Главная страница / Практическая теософия
 
 
Мышление как путь.
 
 
Религии предлагают самые разные пути для достижения конечных целей. Несмотря на то, что все учения основаны на единой Мудрости, их отношение к мышлению носит довольно противоречивый характер: от отрицания до принятия в качестве пути. Для того, чтобы понять в чем может быть причина такого разного отношения, необходимо взглянуть на понятие "мышление" с позиции современной науки психологии.
 
Как это ни странно, но невзирая на имеющуюся довольно подробную классификацию мышления по формам, видам и способам однозначного мнения, что же это такое, до сих пор так и нет. Чаще всего оно описывается как: " высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи органов чувств".
 
Как видно из этого определения, мышление это не только размышление, хотя последнее и является его активным действующим инструментом, это вся совокупность методов, позволяющая нам шире взглянуть на окружающую действительность. Методы могут варьироваться от основанных на логическом умозаключении до интуитивных восприятий.
 
И если теперь мы взглянем на религии, то очевидно, что они стремятся убедить человека в совершенно иной картине мира, нежели та, которую мы видим глазами, слышим ухом и т.д. Несмотря на различное представление о том, как устроен мир, везде используется один и тот же принцип - необходимо пробудить мышление, заставить его работать и убедиться хотя бы на интеллектуальном уровне, что мир не так прост как мы его воспринимаем, а еще лучше создать убежденность в верности какого-либо утверждения. Если комната нам кажется пустой, то это не означает, что так и есть; если мы не слышим ничего, то это не означает, что вокруг нет совершенно никаких звуков; если мы думаем, что жизнь дана для того, чтобы получать удовольствия и в целом она не имеет смысла, то нет никакой гарантии, что мы не обманываемся видимой простотой жизни. Но чтобы не стать жертвой чьих-либо фантазий, выдаваемых за истину в последней инстанции, необходимо начинать с логического анализа, то есть с размышления, и лишь затем прислушиваться к голосу своей интуиции.
 
Поэтому, с точки зрения духовного развития, совершенно не важно каким именно путем происходит трансформация мышления, нет разницы какую религию человек исповедует, главное, чтобы она шла ему на пользу, чтобы начался познавательный процесс, делались выводы, менялось к лучшему мировоззрение и все это затем выливалось в практическое воплощение вновь приобретенных идей в жизнь.
 
Не все религии однозначно относятся к процессу размышления.
Религии в которых философская сторона учения не имеет достаточно развитую и логически обоснованную систему доказательств правоты своих убеждений, например Христианство, не поддерживают размышление, потому как это непременно приведет к неудобным вопросам, на которые очень сложно дать ответ, чтобы человек не утратил веру. Поэтому в христианстве требуется безусловная вера, причем если между ней и голосом разума начинается конфликт, то тем хуже для разума, но никогда не наоборот.
Религии с сильной философией и логикой, приветствуют размышление, настаивают на том, чтобы на первых порах ученик много часов в день тратил на усваивание знания, прочитанного в священных книгах.
Например, в тибетском буддизме, в школе основанной великим Цон Капой, с которого началась линия преемственности Далай-Лам, перед тем как заниматься однонаправленной медитацией необходимо долгое время практиковать аналитическую медитацию или попросту размышление на заданные темы, например, непостоянство жизни и смерти, карма и так далее. В йога-сутрах Патанджали, иначе называемой ещё Раджа-йогой, для того, чтобы сделать сознание настойчивым рекомендуется размышлять о чем угодно, что привлекает как добро. В Агни-йоге размышлению так же отводится одно из центральных мест на пути к духовному совершенству.
 
Размышление всегда воспринимается как основа для пути, поэтому этой стадией нельзя пренебрегать и переходить сразу к самим практикам. Хоть и само по себе размышление не способно привести к просветлению, но польза от него очевидна. Оно способно не только заложить прочную основу для Пути, но и упорядочить обыденную жизнь, наполнить ее смыслом и заменить негативную реакцию на некоторые жизненные события на позитивные.
 
Мышление становится самим Путем, когда логический анализ, доходит до своего предела и ум сталкивается с вопросом, который невозможно выразить более словами. Когда умозаключения становятся невозможными, тогда мышление становится иррациональным, невыразимым словами. Высшая Истина находится за пределами логики и философии, последние могут только подвести к ней, но постичь ее можно только на собственном опыте, через интуицию и самоозарение. Греческие философы, использовали эту особенность разума и достигали значительных высот в духовном развитии. Они, подобно Сократу, через анализ и философию доходили до черты, начертанной разумом, не в силах переступить его. Но любовь к истине побуждала ум искать ответ, который осенял их в моменты глубоких созерцаний.
Дзен или чань буддизм, использует эту же особенность разума, но подходит к нему более просто. Ученику заранее дается вопрос, не имеющий ответа с точки зрения логики, например: "Как звучит хлопок одной ладонью?", или "Если все возвращается к Единому, то куда возвращается сам Единый? ". Пытаясь найти на него ответ ученик достигает просветления.
В качестве еще одного примера можно привести Адвайта-веданту, на основе философии и логики доказывающей, что человек совсем не такой, каким он себя воспринимает. Он есть Брахман, бесконечный, вечный, всеведающий. Убедившись в этом интеллектуально последователь этой религии становится на Путь Джняна-йоги, йоги знания, и путем различений (вивека) стремится разрушить свое представление о себе самом же, и достигнув прозрения постигает истинную природу своего Я. "Не то, не то" - вот формула, который он пользуется, отбрасывая любое представление о своем личностном "я" как ложное, тем самым приближаясь к границе интеллектуального познания и выходя за его пределы в моменты экстатических духовных озарений, постигает свое Высшее Я.
 
Таким образом, мышление может являться как основой для Пути, так и самим Путем. Какой бы путь человек в дальнейшем не выбрал, он нуждается в мышлении так же, как цветы нуждаются в поливке, как костер нуждается в дровах. Это дар, которым наделен каждый человек, благодаря ему он отличается от животного царства, и только используя свое мышление, человек может надеяться на духовное развитие и подняться на еще одну ступень выше.
 

"Истинный исследователь "Тайной Доктрины" — это джняни-йог, и этот путь йоги — Истинный Путь для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути, и была написана "Тайная Доктрина".

Роберт Боуэн "Мадам Блаватская об изучении теософии".
 
 
(автор статьи - Семёнов Анатолий)