Главная страница / Основы теософии
Второй принцип - прана.
Вторым принципом семеричного строения человека является Прана - или жизненное начало, жизненный принцип. Понятие праны широко известно не только в йоге, но и в тибетском и китайском буддизме, а так же в многочисленных эзотерических традициях, но названия могут несколько отличаться, например в Китае прана известна как "ци", в Японии "ки". Несмотря на разное наименование, все традиции сходятся в одном - это есть жизненная сила, благодаря которой человеческое тело является живым организмом, а не просто набором молекул. Она циркулирует в теле по невидимым глазу каналам, число которых в разных учениях отличается и доходит до сотен тысяч, и оказывает на тело благотворное (если прана движется по каналам спокойно, без препятствий), или же болезнетворное (если по каким-либо причинам каналы пережаты или каким-то образом закупориваются). Теософия не занимается подсчетом каналов, потому что важно понять суть, количество ничего не решает. Она так же не акцентирует внимание на работе с праной или чистке каналов, эти практики, если их применять неправильно, могут принести во много раз больше вреда, чем пользы. Но на одном факте теософия настаивает вполне четко - именно благодаря пране наше физическое тело, так же как и тела животных и растений, обязано своему рождению, росту и разрушению.
Стремление жить и создать потомство заложено во всех без исключения живых существах, и это является загадкой, которую не разгадал ни один ученый. Если в случае с человеком и животным это желание можно списать на какие-нибудь отделы головного мозга, то в случае с растениями происходит несостыковка, ведь в них нет ничего хотя бы отдаленно напоминающего даже примитивный мозг или какой-либо другой центр обработки информации и подачи обратных сигналов. Прана и есть та жизненная сила, которая позволяет реализовать задачу по сохранению жизни в живых существах и продолжению их рода. Прана - это инструмент, с помощью которого Природа реализует свой замысел.
Однако, несмотря на очевидность присутствия жизненной силы в организме, обнаружить прану в физическом теле невозможно, так как она не принадлежит нашему физическому плану и может быть наблюдаемая только по своим следствиям, из-за чего часто становится объектом домыслов и спекуляций. Одним из проявлений праны является движение, не зря ее часто ассоциируют с дыханием. Вторым проявлением праны является изменение. Ученые нашли взаимосвязь, существующую между органами и их деятельностью. Эта сложная взаимозависимая система поражает своей грандиозностью, но одного ученые не могут раскрыть - в чем заключается причина возрастных изменений в организме. Мозг не может управлять этим процессом, потому, что он сам является жертвой этих изменений. Мозг пятилетнего ребенка и восьмидесятилетнего старика это далеко не одно и то же. Так же у ученых нет совершенно никаких объяснений, где заложен сценарий развития плода. Теософия отвечает на эти и другие вопросы, но для этого необходимо понимание третьего принципа, который мы немного позже.
Нельзя сказать, что прана присутствует только в живых телах, согласно теософии, она разлита по всему миру, откуда попадает в организм человека разными путями, например, через дыхание, еду и даже через солнечный свет. На этом принципе основано требование в вегетарианской диете, потому, что человек не просто поглощает животную пищу, но вместе с ней насыщает свой организм животной праной, которая оказывает влияние на психическое состояние человека, способствуя проявлению его низшей природы и инстинктов. Но нельзя сказать, что это влияние носит фатальный характер, или что, отказавшись от мясной пищи, человек обязательно станет духовно чище, вовсе нет. С точки зрения духовного развития, животная прана, или по другому магнетизм, оказывает влияние, которое обычный человек может даже не заметить. Поэтому ест он мясо или нет, разницы не будет. И это подтверждается жизнью, есть некоторые строгие вегетарианцы, которые, несмотря на полный отказ от животных продуктов, включая молоко и яйца, все же очень раздражительны, тогда как некоторые мясоеды ведут себя весьма спокойно в стрессовых ситуациях. Все это говорит о том, что животная прана, содержащаяся в мясной пище, оказывает препятствие духовному развитию только в том случае, когда человек уже достаточно далеко продвинулся по пути духовного развития. В противном случае, когда человек сам по себе является генератором магнетизма, ничуть не уступающего по своему качеству животному, то отказ от мяса ничего ему не принесет. Поэтому полагаться на вегетарианскую диету не стоит, не она является причиной зарождения в человеке низших эмоций. Только тому кто тщательно следит за своими мыслями и эмоциями, отсекая все, что не соответствуют его высшей природе, отказ от мясной пищи может принести пользу. Если же просто перестать есть мясо и ждать прогресса в духовной сфере, то это ожидание будет бесполезным.
После смерти физического тела прана постепенно покидает его и вновь сливается с пространственной праной, различной везде. И здесь необходимо сделать одно важное уточнение, считать, что прана - это некая энергетическая субстанция, имеющая отношение исключительно к физическому телу, будет не правильно. Как уже говорилось ранее, человек слишком сложно устроен, чтобы его легко и просто можно было привести к семеричной классификации не обобщив при этом разные по качеству, но общие по сути вещи. Ярким примером такого обобщения и является прана.
На самом деле прана - это не нечто однозначное, она есть то, что существуюет в разных вариациях. Так же как о льде и паре мы говорим как о разных состояниях воды, несмотря на то, что, по своим характеристикам, с водой, они не имеют ничего общего, так же и говоря о пране, чаще всего подразумевается именно тот ее вид, который имеет отношение к развитию и изменению тела. Но человек не ограничивается только физическим телом, у него есть и более тонкие тела, каждое из которых нуждается в поддержании жизни. Говоря о пране, надо понимать, что она существует в трех или даже в четырех, а может в еще большем количестве различных состояний, соответственно тому плану тонкоматериальной субстанции на которой она появляется. Учитывая подобные сложности, при попытке описать как устроен физический и духовный человек в теософии вводится понятие принципов и аспектов. Исходя из этого более глубокого представления, прана является аспектом, потому, что она не может существовать сама по себе, аналогично физическому телу. Например, как можно представить себе жизнь саму по себе вне живого организма? Это то же самое как представить себе движение без движущегося предмета или свет без источника, все это будет фикцией. Но так как теософия утверждает, что во всей Вселенной нет ни единого уголка, где не находилась бы жизнь, пусть даже не обнаруживаемая глазом, подобно тому как мы не видим жизни в материи, которую считаем не живой, например, в камнях, то нет никакого противоречия в том, что после смерти физического тела, прана вновь сливается с тем "праническим океаном" из которого была извлечена ради поддержания жизни и трансформирована в особое состояние, соответственно тому какое тело она будет "оживлять" плотное физическое или тонкоматериальное.
Напоследок стоит добавить, что все известные виды энергии: электрическая, атомная и так далее, являются разными проявлениями праны на нашем физическом плане. Как уже говорилось, движение и изменения возникают благодаря пране, но человек не способен пошевелить даже мизинцем без того, чтобы в его организме не возник электрический импульс, заставляющий мышечные волокна сокращаться. Несмотря на достаточно подробно изученные различные энергии и имеющиеся громоздкие формулы, позволяющие их описать, рассчитать и управлять, наука до сих пор остается в полном неведении относительно природы этих сил. Согласно теософии, эта загадка до сих пор не решена именно потому, что их природа выходит далеко за пределы физической материи.
Итак, в качестве вывода, можно сказать, что прана - это довольно широкое понятие. Но для практического применения достаточно иметь в виду только ту ее часть, которая ответственна за развитие и изменения, происходящие в физическом теле. В дальнейшем, говоря о пране, будем подразумевать именно ее.
(автор статьи - Семёнов Анатолий)