Главная страница / Основы теософии

 

Монада.

В то время как  мулапракрити является материальным аспекте буддхи, сознательным аспектом шестого принципа является Монада - бессмертная составляющая человеческого разума, его духовная душа в самом высочайшем и отвлеченном понимании. Это суть и основа сознания всех живых существ на всех планах, всех царств природы, при этом пребывающая вне царств, за пределами обусловленного и конечного мира дуальности.

 

Причина, по которой монаду необходимо рассматривать отвлеченно, а не буквально, заключается в том, что материя, в которой она проявляется - мулапракрити, вне условностей, не имеет ни свойств, ни качеств. Отсюда уже можно сделать вывод, что и монаду не правильно считать чем-то объективно существующим, подобно тому как мы наделяем предметы способностью находиться в определенном месте и принадлежать какому-либо человеку. Монада каждого живого существа бесконечна, как и материя мулапракрити, в которую она облекается, а так как не может быть двух бесконечностей, то, говоря о Монадах, правильней будет понимать монадическое единство. Монады всех живых существ, в сущности, это одна Монада, это высочайший, вечный и всемогущий Бог всех религий, так грубо очеловеченный в авраамических религиях и некоторых религиях индуизма, например, у кришнаитов. Буддисты и джайны, отрицая Бога вне человека, вероятно осведомлены об этом факте, так же как последователи адвайта веданты утверждающие, что человек, вернее его высочайшая божественная природа, или Атман является Брахманом. Каждый человек в своей естественной лучезарной сущности есть Бог, бесконечный, вечный и всемогущий. Он неделим, поэтому не может принадлежать кому-то одному или группе людей, все в равной степени обладают этим принципом, но не у всех он одинаково проявляется. Точно так же как солнце светит на всех одинаково, не обделяя никого, так же и Буддхи в равной степени пронизывает каждое, без исключения, живое существо, являясь по существу источником его сознания. Оно не ощутимо напрямую и нет никаких косвенные признаков, которые могли бы доказать наличие в человеке столь высочайшего божественного принципа, потому что мы (имея ввиду уровень развития человечества в настоящий момент), ещё не развили высший манас до такой степени, чтобы буддхи могло проявить себя.

 

Здесь может возникнуть закономерный вопрос, как единое на высочайшем буддхическом плане, являясь по существу неделимым принципом, становится таким разнородным на нашем физическом плане? Мы видим множество людей, обладающих разным характером, наделенных уникальными способностями и особенностями, поэтому невольно воображаем о своей исключительности, лишенной даже намёка на некий объединяющий принцип. Убеждение в этом настолько сильно, что сложно поверить и понять как единое стало множеством. Правильное представление по этому вопросу может дать только интуиция, а некоторые явления в нашем физическом мире могут дать пищу для размышлений, которые способны подтолкнуть интуицию в правильном направлении. Например, если взглянуть на солнце, то всем известно, что оно одно, но кто-то осмелится сказать, что и лучи, которые оно испускает являются единым целым? Нет, потому что мы знаем, что их огромное множество. Разве возможно их сосчитать или отделить один от другого? Точно так же и монады, они пребывают в Единстве и неделимы, но в то же время это единство состоит из множества. Буддхи это своего рода солнечные лучи, образованные из огромного количества монад, объединённых вместе в одно единое целое, подобно каплям воды в океане. Разве исчезает капля попадая в океан? Нет, она продолжает свое существование, но в другой форме, неотделимой от самого океана, пребывая в Единстве с ним. Мулапракрити, в которой проявляются монады, не имеет ни свойств, ни качеств, она не может образовать форму, которая бы отделила одну монаду от другой, поэтому и говорится о их Единстве, в то же время надо иметь в виду, что каждая монада, находясь на своём уровне развития, является уникальной.

 

Единство во множестве - так коротко и емко можно охарактеризовать это состояние монадического единства, свет от которого, проходя через все промежуточные состояния материи вниз, достигнув физического плана, предстаёт перед нами исключительно в индивидуальной и ограниченной форме, которую мы, не зная своей истинной природы, отождествляем сами с собой и с другими людьми. Да, здесь мы все разные и не похожие друг на друга, но в высочайших принципах между нами нет различий, вернее они сведены к такому минимуму, что мы не смогли бы их обозначить, если бы вдруг достигли осознания на том плане. Каждый человек слился бы со всем человечеством, со всеми разумными существами на всех планах. Он бы проявился во всем и каждом, именно это качество вездесущности в некоторых религиях приписывается Богу, тогда как люди, на своём опыте достигшие осознания своей собственной природы, утверждают, что каждый человек в своём естестве и есть тот самый Единый Бог. Причём наши тела, как тонкие так и физическое, сравнивают с храмом, который необходимо содержать в чистоте, не допуская осквернения ни в поступках, ни в эмоциях, ни в мыслях. Только тогда станет возможным погрузиться в состояние невыразимого блаженства, которое есть один из аспектов сознания, незамутненного никакими внешними влияниями со стороны низших принципов и прочих элементальных и элементарных сущностей.

 

Кристально чистые монады, именуются иначе звёздными странниками, потому что в ходе своего эволюционного прогресса находятся в непрестанном путешествии из одного царства в другое, более высшее, с одной планетной сферы на другую. И наши монады когда-то пребывали в состоянии единства на монадическом или, как его ещё можно назвать, буддхическом, плане. Оттуда эта "странница" отправилась в далёкое путешествие к самосовершенствованию. Будучи бессознательной, она вначале погрузилась в материю первого элементального царства, затем во второе царство, третье, четвёртое, после чего смогла воплотиться растением, потом в теле животного и наконец проявиться как человек разумный. Этот процесс занял безумное количество лет, но теперь, с обретением разума, каждый из нас должен пройти обратный путь. Это не означает, что нужно будет вновь рождаться в теле животного, затем растения и так далее, чтобы освободиться от уз материи, наша восходящая эволюция должна совершаться на духовном уровне. Разум - это и инструмент, и поле борьбы, ему предстоит отстоять свою независимость и победить низшую природу. То, что раньше, в более низших царствах, помогало идти вперёд, стимулировало к деятельности, заставляло искать пропитание и продолжать род, вести борьбу за место под солнцем, теперь стало препятствием. Борьба с эгоизмом, путем развития любящей доброты и сострадания ко всем живым существам, является нашей наиглавнейшей задачей. В конце невообразимо долгого и сложного пути каждый из нас вновь вернётся в свое естественное состояние чистого, незамутненного разума, вернётся к своему Отцу, который в Тайне, к своему Божественному "Я", в свой отчим дом из которого эоны тому назад его монада отправилась в долгое путешествие через все семь царств природы с одной целью - обрести совершенство и подлинное бессмертие, обусловленное непрекращающимся сознанием, правда это сознание уже не будет иметь ничего общего с тем сознанием, которым мы обладаем сейчас. Это скорее можно назвать не-сознанием, вкладывая в это понимание отсутствие любых характеристик, которые мы используем когда хотим его описать. Именно это отсутствие привычного нам сознания описывают многие учителя мудрости, принадлежащие разным традициям. Пусть их описание отличается в деталях, но в общем оно всегда сходится.

 

Человек, сливший свое сознание с шестым принципом, вернее даже будет сказать, человек, сумевший в ходе долгой медитативной практики, достичь самоосознания на буддхическом плане, именуется буддой. За всю историю человечества не так много людей достигло этого уровня, слишком велико противодействие со стороны низшей природы и окружающих условий. Возможности, которые открываются перед человеком, достигшим осознания в себе шестого принципа и слившего с ним свое сознание, поистине огромны. Это состояние позволяет проникнуть в самую суть вещей и процессов, ум более не обманывается ложной видимостью разъединения, которая на нашем плане является причиной множества бед и страданий. Перед взором откроются тайны не только прошлого, настоящего, но и будущего, станут ясны все перепетии судьбы, которые мы воспринимаем как рок или фортуну. Отсюда появляется возможность дать ценный совет как вести себя в том или ином случае, чтобы наилучшим образом разрешить кармические причины и следствия. Великие Учителя Индии и Тибета часто удивляли своих учеников неожиданными приказами или поведением, способными поставить в тупик любого, кто не видит карму и не знает, что ему уготовлено. И Блаватская так же часто высказывала недоумение, почему Учителя говорили как ей поступить в той или иной ситуации, хотя она склонялась к другому, но в конечном итоге любое действие было согласовано с законом Кармы.

 

Пребывая в состоянии Единства со всеми живыми существами, умы всех людей словно открытая книга, ничего невозможно утаить или обмануть. Вся история человечества как на ладони, ведь в тонких слоях ума каждого из нас скрыто знание не только нынешнего воплощения, но и прошлых.

Зависимость от физического тела сводится к минимуму. Люди, достигшие высокого уровня духовного развития, не ощущают физическую боль. Их дух уже при жизни не зависит от физического тела, они могут в любое время покинуть его и в тонком теле отправиться в самые отдалённые уголки планеты и даже за её пределы. Им так же приписывается способность исчезать в физическом теле в одном месте и появляться в другом - феномен хорошо известный всем христианам. Возможно так же появляться в нескольких телах одновременно в разных уголках планеты.

 

Перечислять способности можно очень и очень долго, главное, что человек перешагнул ту стадию развития, когда удовольствия и страдания являются основной движущей силой, он погружается в состояние невыразимого блаженства. В страданиях уже нет необходимости, поэтому природа отпускает его из своих цепких рук, предоставляя практически полную свободу как от материи, так и от заблуждений. Почему практически полную? Потому, что на этом эволюционный цикл не заканчивается, ещё есть куда стремиться, но стадия страданий уже осталась позади. Достигшие совершенства, не остаются в стороне от страдающего человечества, а в рамках своих возможностей помогают ему. Другое дело, что чем выше и совершеннее дух, тем меньше он имеет право вмешиваться в естественное течение Кармы на нашей планете, поэтому их помощь носит невидимый для нас характер. Лишь изредка они могут проявиться на земле в физическом теле и учить людей. Во всех других случаях они оказывают благое влияние косвенно. Одним из таких элементов косвенного влияния на умы человечества является теософское общество, образованное по указанию даже не Махатм, а гораздо более высокого Духа, целью которого является пропаганда чистой духовности в противовес материализму и фанатизму, выраженное в трех основных целях. Задача, стоящая перед Теософским обществом, заключается в ускорение эволюции человечества и скорейшему прохождению того чёрного периода бед и страданий, в котором мы живём сейчас.

 

"Что касается до Монад, то мы просим читателя иметь в виду, что Восточная Философия отвергает теологическую догму Запада о вновь созданной душе для каждого новорожденного младенца, ибо эта догма настолько же антифилософична, насколько и невозможна в экономии Природы. В каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число Монад, которые развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей. Это абсолютно необходимо в виду доктрины Перевоплощения и Кармы и постепенного возвращения человеческой Монады к ее источнику – Абсолютному Божеству. Таким образом, хотя множества, более или менее продвинувшихся Монад, почти неисчислимы, все же, число их предельно, как и все в этой Вселенной дифференциации и предельности".

... 

Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем «Индивидуальными Монадами» людей".

 

"Тайная Доктрина", том 1.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)