Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего

 

I. Изучение Пролога "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской: Символы.

 

Начинается Пролог с таких слов:

"Архаический манускрипт – коллекция пальмовых листов, приведенных особым, неизвестным науке, способом в состояние непроницаемости для воды, огня и воздуха – лежит перед глазами пишущей эти строки. На первой странице изображен чистый, белый Диск на черном фоне. На следующей странице тот же Диск, но с Точкою в центре. Первый, как это известно изучающему оккультную науку, представляет Космос в Вечности перед новым пробуждением еще дремлющей Энергии, эманации Вселенной в последующих системах. Точка, в до сих пор незапятнанном круге, – Пространство и Вечность в состоянии Пралайи – указывает на зарю дифференциации".

Здесь мы видим два символа, первый - чистый диск и второй - тот же диск, но с точкой в  центре. Первый символ символизирует отсутствие всего. Это состояние вселенной, называемое Пралайа, когда и Дух, и Материя перестают существовать, они вновь возвращаются к своему Источнику и становятся Едиными. Планеты, звезды и вообще все космические тела,  исчезают. Нет ничего, так как нет материи, которая могла бы образовать тела. Но так же нет и душ, которые могли бы в них воплотиться. Материя и Дух слились в одно, что есть ни Дух, ни Материя.  Это непостижимое для нас состояние невозможно представить, его описанию посвящена вся первая станца из книги "Дзиан".

Второй символ - точка в круге символизирует первую стадию выявления Духа и Материи из состояния Единства. Это состояние так же недоступно для нашего понимания и его описанию посвящена вторая станца из книги Дзиан. Здесь же кроется первая ошибка, которую может совершить читатель, буквально понимая точку как область в пространстве, где эта дифференциация начинается. Точка лишь символизирует начало выявления Духа и Материи из состояния Единства, но ни в коем случае не ограничивает этот процесс до размеров точки. Об этом сказано в "Тайной Доктрине" том1, станца 2, шлока 3

"Термин «Точка» не должен быть понят, как приложимый к  какой-либо определенной точке в Пространстве, ибо в центре каждого атома имеется зародыш, и все они в совокупности своей образуют «Зародыш»; или, вернее, так как ни один атом не может быть видим нашим физическим глазом, совокупность их (если только термин этот может быть применен к тому, что беспредельно и бесконечно) образует Нумен вечной и нерушимой Материи".

Тот же самый принцип относится и к образованию миров на всех планах Бытия. Об этом сказано в "Тайной Доктрине" том 1, станца 4, шлока 4:

"Миры созидаются ни в Лайа-Центрах и ни над ними или на них, ибо нулевая точка есть состояние, но не математическая точка".

Продолжаем рассматривать Пролог далее:

"Эта Точка в Мировом Яйце есть Зародыш внутри его, который разовьется во Вселенную, во все Сущее, в беспредельный, периодический Космос; Зародыш, являющийся, периодически и поочередно, то скрытым, то действенным".

Здесь встречаются сразу три символа: Точка, Мировое Яйцо и Зародыш. Точка и Зародыш - это два символа одного и того же Нумена Материи. Но, что такое Мировое Яйцо?  В "Тайной Доктрине" в отделе V "Мировое Яйцо" мы читаем такие слова:

"Откуда этот вселенский символ? Яйцо, как священная эмблема, встречается в Космогонии каждого народа на Земле и почиталось как по причине своей формы, так и в силу заключенной в нем тайны. Начиная с самых ранних умственных представлений человека, оно было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри замкнутой скорлупы; внутренний процесс без какого либо заметного внешнего вмешательства силы, который из скрытого ничто производит активное нечто, не нуждаясь ни в чем, кроме тепла; и постепенное развитие этого зародыша в конкретное живое существо, которое разбивало свою оболочку, являясь для наших внешних чувств как самозарождающееся и само себя сотворившее существо; все это с самого начала должно было казаться постоянным чудом.

<...>

Вторая причина избрания яйца символом Вселенной и нашей Земли заключалась в его форме. Оно было Кругом и Сферой; овальная же форма нашей планеты должна была быть известна с самого начала символики, раз яйцо было принято повсеместно."

Думаю, из этих слов становится вполне ясно, что под символом мирового яйца понимается область, в которой происходит возрождение Вселенной, образование миров и космических тел. Границы этой области могут изменяться от относительно малых - если речь идет о солнечной системе или планете, до бесконечных - в случае, если этот символ применяется ко всей Вселенной.

Рассматриваем Пролог далее:

"Единый Круг есть Божественное Единство, откуда все исходит и куда все возвращается; его окружность – вынужденно относительный символ в силу ограниченности человеческого ума – предпосылает отвлеченное, вечно-непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь Вселенскую Душу, хотя оба они едины".

Единый Круг предпосылает Непознаваемое состояние Единства. О том, почему выбран именно этот символ хорошо сказано в комментариях к "Тайной Доктрине" том 1, станца 5, шлока 2:

"Круг у каждого народа был символом Неведомого – «Беспредельного Пространства», абстрактное одеяние вечно сущей абстракции – Непознаваемого Божества. Круг представляет бесконечное Время в Вечности".

Состояние Единства, будучи Непостижимым для обычного человека , может приоткрыть свою тайну для интуиции только если под этим подразумевать Вселенскую или Мировую Душу. В "Тайной Доктрине" ее называют Алайа. Согласно вышеприведенной цитате из Пролога именно она символизирована площадью круга и доступна для  интуитивного понимания. Об этом же говорится и в следующем предложении из Пролога.

"Тем, что лишь площадь Диска белая, вся же окружающая плоскость черная, ясно указывается, что этот план, как бы ни был он еще тускл и туманен, является единственным, доступным человеку, знанием".

Суть Мировой Души будет рассмотрена позже, и в применении к практической теософии, она будет играть очень важную роль. Сейчас же достаточно только сказать, что только подразумевая Мировую Душу - Алайю, человек может рассуждать о Единстве. Алайа - это своего рода низшее состояние Единства, первая стадия на пути познания Единства Абсолютного . Поэтому любое представление человека по этому вопросу, можно отнести только к Алайе - Мировой Душе.

Далее, в Прологе, вновь встречаются те же самые символы: чистый диск, круг с точкой и другие. И здесь можно наглядно увидеть, что описание образования Вселенной тесно переплетено с образованием нашей солнечной системы, планеты и даже с человечеством. При этом четкой границы между ними не проведено, что безусловно породит в уме неподготовленного читателя только путаницу. Приведем эти слова:

"Первая символическая фигура дает простой диск . Вторая, в этом архаическом символе, являет диск с точкой в нем , указывая на первую дифференциацию в периодических проявлениях извечной Природы, бесполой и бесконечной – «Адити в ТОМ ... В третьей фазе точка превращается в диаметр , символизируя этим божественную, девственную Матерь-Природу, внутри всевмещающей, абсолютной Беспредельности. Когда горизонтальный диаметр пересекается вертикальным , он становится крестом мира. Человечество достигло состояния Третьей Коренной Расы; это знак зарождения человеческой Жизни. Когда же окружность исчезает, оставляя лишь крест +, это означает, что падение человека в материю совершилось, и Четвертая Раса началась.

Выражение "Адити в ТОМ" взято из Риг Веды. Адити - это ведическое женское божество, ее часто ассоциируют со светом, наполняющим пространство, она - мать других богов, семь из которых связывают с планетами нашей солнечной системы. Это божество в индийском пантеоне, занимает не самое высокое положение, отсюда уже можно сделать вывод, что речь в Прологе идет о нашей солнечной системе, не смотря на то, что в тексте используются такие фразы как "абсолютная Беспредельность" и "извечная Природа".

Чистый диск и точка в круге - символы, описывающие состояние материи непостижимое для нашего ума, не зависимо от того применяются ли они ко всей Вселенной, к нашей солнечной системе или же к нашей планете. Диаметр в круге - следующий символ в порядке эволюции. Он символизирует появление двух полюсов в материи: положительного и отрицательного. Благодаря этому частицы материи могут притягиваться и отталкиваться, образовывать форму, обладать качествами и т.д. Едва различимые, условные формы в начале становятся вполне конкретными и четкими на физическом плане.

 Этот символ универсален и может быть применен как по отношению к образованию миров, так и по отношению к человечеству. В применении к человечеству диаметр в круге символизирует разделение полов на мужской и женский.

"... когда произошло разделение полов путем естественной эволюции; тогда фигура стала  двояким глифом или символом, означая, что бесполая жизнь изменилась или разъединилась".


Следующим символом является крест в круге. Как сказано во втором томе "Тайной Доктрины", процесс разделения человечества на два противоположных пола продолжался в течении многих тысячелетий. Первоначально рождались люди у которых один пол был более ярко выражен чем другой, и много позднее процесс разделения полов был завершен окончательно. Если раньше для рождения ребенка не было необходимости в двух родителях, то с этого момента только отец и мать могли дать новую жизнь малышу. Человечество впало в зарождение, символ диаметра в круге сменился крестом. С нарождающимся интеллектом, духовная чистота первых рас была утеряна, символически  это выражено в форме просто креста, без круга.

Ни животные, ни растения, в силу отсутствия у них разума, не могут утерять духовную чистоту. Все их поступки подчинены инстинкту заложенному в них самой Природой. Но их способы воспроизведения потомства, за некоторым редким исключением, так же нуждаются в участии женского и мужского организма. Поэтому ко всему живущему на нашей планете так же правомерным будет применение символа креста заключенного в круг. В данном случае это будет символом чистой Природы или Пантеизма. Об этом так же упоминается в Прологе:

"Крест внутри круга есть символ чистого Пантеизма. Когда же окружность исчезает, крест становится фаллическим;"

Следует еще раз отметить, что в Прологе не проведена четкая грань, когда объяснение символов  относится ко Вселенной, когда к солнечной системе, а когда идет описание человечества на нашей планете. То же самое можно часто наблюдать и во всем первом томе "Тайной Доктрины" и это сделано не случайно. Каждый из этих символов может быть применен как ко Вселенной, так и к солнечной системе и к человеку, и  в каждом случае он будет символизировать что-то свое. "Тайная Доктрина" дает лишь общее понимание этих символов, не раскрывая всей их сути. Об этом вполне ясно говорится в самом "Прологе". 


"История Космической Эволюции, как она намечена в Станцах, есть, так сказать, абстрактная, алгебраическая формула этой эволюции. Следовательно, изучающий не должен ожидать найти в них отчет всех стадий и трансформаций, привходящих между первыми началами Вселенской Эволюции и нашей настоящей стадией. Дать такое изложение было бы столь же невозможно, как и непонятно людям, которые не могут даже уразуметь природу плана существования, ближайшего к тому, которым ограничено сейчас их сознание.

Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима «mutatis mutandis» ко всей эволюции; к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи Планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнет колебаться и не истощится в этом усилии"

 

Отсюда и такой запутанный язык изложения "Тайной Доктрины", и столько непонимания вокруг того о чем там говорится. Ожидаемого изложения информации в строгом порядке, нет. Вместо этого, дано общее описание процесса возрождения миров, и отделить то, что относится к образованию Вселенной, а что к образованию нашей солнечной системы или к планете, увы, не всегда возможно. Слишком тесно эти вопросы переплетены между собой.

Далее в  "Прологе" рассматриваются различные видоизмененные формы креста. В египетской религиии он представлен в форме буквы Т (тау), взятой в круг или без него.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)