Главная страница / Основы теософии

 

Низший манас.

 

"Человек, познай самого себя!" - произнес дельфийский оракул более двух тысяч лет назад, но суть этого изречения актуальна и сейчас.

 

Каждый человек воспринимает себя как личность, как "я", обладающее самоосознанием. Но мало кто задумывается над природой этого явления, все настолько привыкли к нему, что не удивляются и не проявляют элементарную заинтересованность, а ведь оно является одним из самых сложных. Величайшие философы мира пытались понять, что заставляет человека воспринимать себя как личность, каково истинное "Я" человека. Мы приближаемся к сложному вопросу, который потребует скорее интуитивного восприятия, чем строго логического.

 

Итак, что же заставляет человека ощущать себя личностью? Мысли, эмоции, наше физическое тело, переживания или все вместе? Теософия утверждает, что именно совокупность принципов сложного семеричного строения, о которых ранее шла речь, являются полем для проявления сознания. Одной из задач природы было создание подходящих оболочек, иначе, если наше сознание оставить само по себе, в своей чистоте, то оно не сможет не только развиваться, но даже обрести самоосознание. Отсюда можно сделать важный вывод, что хоть и говорится о Высшем "Я" каждого человека как о чем-то божественном, всезнающем и даже всемогущем, но все же, если вдруг человек окажется лишенным низших проводников, то вместе с полной отождествленностью своего сознания с высшим "Я", он окажется совершенно неспособным и негодным к эволюции. Нынешний уровень человечества не приспособлен к тому, чтобы сознательно существовать вне низших принципов, в число которых входит физическое тело, прана, линга шарира, кама рупа и низший манас. Потому человеческая жизнь в физическом теле так ценится в разных религиях, это единственная возможность совершенствоваться и ускорять свой прогресс.

 

С одной стороны, низший манас является препятствием, которое надо преодолеть, а с другой - именно в нем заключен весь тот огромный потенциал развития, который превращает обычного человека в адепта или даже в будду. Поэтому к нему необходимо относиться гораздо бережнее, чем к любому другому принципу, и учиться реализовывать этот потенциал. Низший манас нуждается в гораздо более тщательном уходе, чем тело. Мы принимаем душ каждый день, но уделяем ли хоть пять минут в день, чтобы перестать спешить, чтобы задуматься и привести в порядок свой ум? Как правило, человек понимает, что стал пристанищем для негативных мыслей, когда пробудились соответствующие эмоции, зачастую с элементами камических импульсов и страстей. В этот момент сдержать себя и направить мышление в позитивное русло становится очень сложно, ценное время, когда ум еще не был захвачен эмоциями и когда поток мыслей еще относительно легко пресечь и заменить противоположными, упущенно.

 

Высший манас или высшее "Я" человека слишком высоко и недостижимо, чтобы можно было на него уверенно опереться. О его проявлении можно судить лишь по косвенным признакам, таким как, например, интуиция. Зато низший манас, проявляющийся как способность мыслить, понимать, делать выводы и т.д., является такой повседневной обыденностью, о которой мы редко задумываемся, потому не умеем и не учимся пользоваться. Но так как природа и эволюция не будут ждать, когда же человек одумается, то начинает действовать закон кармы, заставляющий учиться и делать выводы, используя для этого, как правило, не самые приятные методы.

 

Нет такого принципа, который настолько бы возвышал человека над остальными царствами природы, как низший манас. Физическое тело, прана, линга шарира и камический принцип присущи и животным, но так как низший манас находится у них в слаборазвитом состоянии, то они и не обладают теми возможностями, которыми обладает человек, они не могут сознательно развиваться. Но, с другой стороны, они и не подвержены закону кармы, потому как не несут ответственности за свои действия. Высшее "Я" у братьев наших меньших находится в зачаточном, рудиментарном состоянии, тогда как в человеке оно проявляется в форме стремления к благу, любви, состраданию и изредка как интуиция или озарение.

 

Когда рождается ребенок, то на примере этого беззащитного комочка можно видеть насколько высшее "Я" неспособно к самостоятельной деятельности. Ведь в этот момент ребенок обладает только высшим манасом, его низшая часть едва-едва начинает "нарастать". Это медленный процесс, который можно наблюдать только у человека, и этот процесс уравновешивается медленным ростом физического тела. Природа настолько все гармонично вымерила, что оно не позволяет физическому телу расти быстрее, чем полностью сформируется его низший манас, тогда как у животных все происходит несколько по иному сценарию. Детеныш какого-нибудь зверя не нуждается в долгом и кропотливом развитии низшего манаса, в результате чего они очень быстро взрослеют. Котята через год уже становятся полноценными взрослыми особями, тогда как ребенок через год едва только встанет на ножки и начнет ходить. Этот пример показывает, что природа не является слепым сочетанием сил и случайностей, а вполне разумна, потому и отодвигает срок взросления человека до формирования низшего манаса, в противном случае, если бы природа руководствовалась только стремлением к выживанию, то ей, напротив, проще было бы идти по аналогии с животным царством, и сложно представить во что бы превратился наш мир если бы наши дети становились взрослыми к трем годам. К счастью, мир устроен благоразумно и среди всех представителей животного царства только человеческие дети взрослеют так долго.

 

Взаимодействие между высшим и низшим манасом точно такое же как между высшими и низшими слоями атмосферы. Между ними нет четкой границы, точно так же нет двух "я", высшего и низшего, оно одно, но высшее "Я" развито в современно человеке очень и очень слабо, потому и не способно к активной сознательной деятельности, все самоосознание и восприятие себя как личности сосредоточено в низшем манасе. Научиться сохранять самоосознание, перемещая фокус сознания из низшего в высшее "Я", можно только одним способом - долгим и кропотливым трудом по очищению низшего манаса от влияния остальных низших принципов, но так как достичь этого без специальной подготовки невозможно, то следование этическим и нравственным принципам жизни послужат хорошей основной для успешной реализации данных практик в будущем. Они позволят очистить ум от многих омрачений, а чем чище ум, тем более ярко его высшеее "Я" будет осенять разум. Это можно сравнить с пасмурным днем, когда хоть солнца и не видно, но на улице вполне светло. Солнечный свет просачивается сквозь облака и позволяет видеть все вокруг ясно и четко. Но если небо затянет тучами, как может стать темно как ночью, видимость упадет и человек, словно слепой, будет натыкаться на препятствия и легко может стать жертвой заблуждений, принимая змею за веревку, а веревку за змею. К счастью, есть люди, живущие настолько возвышенной и духовной жизнью, у которых лишь слабая пелена закрывает свет от высшего "Я", такие благочестивые люди готовы к тому, чтобы познать свою высшую божественную сущность во всей ее полноте и они служат своего рода маяком или идеалом для тех, кто идет за ними тем же путем.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)