Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего

 

О символизме в религиях и в "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской.

 

Как уже не раз было сказано, учение, изложенное в "Тайной Доктрине" не ставит перед собой цель раскрыть перед читателем всю Истину о мироздании, так как это попросту невозможно. Оно лишь дает намек, раскрывая общую картину, правильное понимание которой зависит от интуиции. Поэтому комментировать всю "Тайную Доктрину", последовательно, страница за страницей, не имеет смысла. Правильнее будет поступить так, как советовала Елена Петровна Блаватская, отвечая на вопросы Роберта Боуэна:

"Прежде всего, даже если на это уйдут годы, нужно достичь некоторого понимания "Трёх фундаментальных принципов", данных в прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения — пронумерованных пунктов в разделе "Итог" к I тому (часть 1). Затем возьмите "Предварительные заметки" (т. II) и "Заключение" (т. II)".

Последуем ее совету и рассмотрим "Тайную Доктрину" именно в этой последовательности.

Но перед тем как приступить к рассмотрению пролога, необходимо сказать несколько слов о символизме.

В мире нет ни одной религии, которая бы не пользовалась языком символов, для того чтобы с одной стороны скрыть Истину от глаз непосвященных и, тем самым, избежать ее профанации и искажения, а с другой стороны - чтобы сделать знание универсальным. Тот кто владеет ключами к символизму сможет без труда разглядеть тайный смысл любого учения, скрытого от глаз обывателя за различными символами и глифами.

Об этом же говорит и Елена Петровна Блаватская в первом томе тайной доктрины,  в отделе под названием "Символы и идеографы":

"..без помощи символики – с ее семью подразделениями, о которых современники наши ничего не знают – никакое древнее Писание не может быть когда-либо правильно понято. Символика должна быть изучаема под всеми ее аспектами, ибо каждый народ имел свои особые способы выражения. Короче говоря, ни один египетский папирус, никакая индусская олла, никакие ассирийские плитки, ни еврейские свитки, не должны читаться и толковаться буквально!

Язык символизма является универсальным, один и тот же символ может встречаться в различных религиях и иметь одинаковый смысл. Но будучи применен к другим аспектам учения, он будет нести уже совершенно иное значение. Не владея всеми ключами к ним, понять тайное знание, во всей его полноте, невозможно.

Как сказала Елена Петровна Блаватская, в первом томе тайной доктрины,  в отделе под названием "Символы и идеографы":

" ... каждый символ на папирусе или на олле является многогранным алмазом, каждая грань которого не только заключает в себе несколько толкований, но также имеет отношение ко многим наукам".

Сокрытие знания в символах, правильно прочитать которые может только посвященный в их тайну, не напрасно было применено мудрецами далекого прошлого. Будучи оставлены на всеобщее обозрение, тайные знания, давно были бы уже унижены и извращены до примитивного уровня,.
 Этой участи ничто не смогло избежать. О высших мирах человек судит пользуясь аналогией с миром физическим, так как не знает других условий существования, о боге - по своему собственному образу и подобию, только в гораздо более великом масштабе.

Символы же, будучи не понятными для ума непосвященного, не могут быть искажены, они просто заимствуются из одной религии другой, часто облекаясь в новые одежды, но сохраняющие свою внутреннюю суть неизменной.

Пока интуитивное восприятие не будет развито, любое знание, будучи подвергнутым анализу только рациональным умом, не найдя четких подтверждений, будет непременно отвергнуто. Об этом писала Елена Петровна Блаватская в первом томе тайной доктрины, в отделе под названием "Символы и идеографы".

"«Почему Адепты не выдают того, что они знают?» На это можно было бы ответить: «Почему бы стали они это делать, раз им заранее известно, что ни один ученый не примет этого даже как гипотезу, еще менее, как теорию или аксиому? Разве же принята вами азбука Оккультной Науки, которая содержится в «Theosophist’e», «Эзотерическом Буддизме» и других трудах и периодических изданиях? Разве даже то малое, что было выдано, не было высмеяно и сопоставлено с «животной» и «обезьяньей теорией» Гексли и Геккеля, с одной стороны, и с ребром Адама и яблоком, с другой? Несмотря на такую незавидную перспективу, все же, масса фактов дана в настоящем труде, и происхождение человека, эволюция земного шара и рас – как человеческих, так и животных – изложены настолько полно, насколько автор в состоянии это сделать."

Но вернемся к символизму.
Чтобы яснее пояснить суть символов, нет надобности прибегать только к религиям, мы ими пользуемся довольно часто в обыденной жизни. Например - арабские цифры. Они читаются в каждой стране по своему, но не надо знать языка другого государства, чтобы сообщить какое-либо число иностранцу, достаточно просто написать его на бумаге.  Еще одним примером символа служит обозначение доллара, евро, фунта и так далее.

В религиях соблюдается аналогичный подход, но только каждый символ имеет несколько ключей к своему толкованию, в зависимости от того, по отношению к какому явлению он используется. Так как этот язык символизма универсален, то в каждом учении, в его наиболее эзотерических и туманных писаниях, должны встречаться определенные одинаковые символы. Некоторые из них относительно недавно были введены в употребление, другие же уходят своими корнями в глубь веков. О том, что они из себя представляют написано в первом томе тайной доктрины, в отделе под названием "Сокровенный язык и ключи к нему".

"наиболее архаическими символами в Восточном Эзотеризме являются круг, точка, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник и другие плоские фигуры с разными сторонами и углами".

Эти символы применяются при описании образования вселенной так же как и планеты, при указании на иерархию божественных существ, они так же могут быть использованы в применении к человеку и так далее. Спектр их применения довольно широк, не имея ключей к полному понимаю всех их аспектов, полный смысл не будет до конца ясен.

В той же статье Елена Петровна Блаватская более полно раскрывает смысл этих символов и объясняет насколько широко они были применены.

"Так эволюция и соотношение тайн Космоса, его роста и развития ... были, прежде всего, записаны геометрическими изменениями формы. Каждая Космогония начиналась с круга, точки, треугольника и квадрата и до числа 9, когда она была синтезирована первою линиею и кругом – мистической Декадой Пифагора, суммой всего, содержащей в себе и выражающей тайны всего Космоса; тайны, выраженной в системе индусов во сто раз полнее, нежели где бы то ни было, для того, кто может понимать мистический язык. Числа 3 и 4, дающие в своей комбинации 7, также числа 5, 6, 9 и 10 являются камнями основания оккультных космогоний. Эта Декада и тысячи комбинаций ее находимы в каждой части Света. Она встречается в пещерах и храмах, высеченных в скалах Индостана и Центральной Азии; в пирамидах или памятниках Египта и Америки; в катакомбах Озимандиев, на неприступных снежных вершинах Кавказа, в развалинах Паленке; на островах Пасхи; всюду, где только ступала нога древнего человека. Число 3 и 4, треугольник и квадрат, или всемирные символы мужского и женского начала, являющие первый аспект раскрывающегося Божества".

Но более священным числом, чем 3 и 4, является их сумма - число семь.  Нет ни одной религии, в которой этому числу не придавали бы огромного значения. Во всем мире встречаются храмы и дворцы, в архитектуре которых прослеживается семеричность ее отдельных элементов. Для того, кто хочет узнать об этом больше, можно посоветовать прочитать статью Блаватской "Число семь". Как сказано в статье "Семеричный принцип в эзотеризме"

"Это мистическое число встречается не только на каждой странице древнейших арийских священных рукописей, но также и в стариннейших книгах по зороастризму, и в спасенных тайных писаниях древней Вавилонии и Халдеи, напечатанных цилиндрическим способом, и в «Книге Мертвых», и в ритуальных предписаниях древних египтян, и даже в книгах Моисея, не говоря уже о таких эзотерических еврейских трудах как каббала".

В первом томе "Тайной Доктрины" в отделе "Семеричное подразделение в различных индусских системах"она добавляет:

"Все в метафизическом и в физическом мире семерично".

Кроме того, число семь скрывает в себе так же много тайн к силам заключенным как в Природе, так и человеке. Об этом сказано в  "Тайной Доктрине" во введении:

"Семеричное деление дает ключ к страшнейшим оккультным силам, злоупотребление которыми причинило бы неисчислимое зло человечеству. Ключ, который, может быть, и не является ключом для настоящего поколения – в особенности для запада, будучи защищенным своей слепотою и невежественным, материалистическим неверием в оккультное – но, все же, ключ, который оказался бы весьма действительным в ранние века христианства в руках людей, вполне убежденных в реальности Оккультизма и уже вступивших в цикл падения, сделавший их созревшими для злоупотребления оккультными силами и колдовством худшего вида".

Рассмотреть каждый из основных символов и чисел более подробно не представляется возможным, так как даже беглый обзор потребовал бы целого тома, как минимум. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не всегда символы заключают в себе Мудрость, иногда ими пользуются для того, чтобы просто сбить с толку, слишком близко приблизившегося к разгадке Тайны. Об этом предупреждает и "Тайная Доктрина" в комментариях на станцу 3, шлоку 4:

"В Книге Дзиан, как и в Каббале, имеются два вида чисел для изучения – Цифры, часто простые завесы, и Священные Числа, значение которых известно оккультистам через посвящение. Первые есть лишь условные глифы; последние являются основными символами всего. То есть, одни суть чисто физические, другие чисто метафизические, и те и другие стоят по отношению к друг другу, как Материя к Духу – крайние полюсы Единой Сущности".

Закончим обсуждение символизма следующими словами из первого тома "Тайной Доктрины" из итога ее первой части:

"... такова таинственная мощь оккультного символизма, что факты, которые в действительности потребовали бесчисленных поколений посвященных ясновидцев и пророков, посвятивших себя координированию, записыванию и пояснению их в течение ошеломляющих серий эволюционного прогресса, все эти факты запечатлены на нескольких страницах геометрических знаков и глифов. Пылающий взор этих ясновидцев проникал в самое ядро материи и находил душу вещей там, где обыкновенный непосвященный наблюдатель, как бы ни был он учен, заметил бы лишь внешнюю работу формы."

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)