Главная страница / Практическая теософия

 

Как изменить свой характер.

Каждый из нас индивидуален. Невозможно представить себе человека без характера. Характер это "визитная карточка" человека относительно которой мы выносим суждение как о себе самом, так и об окружающих людях. Даже будды и другие святые Учителя, которые, как нам говорят, достигли состояния недвойственности, обладают определенным характером.

 

Влияние характера на нашу жизнь нельзя недооценивать, все знают, что именно от него во многом зависят наши успехи и неудачи, радости и разочарования. Поэтому так важно задуматься и определить какие черты не помешало бы добавить, какие подкорректировать, а от каких избавиться. Кто читал предыдущие статьи, знает, что многие наклонности, способности и особенности человеческой души, с теософской точки зрения, обязаны своим существованием элементалам, которые образуют наши тонкие тела и оказывают воздействие на наш ум. Доминирование элементалов одного типа и обуславливает характер человека. 

 

Каждый, кто попробует изменить свой характер, поймёт насколько он зависим от влияния элементального царства. Любая ситуация вызывает рефлекторную реакцию в уме, которую сложно контролировать и управлять ею. Мы хотим не раздражаться или не обижаться, но стоит только возникнуть неприятной ситуации, как эмоции нас буквально захлестывают, не давая не то что взять их под контроль, но даже просто адекватно оценить ситуацию. В результате этого из мухи раздувается огромный слон, тем самым, ещё больше подпитывая влияние определенных элементалов на ум.

 

Самым наглядным примером того, как элементальные царства влияют на нас, являются ощущения вкуса, запаха, тактильные ощущения, чувство голода и т.д. Конечно, все это можно списать на деятельность нервных окончаний и сослаться на науку, но ученые до сих пор не в состоянии объяснить, как эти ощущения связаны с сознанием, по причине невозможности найти это самое сознание среди молекул, нейронов и нервных окончаний. Так же до сих пор нет объяснения случаям, когда человек не чувствует боль в стрессовой ситуации. Если списать эту особенность на адреналин или другие гормоны, то как объяснить существование на планете совершенно здоровых людей, которые полностью или частично не ощущают боль? Результаты последних исследований выявили у них мутацию определенных генов, но это не объясняет их нечувствительность к боли. Бороться с этим учёные ещё не научились.

 

Если описываемый выше случай можно списать на отклонение генов, что не является объяснением само по себе, то как объяснить феномен, когда с помощью гипноза люди приходили в особое настолько нечувствительное к ощущениям тела состояние, что им делали хирургическую операцию, а они все видели и понимали, одним словом были полностью в сознании. Это уже не объяснить ни нервами и клетками головного мозга, ни гормонами или генами, это доказывает, что ощущения от физического тела достигают сознания человека через некий неизвестный науке проводник, который при определенном умении можно парализовать. Таким проводником, согласно Теософии, служат тонкие тела человека, и если камический принцип и манас сложно привести в пассивное состояние, то линга шариру вполне возможно парализовать, используя методы гипноза или самогипноза.

 

Возьмем для примера такую черту характера как лень. Она невесома, бесформенна, но, тем не менее, вполне реальна. Возникшая мысль о необходимости поработать запускает целую цепочку аналогичных идей, которые, в результате, пробуждают к деятельности определенный тип камических элементалов, порождающих в человеке ощущение лени. Затем следуют оправдывающие себя мысли, решение отложить дело до понедельника, а лучше на следующую неделю или месяц. Такая реакция возникает если камический принцип содержит в себе очень много "ленививых" элементалов. Если же в другом человеке камический принцип содержит в себе преобладающее количество "трудолюбивых" элементалов, то в точно такой ситуации он с радостью возьмется за работу, не откладывая ни на минуту. Оба этих человека являются творцами своего характера, они, потворствуя тому или иному типу элементалов, развили определенные черты характера - "трудолюбие", "лень".  И если в дальнейшем ленивый человек вступит в борьбу со своей ленью, то с каждой маленькой победой его камический принцип будет качественно меняться, взамен "ленивых" элементалов будут привлекаться "трудолюбивые" и по прошествии некоторого времени можно будет сказать, что его характер изменился.

 

Здесь можно также упомянуть идею такого религиозного учения как Адвайта - Веданта, чья точка зрения во многом пересекается с теософской. Согласно Адвайте человек, в силу иллюзии, думая, что принимает свободно осознанное решение по отношению ко всем вещам и желаниям заблуждается, потому как, на самом деле, это решение является фактом перед которым он поставлен, никакого выбора нет и не было. В качестве примера приводится желание съесть мороженное, разве кто-то решает хочет он съесть мороженое или нет, он просто либо хочет, либо нет, без всякого выбора. Другое дело, что он может не последовать этому желанию или пресечь его, но это уже несколько иной вид рассуждений. Надо сказать, что решая данный вопрос Адвайта впадает в некоторую крайность, абсолютизируя эту невозможность выбора, теософия, объясняя все желания, увлечения и вообще любое проявление манасической и камической деятельности с помощью невидимых нашему глазу царств природы, на мой взгляд, подходит к этой проблеме более взвешенно и практично. Нынешнее время отличается высоким уровнем знаний многих законов природы, поэтому человечеству через Теософию даётся  несколько иной взгляд на мир, по сравнению со всеми более ранним учениями, раскрывающий загадку мироздания с более научной точки зрения.

 

Ответ на вопрос "Как изменить характер?" напрашивается сам собой - необходимо изменить строение своих тонких принципов и заменить элементалов, из которых они состоят. Процесс трансформации не прост, потому как элементалы не спешат покинуть тонкие принципы низшего манаса и кама рупы и, тем самым, предоставить свободные места для элементалов нужного качества, поэтому надо быть готовым к тому, что процесс трансформации не быстрый и в течении всего времени нельзя расслабляться. Достичь временных результатов довольно легко, но вот закрепить их сложно. 

Как пища доставляет питательные вещества, формирующие физическое тело, наши мысли являются своего рода пищей для тонких принципов. Они привлекают из пространства элементалов по закону сродства. Поэтому во всех религиях говорится о важности контроля за мышлением, о чистоте помыслов и т.д. Но сложно соответствовать высокому идеалу, если имеются сильно развитые негативные качества характера, которые рефлекторно будут увлекать ум за собой, в результате чего может возникнуть разочарование в своих силах. Тем не менее, каждый из нас, на каком бы этапе духовного роста не находился, обладает природой Будды, поэтому нет ничего чего он не смог бы добиться, важно выбрать правильную стратегию и медленно, шаг за шагом, идти по выбранному пути.

 

 Можно проанализировать себя и понять от каких черт характера стоило бы избавиться, а какие развить. Такими чертами могут быть гнев, раздражение, обидчивость, зависть или иное качество ума, против которого необходимо будет сосредоточить всю деятельность. Главное быть уверенным в своих силах и не сдаваться. Нет человека, который смог бы измениться за одну секунду, но сила решимости сама по себе уже творит чудеса, она трансформирует тонкие принципы медленно, но верно. Через какое-то время успехи не заставят себя ждать и каждая маленькая победа будет придавать уверенности. Важно верить в свои силы, которые гораздо могущественнее, чем мы думаем, а культивируя в себе решимость мы запускаем механизм изменения нашего ума. Без решимости не будет и следствия.

Подобный самоанализ часто встречается в разных религия. Ещё Пифагор более двух тысяч лет тому назад советовал начинать и заканчивать день критическим самоанализом своих поступков, слов и мыслей с последующим решением поступать только надлежащим образом. Подобный совет даёт и Блаватская в своих "Указания для каждодневного пользования" :

"... углубитесь в недостатки своего характера: детально разберите их пагубное воздействие и преходящность наслаждений, доставляемых ими, и твердо желайте приложить все ваши силы, чтобы не поддаться им в следующий раз. Подобный самоанализ и привлечение самого себя к суду собственной совести помогут вашему духовному росту в степени, о какой вы прежде даже и не мечтали.".

Порождение решимости не поддаваться негативным чертам характера будет первым практическим советом.

 

Нельзя изменять характер, акцентируя внимание только на устранении какой-либо черты. Так же как природа не терпит пустоты, так и одну склонность ума необходимо не просто вытеснить, а стараться заменить другой - противоположной. Параллельно с противодействием негативной черте характера, необходимо развивать положительную, взамен прежней отрицательной. И это будет второй практический совет.

 

Здесь так же необходимо провести некоторый внутренний анализ и постараться найти нужное качество ума. Это не всегда возможно, например, некоторые проблемы нашего характера возникают просто потому, что у человека много свободного времени, которое он тратит на размышления о том как все плохо, какой он несчастный, какие вокруг злые люди, как все его обижают и т.д. В такой ситуации самым лучшим лекарством может оказаться простое хобби, которое бы отвлекло от депрессивных мыслей. И со временем жизненный настрой приобретёт более позитивный оттенок. 

И третьим советом будет указание на большую роль, которую играет в жизни человека воображение, чьей мощью мы все так или иначе пользуемся ежедневно, но едва ли на десять процентов от имеющегося потенциала. Для того, чтобы заставить воображение работать нам на пользу, хотя гораздо чаще мы его используем во вред себе и окружающим, необходимо начать представлять себя как бы в будущем и уже обладающим таким характером, обрести который мы желаем. Чем ярче и чётче представляем перед внутренним взором нас самих, лишённых всяческих недостатков, тем скорее этот образ воплотится в жизнь. Так же надо всеми силами необходимо запретить себе замечать и акцентировать внимание на недостатках других людей, потому как механизм, в данном случае, работает идентично. Что мы представляем себя, что других, элементалы привлекаются соответственно образу. Человек, думающий о ком-то плохо, постепенно сам станет похожим на объект своих негативных размышлений. Но это же означает и обратный эффект, если думать о ком-то хорошо, то, тем самым, можно изменить и себя. Поэтому во многих религия такой сильный упор делается на образе всеблагого Бога или на различного рода святых, Махатм или Гуру .

Этими простыми, на первый взгляд, методами можно кардинально изменить свой характер в нужную сторону. Многое будет зависеть от степени решимости и настойчивость. Любая попытка изменить себя будет встречать сопротивление, к этому надо быть готовым и не отчаиваться, не видя результатов тот час же, необходимо время на то, чтобы проводники изменились качественно, и тогда можно сказать, что человек стал другим, причём в самом буквальном смысле.

Как правило, никто из нас не остаётся тем же самым на протяжении года или нескольких месяцев. Мы находимся в непрестанном изменении, но эта трансформация происходит в силу окружающих условий, которые незаметно влияют на наше мышление, причём негативных факторов больше, таких как конфликты на работе или в семье, картины насилия в фильмах или по новостным каналам. Все это заставляет наш ум думать в таком же негативном ключе, притягивая элементалов соответствующего качества, которые затем воздействует на наш ум против нашей воли. Поэтому, зная это, верным поступком будет практика преобразования ума в правильном ключе, которая бы вела его вдоль эволюционного потока, а не наперекор ему.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)