в зрелом возрасте. Это одно и то же сознание, но качественно между ними очень большая разница. Поэтому говоря о Высшем Я, как правило, я подразумеваю только уровень высшего манаса или Эго. Это наша ближайшая цель, которую нельзя перескочить. Эволюция не знает скачков, все развивается постепенно. Так же, как рост растения можно немного ускорить или замедлить, но нельзя его вырастить в одно мгновение, если, конечно, этим не занимается человек, обладающий необычными силами, точно так и разум человека должен развиваться постепенно, шаг за шагом, но неуклонно всегда в сторону духовности, единства со своим Высшим Я. На этой стадии, соответствующей уровню высшего манаса, сохраняется личностное осознание самого себя, а проявление Высшего Я будет происходить в форме интуиции, побуждений к благу и состраданию, а так же способностью правильно понимать прочитанную информацию и делать из неё верные выводы. Это необходимая ступень, которую пройдет каждый, прежде чем станет способен прикоснуться ко второй стадии, соответствующей уровню буддхи.

 

Кульминацией первой ступени будет совершенно естественное раскрытие в человеке некоторых сверхнормальных способностей, наподобие тех, которыми Иисус удивлял людей. Природа признает в таком человеке своего сотрудника и раскроет в нем те скрытые силы, которые она тщательно прячет от остальных людей, чтобы уберечь от злоупотребления ими и, тем самым, от создания негативной кармы. Кто достиг кристальной чистоты духа не злоупотребит необычными силами, известными в Индии как сиддхи, а наоборот направит во благо. Такие святые люди всех религий, достигшие первой стадии единства со своим высшим Я, являются маяком для прочей части человечества, блуждающей во тьме невежества. Такие люди могут не только своей мудростью исцелять духовные страдания, наставляя на правильный путь, ведущий к скорейшему освобождению от страданий, не только служить образцом поведения, но и лечить людей, изгоняя физические болезни и исцеляя духовную заразу, с помощью своего магнетизма. Правда, что касается последнего, то это исцеление будет носить лишь временный характер, потому как любое достижение должно быть осуществлено только личными усилиями, тогда результат будут закреплён, но все же определённая польза от этого будет.

 

Вторая степень проявления Высшего Я доступна лишь просветленным адептам, вершиной этой стадии будет состояние Будды. Здесь обретается то самое состояние частичной безличности, когда человек постигает один из аспектов высшей Реальности, на которую было устремлено его внимание. Стремящиеся к Богу, встретят его на плане буддхи, точно так же, как стремящиеся к безличному Брахману, осознают безличность своего я. Это нирвана буддистов, мокша индуистов - цель ставшая объектом многочисленных прений и дебатов. Это то, на что может надеяться человек нашего эволюционного круга.

 

В интернете сейчас можно найти множество оптических иллюзий, где, в зависимости от фокусировки зрения, можно видеть разные фигуры, например, если приглядеться, то среди кругов различить квадраты. В качестве примера можно ещё привести известную картинку, на которой изображена некая особа, причём одна часть людей различает в ней девушку, а другая старуху. При желании можно научиться различать оба образа и видеть то одно, то второе. Точно так же и на плане буддхи. Он хоть и близок к абсолюту, но все же сохраняет некоторую двойственность, постижение этой ступени высшего Я будет носить концептуальный характер, зависящий от того, каким путем человек духовно развивался. Но это только вначале, затем происходит осознание двойственности буддхи и понимание единого Источника, выраженного в двух аспектах личного и безличного.

 

Что касается обретаемых возможностей, то они огромны. Это всеведение, ясновидение, Мудрость. Как и первая ступень градация здесь велика, начиная от момента просветления и заканчивая ступенью планетного духа или Логоса, Единого во множестве, подобно еврейским элохимам, выродившихся в умах своих последователей в личного, человекоподобного бога - Иегову.

 

Последняя ступень проявления Высшего Я - Атма, это его коренная природа, но она же является Тайной даже для Будд и планетных духов - Дхьян Чоханов. Несмотря на свое огромное духовное развитие, даже они не могут поднять покров этой великой Тайны, которая может быть разрешена только в конце всего эволюционного цикла, по завершению седьмого круга. (Напомню, что согласно Теософии, мы сейчас находимся только в четвёртом круге). До этого момента даже невозможно обсуждать этот принцип, и в некоторых религия попытки обсуждать этот вопрос вне святилищ карались смертью, настолько сильно жило в людях почитание перед этим великим и таинственным принципом - истинной природой нашего высшего Я. Поэтому и ставить целью осознание своего Атмана будет непрактичным занятием, это все равно, что желать достигнуть того, не зная чего. Адвайта веданта хоть и убеждает своих последователей, что следуя путем, который она предлагает, можно достичь слияния с Атмой, но сильно сомневаюсь, чтобы кто-то смог перепрыгнуть в эволюционном беге сразу на целый круг. Все ступени должны быть пройдены, и раскрытие в себе потенциала высшего манаса является ближайшей и первостепенной задачей не только для теософа, но и вообще для каждого человека.

 

Ниже цитата из книги Е.П. Блаватской "Тайная Доктрина", том 1:

"Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта. Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться. Если даже высочайший Дхиан-Коган может только преклониться в неведении перед страшной Тайной Абсолютного Бытия".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)