Главная страница / Введение в теософию 

 

Закон кармы

 

 

Страдания учат не поступать с другими людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой и закон кармы играет в этом далеко не последнюю роль.

 

Карма - это закон причин и следствий в самом широком смысле. Так, например, если есть много сладкого, то испорченные зубы являются следствием, а значит кармой. Несмотря на то, что закон кармы в большей степени находится в области недоступных для наблюдения, потому и недоказуем с помощью логики, все же это единственное возможное рациональное объяснение всех тех различий в человеческих способностях и кажущейся несправедливости, которую мы видим вокруг себя. Разные религии объясняют эту причину по разному, те, которые не верят в перерождение, списывают все на Бога, те же кто верит утверждают, что это результат предыдущих жизней. В этом вопросе теософия соглашается со сторонниками реинкарнации, но с одним отличием - она отрицает возможность избежать следствий. Возможно, этот фатализм кого-то может отпугнуть, но теософия, будучи точной наукой, утверждает, что каждое действие создает такое же возмущение в окружающем пространстве, как это делает камень, падающий в воду. Пусть мы и не видим это возмущение, но по закону отдачи, оно должно снова вернуться к тому, кто его породил. Если вернувшаяся "кармическая волна" найдет человека не изменившимся, то она не будет погашена, а скорее всего только усилена, но если человек не терял времени зря, то из сложившейся ситуации он сделает правильные выводы и погасит ее. Только тот, кто породил цепочку причин и следствий, может заствить ее исчезнуть. Если человек сделал успехи в духовном развитии и в достаточной степени победил свой эгоизм, то он без особого труда сможет разрушить цепь причин и следствий. Например, некий человек когда-то кого-то обидел, но время не прошло для него зря, он много работал над собой, над своими недостатками, развивал правильное мышление, и когда пришло время платить по счетам, то, став сам объектом обиды, он может этого даже не заметить, в таком случае цепь причин окажется разрушенной. Совсем иначе сложились бы обстоятельства, если бы человек потратил время впустую, каждая обида явилась бы источником страданий, которые побуждали бы его к действиям, направленным на разрушение причины следственных связей или, наоборот, к еще большему запутыванию в сетях кармы.

 

Религии, верящие в закон кармы, допускают, что преданность Богу или практика дхармы может освободить их от ответственности за свои деяния в прошлом. Точно так же как прожареные семена не могут прорасти, зародыши причин не смогут проявиться если они испепелены огнем мудрости или преданности. Какую именно точку зрения принять это личный выбор каждого, но, как теософ, могу сказать, что вряд ли ее кто-то или что-то может погасить, иначе существовали бы четкие критерии как это сделать, но их нет. Вполне возможно, что согласование этих точек зрения находится в невосприимчивости к ударам судьбы, вследствие переоценки ценностей, изменении реакции ума на внешние события.

Когда мы были детьми, то нас привлекали яркие игрушки, сейчас мы выросли и смотрим на мир иначе, теперь те же самые игрушки потеряли свою привлекательность, и если кто-то их попытается забрать, то это уже ни коем образом не повлияет на нас, хотя раньше тот же самый поступок доставил бы страдания.

 

"Не Владыка и не Махараджа карает или награждает с изволения или указа «Бога» или без него, но сам человек – его деяния или Карма, привлекая индивидуально или коллективно (как иногда в случае целой нации) всякое зло и бедствие. Мы порождаем Причины и они пробуждают соответствующие силы в Сидеральном Мире, которые магнетически и непреодолимо притянуты к тем – и воздействуют на тех – кто породили подобные причины; безразлично, будут ли подобные лица в действительности злодеями или же просто «мыслителями», замышляющими зло. Ибо мысль есть материя, так нас учит современная наука; и «каждая частица существующей материи должна быть рекордом всего того, что случилось», как утверждают это Jevons и Babbage в их «Принципах Науки»."

Е.П.Блаватская  "Тайная Доктрина", том 1.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)