Главная страница / Основы теософии

Обскурация планетных цепей. Понятие манвантары и пралайи

Все во вселенной подчиняется закону циклов. Рождение - смерть, возрастание – убывание, деятельность – покой следуют друг за другом в непрерывном ритме. Солнце каждое утро поднимается из-за горизонта и прячется каждый вечер за него, чтобы затем вновь взойти. Ничто не может изменить установленных ход вещей, закон циклов непреложен.

Из «Тайной Доктрины» том 1.

«Это второе утверждение Тайной Доктрины относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного и рекордированного физической наукой во всех отделах Природы. Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения фактом, что легко понять, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной».

Подобно тому как человек имеет свои периоды сна и бодрствования, рождения и смерти, каждая сфера планетной цепи, так же как и сама семеричная планетная цепь, имеют свои периоды рождения и смерти, периоды активной жизни и пассивного состояния –  отдыха.

Из писем махатм.

«Эта картина вечного движения может устрашать ум, привыкший мечтать о существовании бесконечного покоя. Но их представление не поддерживается ни аналогиями в природе, ни, каким бы невежественным меня не считали в вашей западной науке (разве это не так?), данными этой науки. Мы знаем, что периоды деятельности и покоя следуют один за другим во всех проявлениях природы, от Макрокосмоса с его Солнечной системой до человека и его планеты Земли, которая имеет свои периоды деятельности, сменяющиеся сном. Одним словом, вся природа так же, как и порожденные ею живые формы, имеет свое время отдыха (или обратного накопления сил)».

После того как жизненная волна покидает сферу планетной цепи, чтобы перейти на следующую, то оставленная сфера впадает в своего рода анабиозное состояние, которое называется обскурацией. Когда жизненная волна оставит все сферы, что происходит в конце какого-либо круга, то в этом случае вся семеричная планетная цепь находится в обскурации. Жизнь замирает на всех глобусах, но они не умирают. Это состояние можно сравнить со спячкой животных в зимний период, готовых проснуться с первыми лучами весеннего солнца.

Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. После того как жизненная волна покинула сферу она не сразу же перемещается на следующую, а задерживается на некоторое время в мире следствий, для очередного отдыха «между сфер», если можно так выразиться. Этот период отдыха пропорционален времени активного существования на сфере. Аналогичный отдых достигается и после завершения одного круга, перед тем как начать следующий. Но в этом случае продолжительность его будет много дольше, чем когда заканчивается эволюция на сфере.

Из «Писем Махатм».

«Обскурация (всех планет) наступает только когда последний человек какого-либо Круга перешел в сферу следствий. Природа слишком хорошо, слишком математически приспособлена, чтоб допустить ошибки во время выполнения своих функций».

И еще из того же источника:

«Так как человек, закончив свой седьмой малый круг на А, только еще начал свой первый круг до Z(G), и так как А «умирает», когда он оставляет его для В, и т.д., кроме того он должен оставаться в междуциклической сфере после Z (G), (так же как и между каждыми двумя планетами) до тех пор, пока импульс снова не содрогнет цепь, - ясно, что никто не может быть впереди своего вида более, нежели на один круг. Будда является лишь исключением, благодаря Тайне».

Для того чтобы яснее усвоить мысль, повторим еще раз, как осуществляется эволюция на цепи сфер в первом и последующих круга.

Круг первый.

В первом круге каждое царство переходит со сферы на сферу, развивая на них свои первичные формы. Когда Монады человеческого царства приходят на сферу А, первое элементальное царство переходит на сферу G, второе элементальное царство на сферу F, третье на сферу E, и так далее,… животное царство переходит со сферы А на сферу В, освобождая тем самым сферу А для человеческого царства и развития его первичной формы. Только в первом круге эволюция существует на всех семи сферах планетной цепи одновременно, как показано на рисунке ниже.

 

Когда человеческое царство покидает сферу «А» и переходит на «В», то нет больше царства которое могло бы прийти на сферу «А» и она впадает в состояние обскурации, жизнь на ней приостанавливается. Первое элементальное царство в этот момент покидает сферу «G» и впадает в состояние покоя, предшествующее следующему кругу. Это состояние покоя так же носит название малой пралайи. Схематично это изображено на рисунке ниже.

 

Таким образом, каждое царство перемещается со сферы на сферу, и после того как последнее царство покидает сферу оно впадает в обскурацию. Когда же человеческое царство покинет сферу G то вся планетная цепь погрузится в состояние обскурации,  малая пралайя наступает для всей планетной цепи и для всех царств природы. На этом завершается первый круг.



Надеюсь термин «малая пралайа» не запутает читателей. Вообще пралайа означает конец какого-либо цикла жизни. Поэтому можно сказать, что малайа пралайа наступила и для планетной цепи, которая находится в обскурации. Очень часто выражение «малая пралайа» используется чтобы отличить состояние покоя планет (обскурация) от состояния покоя живых существ (пралайа). В теософической литературе можно встретить различное использование этих выражений. Состояние покоя жизненной волны между сферами так же может именоваться малой пралайей.

Второй и все последующие круги.

Манвантара – термин противоположный пралайе. Если пралайа означает конец жизненного цикла, то манвантара наоборот означает его начало.

Когда период малой пралайи заканчивается и наступает черед малой манвантары (следующего круга), сфера А, находившаяся до этого в состоянии обскурации «оживает» и вновь готова принять царства для продолжения эволюции. Остальные сферы продолжают находиться в обскурации.

 

 

Затем в определенном порядке царства на сферу на сферу «В» оживляя ее для активной деятельности. Сфера «А» вновь впадает в обскурацию. И так далее.

 

 

 

 

Семь раз жизненная волна должна обойти планетную цепь сфер. По окончанию седьмого круга жизненная волна вместе с жизненными принципами покидает цепь сфер и устремляется в новые лайа центры, чтобы создать там новую цепь для продолжения эволюции царств природы.

Цикл жизни на угасающей цепи глобусов полностью завершен, для нее наступает пралайа.

Закону чередования манвантары и пралайи подчинены не только цепи сфер, но и солнечная система и вся Вселенная. Читая теософическую литературу важно не запутаться к чему именно применяется эти термины. Так с точки зрения цепи сфер, под малой пралайей понимается как обскурация какого-либо глобуса, так и обскурация всей планетной цепи. А под пралайей –смерть и разрушение цепи. Под малой манванаторой – период активного существования в течении одного круга, под манвантарой – период активного существования на протяжении семи кругов.

В солнечной системе семь планет. Каждая из этих планет является семеричной цепью. После того как каждая из этих семеричных планетный цепей семь раз завершит свой цикл из семи кругов и, соответственно, семь раз передаст жизненную волну вместе с жизненными принципами в новый лайа центр, для солнечной системы наступит ее малайа пралайа. Семь малых пралай солнечной системы завершатся ее полной пралайей или уничтожением (растворением).

По завершению семи полных пралай солнечной системы наступит малая пралайа вселенной. После семи малых пралай вселенной наступит Махапралайа. Вся Вселенная погрузится в состояние отдыха на необозримо огромный промежуток времени, после чего наступит черед Махаманвантары и весь цикл повторится заново.

Таким образом, весь цикл эволюции можно условно разделить на три типа пралай и манвантар: вселенной, солнечной системы и семеричной цепи сфер.

Из Писем Махатм.

«Существует три вида Пралай и Манвантар.

1. Общая или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.

2. Солнечная Пралайя и Манвантара.

3. Малая пралайя и Манвантара.

Когда Маха-Пралайя (1) закончена, мировая Манвантара начинается. Тогда вся Вселенная должна быть эволюционирована заново. Когда наступает Пралайя солнечной системы, она касается лишь этой солнечной системы. Одна солнечная Пралайя равна семи малым пралайям. Малые пралайи (3) касаются лишь нашей маленькой цепи планет, обитаемых и не обитаемых человеком. К подобной цепи принадлежит наша Земля. Кроме этого, в малой пралайе существует еще условие планетного покоя, или, как говорят астрономы, "смерть" - подобно нашей теперешней Луне, где скалистое основание планеты существует, но жизненный импульс покинул ее. Например, представьте себе, что наша Земля принадлежит к группе семи планет или обитаемых человеком миров, более или менее эллиптически расположенных. Наша Земля находится в самой низкой центральной точке орбиты эволюции, на половине круга - мы назовем первую планету А, а последнюю - Z. После каждой солнечной Пралайи происходит полное уничтожение нашей системы и ее абсолютное, объективное преобразование, каждый раз все более совершенное, нежели предшествующее.

Из «Тайной Доктрины» том 1.

«Оккультизм разделяет периоды Покоя (Пралайи) на несколько видов: существует Индивидуальная Пралайа каждой Сферы, когда человечество и жизнь переходят на следующую – семь малых Пралай в каждом Круге; Планетная Пралайа, когда семь Кругов закончены: Солнечная Пралайа, когда вся система приближается к концу и, наконец, Всемирная Пралайа, Маха или Брама Пралайа, при завершении Века Брамы. Это главные Пралайи или «Периоды Разрушения». Имеется много других малых, но мы сейчас не можем ими заниматься».

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)