Главная страница / Основы теософии
Пятый принцип - Манас.
Пятый принцип сложного семеричного строения человека ещё более метафизичен и сложен для понимания, чем предыдущий. Самое простое и часто встречаемое его описание это - интеллект или мыслительные (ментальные) способности. Согласно теософии, благодаря развитию этого принципа, человек, в отличие от животного, обладает разумом и некоторыми другими качествами, которые никому кроме людей не присущи. Это стыд, совесть, жадность, умение отличать прекрасное от уродливого и т.д. Но подобное описание можно использовать лишь для поверхностного знакомства с пятым принципом, потому как оно затрагивает лишь часть его аспектов и возможностей.
Начнем с того, что термин Манас заимствован из индуизма и переводится с санскрита как "душа", "ум" или "разум". В различных религиозно-философских школах Индии Манас имеет разные значения. В одних школах его считали своего рода инструментом для проявления божественного Духа на плане разумности, полагая, что манас вечен по своей природе. В других этот принцип воспринимался как временное обиталище души, которым были наделены и люди и животные, с одним единственным отличием, у человека он был развит в превосходной степени. Так, например, собака умеет отличать своего хозяина от других людей, кошка бросается на защиту своего котенка и т.д. Все это показывает, что животные не лишены манаса в полной мере, у человека он просто развит более сильно, что дает ему преимущество и обуславливает наличие интеллекта.
Несмотря на различные описания манаса, он всегда ассоциируется с умением если не мыслить, то хотя бы распознавать, различать одно от другого. Теософия показывает, что каждое из этих определений верно, потому что манас не однозначный принцип, а двойственный по своей природе. Он вечен и временен одновременно, является как познавательной способностью, присущей людям и животным, и в то же время является отражением Божественного Духа в нас. Отсюда и такая его различная интерпретация в разных религиях, акцентирующих внимание только на одном из аспектов, но лишь теософия синтезирует их и показывает, что все они лишь выглядят противоречивыми, но основаны на единой Мудрости.
Двойственность манаса заключается в его низшей и высшей формах. Соответственно, низший манас - временен, ограничен циклом человеческого воплощения, является причиной его мыслительных и познавательных способностей, тогда как высший манас - вечен на весь период существования Вселенной, он выражает себя через возвышенные идеи, благие импульсы, возвышающие ум и насыщающие мысли светом и истиной. Если низший манас целиком проявляет себя в человеческой личности, со всеми ее ментальными способностями и подвержен иллюзии, то высший манас является первым проблеском единой реальности. Но так как человечество сейчас находится в цикле, когда особое развитие получил только низший манас, то, как результат, мы имеем несовершенное общество, полное насилия и страданий, которое нас окружает. В будущем наступит черед развития высшего манаса, тогда человечество выйдет на новый виток развития, оно осознает всю бедственность подобного узко-материального мышления, которое сейчас доминирует. Те же отдельные индивидуумы, которые смогли развить в себе высший манас, известны истории как святые люди или основатели религий. Хотим мы этого или не хотим, но указанные выше времена наступят, мы лишь можем поспособствовать их приближению, хотя бы своим собственным развитием.
Несмотря на противоположные качества, манас является цельным и неделимым на протяжении всей жизни человека и в течении некоторого времени после его смерти. Чтобы лучше понять это сочетание высшего и низшего в одном, да еще и без четких границ, отделяющих одно от другого достаточно привести в пример высшие и низшие слои атмосферы. Между ними нет четкого разграничения, однако они очень сильно отличаются между собой качественно. Высшие слои атмосферы слишком разряжены и холодны, чтобы стать вместилищем активной жизни и тех страстей, которые происходят на ее низшем уровне, на самой земле. Чем ниже атмосферный слой, тем он теплее и более подходит для жизни, достигая своей кульминации у поверхности планеты.
Если эту параллель перенести на пятый принцип, то не составит труда понять, что высший манас слишком "холоден", чтобы вместить в себя те жаркие эмоции, которые испытывают люди за весь период своей жизни. Но вместе с тем, он более невесом, чист и незапятнан ничем происходящим внизу. Со своей высоты он может наблюдать более широкую картину жизни и, соответственно, больше знать, по сравнению с низшим манасом, находящимся в плену у страстей кама рупы, различающий лишь вещи, находящиеся поблизости и, очень часто, воспринимающий тени на стене за истинную картину жизни, не замечая, что это лишь отражение Мудрости, но не сама Истина.
Человеческое сознание, воспринимает себя как личность, благодаря способности манаса различать, отделять. В результате, мы весь мир делим на "Я" и "Не-Я". Но, несмотря на то, что высший и низший аспекты пятого принципа являются вместилищем сознания, все же наше восприятие себя сосредоточено в самой плотной его части. Таким образом, в человеке нет двух "я": высшего и низшего, хотя и то и другое часто употребляется в теософской литературе, но надо понимать, что это всего лишь метафора, отсылающая читателя к тому или иному аспекту его разума. В человеке одно "Я", но так как пятый принцип развит не полностью, то мы ощущаем себя только в низшем аспекте манаса. Высшие его аспекты слишком тонки и невесомы, поэтому просто не регистрируются сознанием, но это не означает, что их нет. И тем более это не повод делить сознание на два "Я" высшее и низшее, потому как оно одно и неделимо. Например, легко различить, как капает вода из крана когда в комнате тихо, но этот же шум ударяющихся капель невозможно будет различить, если включить громкую музыку. И тот и другой звук существуют одновременно, слух у человека один и слышит все звуки, но так как сознание не может сквозь шум различить тихий стук, то и кажется, что его нет. Никто ведь не будет утверждать, что у человека два слуха, один для громких звуков, другой для тихих, точно так же и с "Я" человека, оно одно, но низшее "я", обусловленное низшим манасом, перекрывает высшее "Я", обусловленное высшим манасом, одно практически полностью перекрывает другое, отсюда и возникает заблуждение, что высшее "Я" отдельно от низшего, чего на самом деле нет и быть не может. И тот кто хочет различить "голос" высшего "Я" усмирить нишее, заставить его замолчать, и только тогда осознает свою высшую природу, частью которой был всегда, хоть и незамечал этого.
(автор статьи - Семёнов Анатолий)