Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего
IV. Изучение Пролога "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской: Единство человечества и его связь с ЛОГОСОМ.
В предыдущей статье было рассмотрено понятие Логоса - строителя Вселенной, воссоздающего ее облик по плану, хранящемуся в Божественной Мысли. Было так же сказано, что этот символ подразумевает множество различных Божеств, от низших до высочайших, синтезированных своим разумом в одно Единое целое. При этом Логос находится не где-то в стороне от нашего мира, а пронизывает собой все Сущее Бытие, являясь Душой и Духом Природы. Так как человечество нельзя отделить от Бытия, то, следуя логике, его сущность так же должна быть неотделимой от Логоса и должна рассматриваться как Единое целое. Посмотрим, что говорит по этому поводу Елена Петровна Блаватская.
В своей статье "Теософские вопросы" она подтверждает данное предположение:
"Согласно фундаментальному учению теософии, ощущаемая нами "отделенность" от других людей и от всего остального мира окружающих нас живых существ является иллюзорной. На самом же деле все люди едины, и это утверждение – не сентиментальный порыв и не истерический энтузиазм, но самая что ни на есть объективная реальность."
И затем делает вывод:
"А из этого следует, в свою очередь, что духовный прогресс возможен только для всей массы человечества в целом. Ибо индивидуальный человек может рассчитывать на вечное счастье только в том случае, если все люди будут счастливы, потому что индивид является неотъемлемой частью Целого".
В "Ключе к Теософии" есть такие слова, хорошо дополняющие вышесказанное:
"Поскольку человечество по сути едино, и эта суть его одна - бесконечная, несотворенная и вечная, называем ли мы её Богом или Природой - ничто, таким образом, не может повлиять на одну нацию или одного человека, не повлияв на все другие нации и всех других людей. Это так же достоверно и очевидно, как то, что камень, брошенный в пруд, раньше или позже, приведет в движение каждую каплю воды в нем."
Цитат можно привести очень много, и все они говорят об одном и том же - Человечество, в сущности своей, Едино, а наше восприятие себя отдельными единицами это не более чем Майа, Иллюзия. Каждый человек, а в совокупности своей и все человечество, не отделимы от Логоса, который так же, в свою очередь, не отделим от той Беспричинной Причины, следствием которой он является.
В своей статье "Метафизика и метафизики" Елена Петровна Блаватская очень хорошо это описала:
"По представлениям теософов, дух – это луч, частичка целого; и поскольку Целое является Всеведущим и Бесконечным, то и частичка его должна обладать в какой-то степени этими качествами. Человеческий "дух" должен стать каплей Океана, ... "я одно целое со Вселенной" (Я в Отце и Отец во Мне), вместо того чтобы оставаться ... – всего лишь телом. Он должен почувствовать себя не только частицей Творца, Хранителя и Разрушителя, но и частичкой души этой троицы – Парабрахмана, который выше их и является оживотворяющим, активизирующим и превышним Духом".
Неведение человека, благодаря которому он воспринимает себя как личность отдельную от других и от окружающего его мира, рано или поздно будет разрушено. Многие религии ведут к этому. При кажущемся внешнем различии, все они приводят к одному и тому же состоянию - свободе Духа от тенет материи, обретению безграничного состояния ума, сопровождаемого разрушением своей малой личности, и, как следствие, обретение состояния Единства со всем Сущим. Иллюзия разъединения исчезает и, как сказано в "Голосе Безмолвия":
"Где же твоя индивидуальность, о ученик, и где сам ученик? То — искра, исчезнувшая в пламени, капля в океане, вечно пребывающий луч, ставший всем и вечным сиянием".
Необходимо здесь отметить, что иллюзия обособленности человеческой личности, лишь скрывает Единство его высшего "Я" с высшими "Я" остальных живых существ, с Логосом. Каждый из нас сейчас, в данный момент, не отделен ни от Логоса, ни от всего Бытия, но в силу незнания своей истинной Природы, мы не осознаем этого. Божественный Принцип всегда пребывал и пребывает в каждом человеке, в его сознании, осеняя его своим светом. Но так как личностное "я" человека слишком глубоко погрузилось в грубую материю, то оно в чрезвычайно редких случаях способно уловить бледный луч божественного света, изредка проявляемого как озарение, духовный восторг или интуиция. Когда же человек пресекает в себе деятельность своей низшей природы, его высшая, Божественная природа, раскрывается в нем сама собой. Замечательные слова об этом можно найти в первом томе "Тайной Доктрины" в итоге ее первой части:
"Парализуя свою низшую личность и, благодаря этому, достигая полного знания неотделимости своего Высшего Я от Единого Абсолютного Я, человек может, даже в течение своей земной жизни, стать, как «один из нас».
Так, вкушая плоды Знания, рассеивающего невежество, человек может стать одним из Элохимов или Дхиани; и раз, достигнув их плана, Дух Солидарности и совершенной Гармонии, царствующей в каждой Иерархии, должен распространиться на него и охранить его во всех случаях.
Знание о том, что каждый человек не отделим от Божественного Принципа на высших планах, неоднократно упоминается в "Тайной Доктрине". При этом этот принцип, назовем ли мы его Логосом или Богом, как во многих религиях, является руководителем и путеводной звездой, неощутимой и невидимой нами, но несмотря на это, его духовное влияние мы испытывает на себе постоянно.
Приведем некоторые цитаты из этого труда.
В первом томе "Тайной Доктрины", в комментариях на станцу 7, шлоку 3 мы видим:
"...каждое человеческое существо, так учат нас, имеет своего прототипа в духовных сферах и этот прототип есть высшая сущность его седьмого принципа".
А в том же томе в отделе Х "Элементы и атомы" читаем следующее:
"Звезда, под которой рождается человеческая Особь, говорит Оккультное Учение, навсегда останется ее звездою на протяжении всего цикла ее воплощений в одной Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. ... Ангел этой Звезды или Дхиани-Будда, связанный с нею, будет или руководящим, или просто наблюдающим Ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении Монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя ее носитель – человек может навсегда остаться в неведении этого факта. Каждый Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую «Душу-Близнеца», и они знают его, называя его «Отчей-Душою» и «Отцом-Огнем». Лишь при последнем и высочайшем Посвящении, стоя лицом к лицу с блистающим «Обликом», они познают его. Насколько был осведомлен об этом мистическом факте Бульвер Литтон, когда он в одну из самых своих вдохновенных минут описывал Занони, стоящего лицом к лицу со своим Авгоейдом?"
Вера в ангела-хранителя, присутствует не только в христианстве, но и во многих других религия. И в очередной раз можно увидеть то, насколько человек в своем непонимании сути многих метафизических вопросов унижает высшее до своего уровня. Так и ангелы-хранители, выполняющие волю личностного Бога, представлены как духи по внешности очень похожие на человека, но только в белоснежных одеждах и с крыльями за спиной. Тогда как согласно "Тайной Доктине" Логос действует согласно плану, начертанному в Божественной Мысли, но будучи взятой сама по себе эта Божественная Мысль не может быть ограничена личностью. Это Непозноваемая, Вечная Абстракция, нумен всего Бытия, его Источник, Беспричинная Причина.
Каждый человек имеет своего руководителя на высочайшем Божественном плане, но чтобы опять таки не ввести в заблуждение относительно их индивидуальностей, еще раз уточним, что мы, с позиции нашего уровня развития, не сможем отделить руководителя одного человека, от руководителя другого человека. Для нас это одно Единое целое, Единый Учитель. Пусть сейчас это кажется противоречием, так как логическим умом никогда не разрешить тайну Единства и только интуиция может дать о ней некоторое представление. Когда человек сможет развить свои высшие принципы настолько, что сможет осознать свое Единство со всем сущим, только тогда тайна Единства будет раскрыта. Человек станет единым с Логосом. Он сам станет Логосом.
Единство человеческого разума с коллективным разумом является одним из основных принципов, утверждаемых в теософии. Причем, несмотря на то, что никогда не было и никогда не может быть такого, чтобы человеческий разум каким-либо образом обособился от Единого Разума, все же, чтобы осознать этот факт необходимо приложить очень много усилий.
Приведем такие слова из первого тома "Тайной Доктрины", из Пролога:
"Тайная Доктрина учит:
Основной тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствованию для каждой души – искры Превышней Души – через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна чисто духовная, божественная душа (Буддхи) не может иметь независимого, сознательного существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности Вселенского Шестого Принципа – или ПРЕВЫШНЕЙ ДУШИ – (а) не пройдет через каждую начальную форму феноменального Мира этой Манвантары, и (b) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармою, подымаясь, таким образом, через все степени разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Архангела (Дхиани-Будда). Основная доктрина Эзотерической Философии не допускает ни преимуществ, ни особых дарований в человеке, за исключением завоеванных самим «Эго» личными усилиями и достижениями на протяжении длинного ряда метампсихозиса и воплощений".
Как уже было сказано, осознание своего Единства со всем сущим, можно условно разделить на несколько уровней. При этом, в ходе непрестанного совершенствования, прозрачные границы, ограничивающие сохраняющуюся при этом индивидуальность, будут стираться. И это совершенствование будет продолжаться до тех пор, пока не будет обретено Абсолютное Единство. Те кто находится на начальных ступенях, не смогут иметь общее сознание с теми, кто поднялся выше навстречу к Абсолюту. В то время как те, кто находится на высших ступенях будут иметь Единое поле сознания со всеми, кто находится на одной с ними ступени, а так же со всеми теми живыми существами, которые находятся, говоря условно, ниже их. Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины", из Итога первой части:
"Факт, на котором настаивают поколения ясновидцев, никто из этих Существ, высокий или низкий, не имеет индивидуальности в смысле, придаваемом этому человеку, когда он говорит: «Я есмь сам и никто другой»; другими словами, они не осознают такой определенной разъединенности, какая существует среди людей и вещей на Земле. Индивидуальность есть характерный признак их соответственных Иерархий, но не отдельных единиц; и признаки эти разнятся только со степенью плана, к которому эти Иерархии принадлежат; чем ближе к области Однородности и Единому Божественному, тем чище и менее подчеркнута индивидуальность в Иерархии".
В данной цитате под Иерархиями понимаются различные ступени совершенства Божественных Существ, которые мы можем воспринимать и понимать, только в их коллективной совокупности именуемой ЛОГОС. И здесь надо так же отметить, что каждый человек, будучи неотделимым от всего человечества, что обусловлено природой его разума, обретая состояние Единства со всем сущим и поднимаясь по иерархической лестнице все выше и выше, тем самым одухотворяет и все человечество. Как большая капелька ртути притягивает малые, так и достигший высшей ступени совершенства влечет за собой тех кто находится на низших ступенях.
Следующая цитата, приведенная так же из первого тома "Тайной Доктрины" из комментариев к станце 7, шлоке 6, даст еще немного информации для размышления и пищу для интуиции, относительно вопроса достижения Единства и при этом, сохранения своей индивидуальности:
"Монада каждого живущего существа ... по оккультному выражению – есть индивидуальный Дхиан-Коган, отличный от других и с присущей ему своего рода духовной Индивидуальностью ... Его Принцип, Дух (Атман), конечно, един с Единым Вселенским Духом (Параматма), но Носитель (Вахана), в котором он заключен, именно, Буддхи является частью и частицею этого Дхиан-Коганического Единства; и в этом заключается тайна вездесущности, которая обсуждалась на предыдущих страницах. «Я и Отец Мой, сущий в Небесах, едины», гласит Христианское Писание и, в данном случае, оно является верным отзвуком эзотерической догмы".
Именно вездесущность позволяет тем, кто достиг Единства своего разума со всеми остальными разумами (в пределах своей Иерархии, разумеется) обладать таким качеством как Всеведение. Второй идеей, которую необходимо держать в уме изучающему "Тайную Доктрину" является вера в то, что мертвой материи нет. А раз так, то каждая частичка материи является оболочкой для разумов, которые еще очень не совершенны и им еще предстоит развиться в человека. Но и эти несовершенные разумы не отделимы от Единого Бытия. Они так же включены в Единое поле сознания и будучи соединенными с ними в одно целое, становится возможным пребывание в каждой точке пространства. Во всей Вселенной нет даже малого участка, в котором бы не находилась материя, либо на грубом физическом, либо на тонком плане. А это значит, что на всем протяжении Бесконечного пространства возможно пребывание того, кто достиг Абсолютного Единства. Относительное Единство, более низших Иерархий, вполне допустимо, имеет какие-то ограничения в пространстве, и говорить об их вездесущности и всеведении можно только в этой области. Но и это просто огромный прорыв в Эволюции. Так, например, Дхаин-Чоханы иначе именуются Планетными Духами, потому, что нет ни одного атома относящегося к нашей планете, который бы не был пронизан их разумом, поэтому ничто не может произойти, о чем они бы ни знали. Об этом качестве Планетных Духов, об их Всеведении рассказывают и Махатмы в своих письмах А.П. Синнетту:
"Истинно, Свет Всезнания и безошибочного Предвидения на этой Земле, тот, что светит высочайшему Чохану, ещё так далёк от меня".
"Допустив мысль, что даже Высочайшие Дхиан-Чоханы способны заблуждаться под влиянием иллюзий, воистину для нас не существовало бы реальности действительности, и оккультная наука стала бы такой же великой химерой, как и Бог"
Под словом Бог, здесь имеется ввиду личностный Бог теологических религий.
Еще одна интересная цитата приведена во втором томе "Тайной Доктрины". Она еще больше раскрывает перед читателем Тайну Единства. Так же она показывает, что оно является основой для истинного ясновидения, позволяя видеть предметы или события на разных планах, а так же удаленных на очень большое расстояние.
Такое ясновидение безошибочно, но его очень трудно развить, для этого надо поднять свой разум на совершенно новый уровень развития. Гораздо проще развить ясновидение, основанное на интуиции, проблески которого несут в себе лишь верную предпосылку, но информация полученная таким образом может искажена неконтролируемой игрой разума и воображения.
Приведем эту цитату. Взята она из Отдела IV под названием "Длительность геологических периодов, рас, циклов и древность человека":
"Ибо даже великие Адепты (конечно, посвященные), несмотря на то, что они являются испытанными Ясновидцами, могут утверждать полное ознакомление с природою и видимостью планет и их обитателей, принадлежащих лишь к нашей Солнечной Системе. Они знают, что почти все Планетные Миры обитаемы, но – даже в духе – они могут достигать лишь находящихся в нашей Системе; и также они знают, как трудно даже для них вполне объединиться сознанием с планами сознания внутри нашей Системы, ибо они настолько разнятся от состояний сознаний, доступных на нашем Земном шаре, например те, которые существуют на Цепи Сфер на трех планах за пределами плана нашей Земли. Такое знание и общение возможны для них, ибо они научились, как проникать в планы сознания, которые недоступны познанию, обыкновенных людей; но даже, если бы они передали свое знание, мир не стал бы от того мудрее, ибо человеку не достает того опыта иных видов восприятия, которое одно дало бы ему возможность усвоить то, что могло быть поведано ему".
Человек не знает других условий существования, кроме тех, которыми он окружен. Так же ему недоступны и другие состояния сознания, кроме тех, которые созданы его восприятием окружающего мира и его малого "я" как личности. Поэтому и нет возможности передать то знание, которое получают Адепты за пределами нашей планеты, если только заведомо его не упростить и приспособить под наши условия существования и наш опыт. Но такое намеренное искажение действительности приведет лишь к путанице и множеству различных толкований.
Надеюсь из этого довольно беглого обзора становится ясно, что совершенство человечества и его эволюция определяются качеством его сознания. С раскрытием своего Божественного потенциала, человек постигает свою неотделенность от всего Бытия.Став Логосом, он познает свое Высшее "Я", Единое с такими же Высшими "Я" других живых существ, в одно целое. Вернее даже не став, так как нельзя стать тем, кем был всегда, а раскрыв в себе Логоса. Нижеприведенные цитата как нельзя лучше раскрывает смысл этих слов. Она взята из второго тома "Тайной Доктрины", из комментариев к станце 1, шлоке 2:
" ... человек, кульминация Божества на Земле, чье тело есть крест из плоти, в котором, через который и на котором он постоянно распинает и предает смерти божественный Логос или же свое ВЫСШЕЕ Я".
Познав свое высшее "Я" человек сможет наконец-то увидеть и своего Руководителя, путеводную Звезду, которая всегда светила ему и освещала его Путь. Неведение и эгоизм, страсти, рожденные его низшей природой, заслоняли ее свет, не давая ему пробиться и осветить своим духовным светом. Всеведение и вездесущность - качества, которыми человек обладал всегда, но как редко встречаются те, кто нашел в себе силу воли раскрыть этот потенциал. Путей к этому ведет много, но пока что приоткроем один из них. О нем сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в отделе XV под названием "Эволюция циклов и карма":
"Чем ближе подход к своему Прототипу в «Небесах», тем лучше для смертного, личность которого была избрана его собственным личным Божеством (Седьмым Принципом), как свое земное обиталище. Ибо с каждым усилием воли к очищению и объединению с этим «Богом в себе» один из низших Лучей пресекается, и духовная сущность человека притягивается выше и выше к Лучу, замещающему первый, до тех пор, пока от Луча к Лучу Внутренний Человек не притянется к единому и высочайшему Лучу Отче-Солнца."
(автор статьи - Семёнов Анатолий)