Главная страница / Основы теософии
Манас после смерти.
Каждый принцип семеричного строения человека по-своему важен, но манас играет решающую роль, как при жизни, так и после смерти. Что касается жизни, то здесь все очевидно, ум определяет хороший человек или плохой, надежный или нет и т.д., а вот что касается посмертного состояния, то этот вопрос стоит выделить в отдельную тему и рассмотреть подробнее.
Напомню, что после смерти физического тела, носителем человека на короткое время становится линга шарира (эфирное тело), затем кама рупа, продолжительность пребывания в которой несколько дольше и варьируется от нескольких часов или дней до нескольких лет, это зависит от качества сознания. Затем наступает третий этап, самый важный и продолжительный, когда камические импульсы кама рупы истощаются, временная оболочка изнашивается и готова отделиться от своего носителя, она так же сбрасывается подобно физическому и эфирному телам, но так как кама рупа не может существовать сама по себе, а является аспектом манаса, вернее его низшей части, то отделяясь она увлекает за собой и низший манас. Но при жизни человека нет четкой границы между низшим и высшим манасом, и в этот период, известный в теософии как период "нарастания", происходит отделение высшего манаса от его низшей части, т.е. их полный разрыв.
Это весьма продолжительный процесс, который может растянуться на годы, а то и десятилетия. Чем ближе этот процесс к завершению, тем более пассивным становится разум. Самоосознание и мыслительные способности у обычного человека, которые и во время яркого сна в кама локе оставляли желать лучшего, практически полностью притупляются. Человека на этой стадии своего существования, потерявшего контроль над ситуацией, можно сравнить с листом, влекомым порывом ветра и не имеющим ни малейшей возможности каким-либо образом повлиять на ситуацию. Это бессознательное, но вместе с тем и возвышенно-духовное состояние, где нет место ничему плохому, нечистому, земному. Если до этого момента, тот кто обладает соответствующими способностями, еще может подняться до уровня на котором пребывает умерший, потревожить его "сон" и совершено бессознательно для последнего пообщаться с ним, то после начала разделения манаса на низший и высший это уже вряд ли получится сделать. Чем более тонкая материя облекает человека, тем более неспособным на сознательную деятельность он становится.
После того как процесс разделения заканчивается и высший манас, присоединенный к двум божественным принципам человека, становится носителем человеческого разума, человек входит в особое состояние сознания, которое в теософии известно как дэва-чан, где испытывает высшее духовное наслаждение. Но так как все в нашей жизни устроено таким образом, что человек сам является своим благодетелем или злейшим врагом, это высочайшее духовное переживание не носит абстрактный характер, а полностью зависит от того, насколько нравственной и добродетельной жизнью человек жил и какие эмоции и ощущения он испытывал. Ведь именно возвышенные переживания при жизни на земле в физическом теле становятся исходным материалом для дэва-чанического состояния. Именно они, но во много раз усиленные и растянутые по времени, заново переживаются умершим. Будет ли это восторг от прослушанной красивой музыки, наслаждение от прекрасной картины или переживания, полученные в результате духовных практик, каждое из них словно кристаллизуется на продолжительное время в уме развоплощеного человека, заставляя его вновь переживать наиболее возвышенные события заново, но уже на протяжении гораздо более длительного времени, вплоть до нескольких лет. С одной стороны это состояние чистейшей иллюзии или майи, а с другой - что наша жизнь, как не череда впечатлений, над которыми мы имеем не так много власти, как хотелось бы. Если у духовно развитого человека при виде красивого пейзажа или картины захватывает дух, то это является естественной реакцией его ума, как следствие духовного развития, а не его желания. Уметь различать прекрасное и мыслить высшими категориями - способность с которой не рождаются, она нарабатывается в результате опыта и стремлений, делая выбор между добром и злом, точно так же как способность во всем видеть низкое, порочное и уродливое. При этом, те редкие моменты возвышенных переживаний, мы воспринимает как бесценные крупицы, благодаря которым наша жизнь наполняется красками. Именно они приносят гармонию и наполняют ум радостью. Как легкий дождик и прохладный ветерок в жаркий день доставляют отдых и придают силы уставшему путнику, вынужденному тащиться по раскаленной пустыне, точно так же в состоянии дэва-чана переживания, уже испытанных возвышенных ощущений, являются наградой за жизнь на земле.
Многие религии обещают своим последователям райскую жизнь на небе после смерти, но теософия заявляет, что за одну короткую жизнь, в высшей степени несправедливо одного человека наградить вечным блаженством в садах Эдема, а другого наказать вечным страданием в гиенне огненной.
Теософия утверждает, что блаженство дэва-чана, котрое послужило прототипом для рождения идей о вечной жизни после смерти, полностью обусловлено тем, насколько духовную и чистую жизнь человек вел. При жизни каждый из нас не только закладывает кармические причины, следствия которых проявятся только в последующих воплощениях, но и определяет каково будет его посмертное существование. Нет никакой несправедливости, человек в полном смысле слова, является творцом своего будущего.
Здесь еще, наверное, стоит отметить, что в христианстве принято делить посмертное существование на три этапа, отмечаемые на третий, девятый и сороковой день после смерти, причем последние поминки означают или поднятие души к Богу, или попадание ее в ад. В этой традиции легко усматриваются намеки на ту же теорию, которой учит теософия, так же деля посмертное существование на три этапа, но утверждая, что продолжительность каждого этапа определяется степенью духовного развития или деградации самого человека, а не строгими времеными рамками.
Кроме блаженного состояния дэва-чана есть еще противоположное состояние - авитхи, полное нравственных страданий и мучений, причина которых так же заложена самим человеком в прожитой на земле жизни. В состояние авитхи впадают люди, жившие порочной жизнью, получающие удовольствие при виде страданий других людей. Становясь чистым духом, лишенным всех низших оболочек, не имея в себе ничего, что могло бы вызвать омрачение в уме, такой человек вместо переживания возвышеных моментов своей жизни начинает переживать впечатления от своих злодеяний, которые более не приносят удовольствия. Это состояние духовных мучений можно сравнить с угрызениями совести, когда после совершения неблаговидного поступка под влиянием низших эмоций, человек успокаивается, его ум проясняется, и он начинает понимать, что натворил. Это осознание мучает его, не дает спокойно спать, нормально жить. Так вот состояние авитхи это состояние еще более ярких мучений, потому как ум на этой стадии посмертного существования становится кристально чистым, а вспоминаемые им переживания, как правило, ужасны. Как видно из описания, это состояние уготовлено для садистов, маньяков и прочих испорченных личностей.
Это состояние сознания, на определенной стадии посмертного существования, легло в основу понятия ада, где грешники страдают за своим мысли и поступки, совершенные на земле. Огонь - это позднейшие измышления, которые были добавлены для острастки верующих.
Некоторым может показаться бессмысленным проводить столь продолжительное время в бессознательном состоянии, пусть даже наполненном восторгом и радостью, но смысл в этом есть.
Природа ничего не создает не имея четкой цели, ведущей к скорейшей эволюции человека. Подобные переживания призваны оставить отпечаток в высшем манасе. Несмотря на то, что сам обитатель этой области не осознает в полной мере, что с ним происходит, в его уме создаются отпечатки, которые затем будут проявляться как интуитивное стремление к добру и духовности. При жизни человек может не иметь активного сознания на уровне высшего манаса, но изредка в виде смутных воспоминаний в нем будут пробуждаться смутные воспоминания о переживаниях в состоянии дева чана, подталкивая его к совершению благих и добрых поступков.
Природа знает лишь два инструмента - страдание и блаженство, которые используются для ускорения человеческой эволюции. К примеру, один человек, проведя годы в состоянии блаженства дева чана и получив соответствующие отпечатки на уровне высшего манаса, в следующем воплощении будет подсознательно испытывать еще более сильную тягу к чистому, этическому и нравственному образу жизни. В отличие от него, другой человек, проведя так же годы, но в состоянии авитхи, получит совершенно иной опыт и иной отпечаток, который явится причиной отвращения от зла, потому как "воспоминания" об этих переживаниях будут возникать в его уме каждый раз, когда он задумает причинить страдания другому. Боль окружающих уже не будет восприниматься как нечто отличное от себя, она будет ассоциироваться с собой, причем сам человек о причине этих ассоциаций не будет догадываться.
Хуже всего, когда человек вел настолько бесполезную жизнь, что его высший манас не вынес совершенно никакой опыт, ни хороший ни плохой. Такой человек вместо дева чана или авитхи (которая на самом деле случается скорее в виде исключения и очень редка), впадает в совершенно бессознательное состояние, не испытывая при этом ничего, по той причине, что его жизнь была пуста в духовном плане. Эту жизнь можно сравнить с чистым листом в книге жизни, она прошла совершенно бесполезно для эволюции.
Ниже цитата из письма Махатмы Кут Хуми:
«Кто попадает в Дэва-Чан?» — Личное Эго, конечно, но блаженное, очищенное, святое. Каждое Эго — комбинация шестого и седьмого принципов, которое после периода бессознательного нарастания вновь рождается в Дэва-Чане в силу необходимости, так же невинно, чисто, как и новорожденный младенец. Самый факт его нарождения указывает на преобладание добра над злом в его старой личности. И пока карма (зла) временно отступает, чтобы следовать за ним в его будущем земном воплощении, он приносит с собою в Дэва-Чан лишь карму своих добрых действий, слов и мыслей… Конечно, это есть состояние, так сказать, интенсивного эгоизма, в течение которого Эго пожинает награду своего бескорыстия на Земле. Он совершенно поглощен блаженством всех своих личных земных привязанностей, предпочтений и мыслей, и собирает здесь плоды своих достойных действий. Никакая боль, печаль, ни даже тень горя не омрачает светлый горизонт его чистой радости, ибо это состояние беспрерывной Майи… счастливое Эго не в состоянии видеть сквозь покров зло, горе и бедствие, которым могут подвергаться на Земле те, которых он любил. Он живет в сладком сне с теми, кого он любил, ушедшими ранее или все еще живущими на Земле. Он видит их около себя таких же счастливых, блаженных и невинных, как и сам бестелесный сновидец. …существует огромное разнообразие в состояниях Дэва-Чана. Столько же разнообразия в блаженстве, сколько на Земле оттенков ощущений и способностей оценить подобное вознаграждение. Это есть воображаемый рай, в каждом случае создание самого Эго, в обстановке им самим созданной, и наполненный событиями и людьми, которых он ожидал бы встретить в подобной сфере возмещаемого блаженства. …Шестой и седьмой принцип, отдельно от других, составляют вечную, неуничтожаемую, но также бессознательную «Монаду». Чтоб пробудить к жизни ее спящее сознание, в особенности сознание личной индивидуальности, требуется Монада плюс высочайшие свойства пятого — животной души. Именно это создает личное Эго, которое живет и наслаждается благоденствием в Дэва-Чане."
(автор статьи - Семёнов Анатолий)