Главная страница / Основы теософии

 

Четвертый принцип - Кама Рупа.

Четвертым принципом сложного семеричного строения человека принято считать Кама Рупу, что часто переводят как "тело желаний". Подобный перевод, на мой взгляд, не совсем верен, потому что подразумевает весь диапазон желаний человека, от низших до высших, что вводит в заблуждение. Кроме того, в отличие от физического тела (стхула шарира) и его эфирного прототипа (линга шарира), в наименовании четвертого принципа используется термин "рупа", что правильнее перевести не тело (шарира), а форма. Более корректный перевод должен звучать как "форма желаний".

 

Надо быть готовым, что не зря семеричное строение называется сложным, чем выше принцип, тем более труден он для понимания, тем более, информация о нем дается описательная, не имеющая аналогий на физическом плане. Это все равно, что по рассказам путешественника представлять далекие страны. Как бы подробно он не рассказывал, каждый человек составит свое представление. В случае с принципами человека, ситуация осложняется еще и тем, что необходимо использовать иррациональное мышление, чтобы верно понять суть, а не только внешнюю оболочку. Кама рупа как раз тот самый случай, который должен потребовать отказаться от привычного нам рационального мышления, привыкшего все расставлять по полочкам и вешать ярлыки.

 

Аналогично второму принципу - пране, кама рупа не может существовать сама по себе, она является аспектом. Разумеется, возникает логичный вопрос - аспектом чего. Следующим принципом по порядку будет манас, но так как забегать вперед нет смысла, то сейчас достаточно лишь сказать, что кама рупа - это аспект манаса, поэтому они часто упоминаются в тандеме как "кама-манас". Желания для которых кама рупа является формой, проявляются лишь когда созданы подходящие условия. Нет условий - нет желаний. Чтобы яснее понять чем аспект отличается от принципа, можно привести пример пламени. Свет и тепло, его неизменные атрибуты или, если сказать иначе, аспекты. С одной стороны, пламя является причиной существования света и тепла, с другой стороны, благодаря этим двум аспектам мы можем различить огонь. Точно так же и с кама рупой, благодаря ей манас, или средоточие нашей личности, может проявить себя как я в одном из своих аспектов, а именно в сфере желаний. Не зря иногда говорят: "Чувствую - значит существую".

 

Для того, чтобы понять суть этого аспекта, именуемого иначе четвертым принципом, и какие именно желания он порождает, необходимо сделать отступление и рассмотреть как понимают каму в индуизме, ведь не спроста именно оттуда это выражение и было заимствовано.

 

"Кама" переводится с санскрита как вожделение, страсть, сексуальное удовлетворение, половое влечение. Сколько бы это понятие и одноименное божество в индиузме не отождествляли с любовью, но оно, так или иначе, всегда вращается вокруг плотских желаний и мало общего имеет с любовью в ее чистом и незапятнанном виде. Вспомнить хотя бы всем известную "Кама-сутру" - трактат о "любви" - произведение, которое даже после перевода на английский язык очень долго не решались печатать широким тиражом, вплоть до сексуальной революции, когда многие ограничения были сорваны.

.

Отсюда вывод, что кама-рупа не является вместилищем всех желаний и ощущений, но только тех, которые, так или иначе, связаны со страстью, которая может быть выражена в различных формах, не только в сексуальной сфере. Страсть может порождать привязанность, вплоть до потери контроля над ситуацией, когда человек становится рабом кама рупы, не в силах противостоять ее влиянию. Тогда страсть становится манией.

 

Алкоголь, наркотики, чревоугодие, половое влечение - все это в своей основе имеет страсть, желание испытывать приятные ощущения вновь и вновь. Стремление к славе, богатству, желание доминировать, быть первым, одержать победу над соперниками все это имеет одни и те же корни, заключенные в кама рупе, несмотря на разные названия.

Это низшие желания, но в противовес им существуют высшие желания, например: эстетическое наслаждение прекрасной музыкой или чудесным пейзажем, удовольствия, испытываемые от чистой и бескорыстной любви или в результате помощи тому, кто в ней нуждался, желание жить духовной и нравственной жизнью, стремление помогать людям, нести добро, заботиться. На первых стадиях целью практической теософии являются только борьба с низшими желаниями, с теми, которые имеют связь с кама-рупой, но не с теми, которые связаны с высшими принципами.

 

Если мы посмотрим на жизнь святых людей, то увидим, что их основной практикой было умерщвление страсти во всех ее проявлениях. Они побеждали камический принцип в себе противоположностями, вели целомудренную жизнь полную смирения, отрешенности и сострадания. Жили бедно и не стремились к роскоши и комфорту. Со временем их кама рупа атрофировалась и теряла спосбность порождать страсть.

 

С другой стороны,  на первых ступенях, камическую силу можно так же использовать для духовного развития. Сильное желание освободиться от бесконечного круговорота перерождений и страданий или страстная любовь к Богу часто используются многими религиями для того, чтобы зажечь в человеке огонь стремления, вполне эмоциональный или камический. Но это допустимо только в самом начале, затем камические импульсы должны быть взяты под контроль. Пока же наш четвертый принцип является вместилищем низших желаний. Как вода в кувшине принимает форму этого кувшина, точно так же и желания наполняют каму рупу. Чем сильнее развит этот принцип, тем сильнее желания, поэтому о четвертом принципе и говорится как о форме желаний. И точно так же как желание не может существовать само по себе без мысли, ее порождающей и сознания, дающего ей оценку, кама рупа не имеет независимого существования - она является аспектом манаса.

Ниже цитата Е.П.Блаватской из инструкций для внутренней группы.

"Половой инстинкт, столь тесно связанный с органами, что поддерживают и размножают жизнь, является кульминацией камы. Идиоты обнаруживают подобные желания, равно как аппетит и т.д., но ничего выше этого. Следовательно, чтобы избавиться от камы, вы должны подавить в себе все материальные инстинкты – «раздавить материю». Но в то же время вы должны помнить, что кама, часть которой составляют порочные страсти и эмоции, животные инстинкты, все же помогает вам развиваться, также возбуждая желание и давая импульс, необходимые для восхождения. <...>

Потому-то ученик должен учиться подчинять и очищать каму, пока в качестве движущей силы не останется лишь ее энергия – энергия, всецело направляющаяся манасической волей".

 

И еще одна цитата из "Писем Махатм А.П. Синнетту:

"Запомните – слишком беспокойное ожидание не только утомительно, но также опасно. Каждое горячее или ускоренное биение сердца уносит так много жизненных сил. Тот, кто ищет «познать», не должен предаваться страстям и волнениям, ибо они «разрушают земное тело присущей им тайной силой; кто хочет достигнуть своей цели, должен быть хладнокровным». Он даже не должен слишком настойчиво или слишком страстно желать цели, к которой он стремится, иначе само это желание будет мешать собственному исполнению, в лучшем случае – задержит и отбросит назад".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)