Главная страница / Введение в теософию 

 

О выданном теософском знании.

 

Практически каждая религия, пытается дать ответы на вопросы: как возникла Вселенная, как зародилась жизнь, для чего, когда и зачем. И все они при этом утверждают, что именно их понимание является единственно верным, что наука в будущем признает это и полностью согласится с их постулатами. В каждой религии есть утверждения, согласующиеся с научным представлением, что позволяет им говорить о своей близости с наукой.

В теософии так же есть как схожие с наукой моменты, так и противоречивые. Имеют место сбывшиеся так называемые « научные пророчества», например утверждение о взаимообратимости материи и энергии.

Сложно сказать какая из религий в далеком будущем окажется ближе к Истине, но, на мой взгляд, в настоящее время именно Теософия является наиболее научно обоснованной (имеющей больше взаимных точек соприкосновения с наукой) и логичной системой.

Рассматривая столь сложные вопросы, как возникновение вселенной, зарождение жизни, существование после смерти, в теософии утверждается, что каждый человек может на своем опыте убедиться в их истинности, если встанет для этого на путь оккультизма. Так же в теософии утверждается, что есть люди, достигшие различных ступеней совершенства, которые знают многое из того, что для современных ученых является загадкой. Их возможности превышают возможности обычного человека и являются для него чудом. И здесь казалось бы возникает парадокс, почему те, кто утверждают, что знают практически все тайны мироздания не только отказываются сотрудничать с учеными, но и оказывают некоторого рода препятствие этому. Но если прислушаться к их словам, то становится понятным, что знание никогда не может быть выдано полностью, по крайней мере, до тех пор, пока человечество не перейдет на новый этап своего развития, в котором эгоизм и жажда наживы не уступят место противоположным качествам.

Из писем Махатм:

«Точная экспериментальная наука не имеет ничего общего с нравственностью, добродетелью, филантропией - поэтому она не может претендовать на нашу помощь, пока не сольется с метафизикой».

 «Тайны никогда не были и никогда не могут быть сделаны доступными для обычных толп, по крайней мере, до того желанного дня, когда наша религиозная философия станет общей, мировой».

 

«наука является рассадником сомнений и предположений; она учит только собственной софистике, заражает своим бессилием, своим пренебрежением к истине, своей ложной моралью и догматизмом, и ее представители хотят хвастать, что они знают "границы естественного"...Ее приказы и догматические суждения стоят на одном уровне с папскими "не можем"».

 

Получается своего рода замкнутый круг - наука внушает людям атеизм и материализм, говорит о том, что человек вышел из животного царства со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно его животной природы, рассматривает эволюцию исключительно как прогресс технологии и разума. Для того, чтобы преодолеть этот материализм наука должна совершить открытие духовной области, но вряд ли ей позволено будет это сделать и виной тому оказывается все тот же материализм!

Однако, на мой взгляд, такая позиция Посвященных является правильной, ведь самый легкий путь не всегда оказывается самым верным. Человечество должно встать на духовный путь и изменить себя не под влиянием очевидных фактов и объективной необходимости, а вследствие внутренних побуждений, обусловленных разумом.

Добро должно совершаться не из жажды получения наград в будущем, а ради желания помочь ближнему. Стремление к духовности должно стать внутренним импульсом, прежде чем станет очевидной духовная сторона вещей со всеми регулирующими законами. Поэтому и ученики на ранних ступенях лишь в исключительных случаях становятся свидетелями феноменов, чтобы никакие чудеса не смогли соблазнить их, так как в противном случае стремление к овладению феноменальными силами затмит стремление к духовному совершенству.

Обещания или запугивания в некоторых религиях делают особо восприимчивых людей фанатиками, для них обещанная награда важнее всего, а добрые поступки лишь средство, чтобы ее получить, и поэтому они готовы устранить любого, кто встанет у них на пути к вечному, райскому блаженству. История полна такими примерами, и что очень печально, но и в наше время подобное встречается, хоть и в более гуманной форме, но природа поступков одна и та же. (Я не рассматриваю сейчас экстремистские религиозные организации).

Теософия и теософическое общество и были созданы с целью сделать все возможное, чтобы помочь рассеяться мраку материализма, догматизма, фанатизма и эгоизма, царящих в нашу эпоху. Прямых доказательств верности или ложности предлагаемых теорий нет, но есть косвенные, которыми и необходимо оперировать, чтобы изменить мышление, в первую очередь собственное, направить его в сторону альтруизма, этики и духовного развития.

 

Выше я намеренно проводил параллель между теософией и другими религиями, так как теософия неотделима от них и не изобретает ничего нового, но лишь собирает в один цельный букет то малое сохранившееся знание от некогда единой веры, отдельные части которого, в той или иной форме, сохранились во многих религиях. К этому букету для связывания отдельных утерянных фактов добавляется информация, не находимая прямым и открытым текстом нигде, что все же выделяет теософию среди прочих и делает ее непохожей ни на одно из известных на сегодняшний день вероучений.

Но, не смотря на это, теософия не стремится доказать свою уникальность и на мой взгляд, даже не пытается объединить все религии под своим лоном, как некоторые считают, а делает все возможное, чтобы продемонстрировать факт происхождения всех религий из одного источника. Выполнить эту задачу довольно сложно, так как многие книги были утеряны, многие написаны символическим языком, совершенно непонятным для современников либо же скорее вводящий в заблуждение, нежели раскрывающий их истинную суть. Часть древних мунскриптов были просто искажены до неузнаваемости, дабы не вводить в смущение умы последователей новых, зарождающихся религий. Но, тем не менее, та красная нить, которая проходит на протяжении долгих веков от Индии через Иран, Халдею, Египет и т.д. к религиям нового мира становится видна, если только отойти от академической науки религиоведения и взглянуть на этот вопрос с позиции теософии.

Четкое понимание развития и возникновения религий способно если не стереть границы между ними, то сделать их довольно прозрачными, что должно способствовать образованию Братства Человечества.

И в заключение хотелось бы отметить бессистемность, с которой выдано учение теософии и попытаться понять причину этого.

В одной из своих статей, Е.П. Блаватская писала, что чем выше посвященный, тем меньше он имеет права вмешиваться в жизнь обычных людей. Помощь может быть оказана только частично, но никогда в полной мере. Поэтому и теософия была дана в таком виде, в котором мы ее имеем – бессистемном и запутанном.

Они сделали ровно столько сколько им было позволено, дали намеки разбросанные в довольно увесистых томах, теперь от нас с вами зависит, сможем ли мы правильно понять и правильно применить это знание или нет. На мой взгляд, это является так же своего рода испытанием человечества. Знание, которое опережает эпоху должно остаться непонятым, пока общество не «созреет» и не примет его. Если не предпринимать никаких попыток понять это знание, то оно может пролежать в том же состоянии еще несколько веков, а может быть и больше.