Главная страница / Практическая теософия

 

Один из способов развития мышления.

Во всех религиях, в зависимости от особенности их мировоззрения, много внимания уделяется молитвам или мантрам.  Молитва это не только обращение к Богу, различным божественным существам или святым, но она так же  может быть направлена на помощь людям с целью оградить их от болезней, бед и невзгод. Мантра же, это некий набор слов, часто не имеющий четкого смысла при переводе. Полагается, что особое значение при чтении мантр играет сочетание звуков, придающие ей особую силу, способную, так же как и молитва, охранить от бед, невзгод, болезней, принести желаемое, добиться поставленной цели или получить покровительство. Внешне молитва и мантра могут выглядеть непохожими и совершенно разными методами, но результаты к которым они приводят практически одинаковы, что позволяет рассуждать только о внешних отличиях, но одинаковой сути, основанной на одних и тех же законах человеческой психики и возможностях скрытых в глубинах разума.

Известны многочисленные свидетельства когда в результате чтения мантр или молитв происходили чудесные исцеления, являлись духовные видения, складывались удачные стечения обстоятельств или другие вещи не укладывающиеся в статистику и не объяснимые с точки зрения рациональной науки.

Несмотря на такую, казалось бы, пользу все же целью молитв и мантр являются отнюдь не необычные возможности и чудесные явления, о чем предупреждают многие религиозные деятели. Эти два метода призваны, в первую очередь, отвлечь ум от всего земного, низкого, настроить его на возвышенный лад, одухотворить, пресечь зарождение негативных мыслей и идей. Именно поэтому в христианстве молиться надо несколько раз в день. Это же требование является обязательным так же в исламе, иудаизме, брахманизме, зороастризма и т.д. В буддизме и различных школах йоги в Индии, молитвы, как правило, не используются, но вместо них особое внимание уделяется чтению мантр. Они короткие, но повторять их надо достаточно долго, вплоть до нескольких часов в день на протяжении нескольких лет, и только после этого, считается что ученик может рассчитывать на серьезные реализации в медитации. Джайны перед отходом ко сну, как часть дневной практики, должны были либо читать в уме выдержки из священных текстов или размышлять о святых людях, достигших освобождения.

Огромное наследие Вед дошло до наших дней в неизменном виде только потому, что их заучивали наизусть разными способами. И сейчас в Индии есть люди, хранящие в своем уме все гимны Ригведы и других вед.

Почему же такое большое значение придается в религиях заучиванию различных текстов и проговариванию их про себя? Кроме уже упомянутой причины, что таким образом можно отвлечь ум от обыденности и настроить его на духовный лад, еще таким образом, можно развить свою мысль. Это очень хорошее упражнение, которое можно выполнять как дома, так и за его пределами. Любая молитва или мантра только новичками выполняется вслух, тот кто уже имеет в этом некоторый опыт должен читать ее мысленно, максимально сосредотачиваясь на каждом слове, и если это возможно подключая образное мышление.

Как уже писал в предыдущей статье, одним из препятствий к размышлению является внутренняя неудовлетворенность, обиды, проблемы и т.д.  Абстрагироваться от них очень сложно, и ум всегда к ним будет возвращаться, тем самым лишь усугубляя ситуацию, становясь еще более зависимым от негативных переживаний, вместо того, чтобы медленно обретать свободу от них. Этому подвержены многие люди, мало кто может похвастаться отсутствием проблем или конфликтов на работе или в семье. Еще меньше людей могут абстрагироваться от них. Именно для них полезно не давать свободу уму, а начинать развивать мысль проговаривая в уме какую-либо цитату или выдержку из любимой книги, главное, чтобы она была на духовную тематику и была способной настроить ум соответствующим образом. С таким же успехом можно взять молитву или мантру, главное, чтобы она нравилась и не противоречила убеждениям. Не мантры или молитвы, или цитаты из священных текстов способны оказать благотворное воздействие на человека, и даже стать причиной какого-либо чуда, а мысль, настроенная и поляризованная на благо, в результате чего способная взаимодействовать с Высшим Я, приносит пользу.

Но есть одна оговорка. Теософия относится критически к тем молитвам, которые основаны на просьбе для себя любимого. Дай, помоги, спаси - это не тот метод, который теософия рекомендует для своих последователей, как унижающих Высшее Я - Высочайшего Бога в себе, частью которого является каждый из нас. Все земное должно совершаться человеческими руками, в этом будет заслуга самого человека, его опыт и основа для дальнейших достижений. Попрошайничество - не путь теософа, поэтому очень многими христианскими молитвами придется пренебречь, потому как дух раболепия и выпрашивания различных даров и благ в них очень часто встречается.

Мне, например, очень нравится цитировать в уме выдержки из "Голоса Безмолвия", автором которого является Е. П. Блаватская. Но это частное предпочтение, каждый должен сам для себя найти то, что ближе всего именно ему. Практика проговаривания текста мысленно должна идти в том же ключе, что и размышление: принять удобную позу  (но не слишком удобную, чтобы не заснуть), затем постараться расслабиться и после этого повторять в уме заученный текст, максимально сосредотачиваясь на словах, пытаясь их как можно более отчетливо услышать внутренним слухом. Если это возможно, то полезно так же подключать воображение. Вначале мысль будет ускользать, а слова забываться, но со временем появится способность сосредотачиваться, а вслед за этим мысль станет четче, ум послушнее, и жизненные проблемы уже не будут иметь такое сильное влияние на ум как прежде.

Ниже цитата из книги Е. П. Блавтской "Ключ к теософии ":

«…В огромном большинстве своём люди весьма эгоистичны и молятся только о себе, прося о том, чтобы им был дан "хлеб насущный", вместо того, чтобы трудиться для этого, и просят Бога не ввести их во "искушение", но избавить их (только молящихся) от зла, то такая молитва приносит вдвойне вредный результат: а) она убивает в человеке способность полагаться на себя; б) развивает в нем ещё более яростный эгоизм и эгоцентризм, чем присущие ему от природы.

<…>

Станете ли даже вы, простой смертный, платить своему рабочему за весь день, если вы сделали за него б`ольшую часть работы, пока тот всё это время сидел под яблоней и умолял вас сделать это. Эта идея о том, что всю жизнь можно провести в праздности душевной, а всю самую тяжелую работу и долг за нас исполнит кто-то другой — будь то Бог или человек — в высшей степени возмутительна для нас и весьма унизительна для человеческого достоинства».

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)