Главная страница / Практическая теософия

 

 

Как формируется характер.

Что такое характер? Несмотря на видимую простоту, однозначно ответить на этот вопрос сложно, по одной простой причине – у этого понятия нет четких границ. Психологи выделяют несколько групп основных черт характера, а также устанавливают их связь с темпераментом и даже с физиологическими особенностями человека, но не дают никакого объяснения относительно его природы, они лишь констатируют следствие, причина которого лежит вне пределов их наблюдений.

Раздел психологии, изучающий характеры людей и процессы их самоформирования называется характерология - наука интересная, но, к сожалению, ограничивает свою область деятельности конфликтологией и управлением персонала, тогда как умение самостоятельно правильно формировать свой характер, безусловно, было бы полезно всем. Но беда в том, что психологи ведут себя точно также как и врачи, они лечат болезнь, а не предупреждают ее, и, тем более, не укрепляют здоровье. Пока человек не начнет на что-то жаловаться он не интересен, никто не заинтересован в том, чтобы укрепить его здоровье, в данном случае усовершенствовать его характер, сделать его более социальным, дружелюбным, трудолюбивым, волевым, умеющим не только избегать конфликтов, или их разрешать, но создавать условия в которых этот конфликт попросту бы не возник. Человек, умеющий правильно мыслить, совершающий правильные поступки, подбирающий правильные слова, не интересен психологам, потому как, с точки зрения экономики и чистой прибыли, это плохой потребитель, ему не навяжешь рекламу, поэтому и нет раздела психологии, который помогал бы обычным, психически здоровым людям сделать свою жизнь более насыщенной, яркой и позитивной. Наоборот, страдания заставляют человека широко открывать кошелек и отдавать последние деньги, в надежде купить волшебную таблетку. В наличии именно таких людей и заинтересовано государство, а также ученые, чья работа уже давно подчиняется законам коммерции.

 

Не просто так Далай Лама, совершая свои поездки по странам мира, организует беседы с учеными, чтобы привлечь их внимание к изучению психологии здоровых людей, а так же к поиску и внедрению в обыденную жизнь методов, способных сделать человека более счастливым, чем он есть.

 

Индийская философия, в частности буддизм, много внимания отводит причинам страданий и методам избавления от них. Это исследование не ограничивается исключительно медитативными практикам, в них большое внимание уделяется чертам характера и  важности качества мышления в повседневной жизни. Кто еще не читал, советую прочитать книгу, написанную со слов Далай Ламы простым и доступным языком: «Искусство быть счастливым». В ней рассматриваются ошибки мышления, приводящие к страданиям и разочарованиям, которых можно было бы избежать.

 

К сожалению, многими людьми буддизм признается как депрессивная религия, уделяющая слишком много внимания страданию, в отличие, например, от Кришнаитов, радующихся жизни и восхваляющих в своих песнях и гимнах господа Кришну, но это не так и весь позитивизм буддизма как раз и заключается в том, что он учит не только постоянному памятованию о страданиях, но и раскрывает методы, с помощью которых их можно хотя бы уменьшить в значительной степени, а в идеале избежать полностью . Не вдаваясь в термины и определения чуждые и непривычные для человека не знакомого с буддизмом, скажу только в общих чертах, что буддисты полагают омрачения ума причиной всех бед и несчастий. При этом омрачения не являются частью природы ума, а носят временный характер, точно так же как сахар или грязь, растворенные в воде, не являются частью самой воды. Отсюда и задача - устранить из ума эти омрачения, позволить уму стать таким какой он есть - чистым и ясным. Это определение пересекается с теософией, где полагается, что Высшее Я человека чисто от всех низменных страстей и по своей природе Божественно. Вся задача заключается в том, чтобы устранить преграды, не позволяющие нам познать самих себя, стоящие плотной стеной между «светом» нашего ума и «светом» Божественной Мудрости, не позволяя им слиться воедино.

 

Что касается самого характера, то с позиции буддизма он определяется отпечатками в уме. Каждый наш поступок, впечатление, мысль или полученная информация, оставляют небольшой отпечаток в нашем сознании. В зависимости от того, какой силы эмоциональное впечатление мы при этом испытываем, будет зависеть и то, какой "глубины" этот отпечаток будет. Самым ярким примером могут служить потрясения, когда человек настолько сильно проникается ситуацией или впечатлениями, что может коренным образом изменить свой образ жизни. Подобные потрясения могут быть как позитивные, побуждающие к ведению чистой и духовной жизни, так и негативные, основанные на страхе или боли. В любом случае, полученный отпечаток в уме становится очень глубоким.

 

В повседневной жизни получаемые впечатления не оказывают значительного влияния на наш ум, но если одни и те же поступки, мысли, ситуации, эмоции и т.д. будут повторяться снова и снова, то это так же может породить в уме сильный отпечаток, способный оказывать влияние на поведение, мышление и на образ жизни. Таким образом, характер человека, с точки зрения буддизма, можно сказать и есть совокупность этих отпечатков, которые мы ежедневно получаем в результате контакта с окружающим миром и анализа имеющейся в голове информации, тем самым создаём сами себя такими какие есть: хорошие или плохие, вредные или покладистые, смелые или неуверенные в себе и т.д. При чем каждый отпечаток имеет способность стираться, ослабевать, если им долгое время не пользовались, но не исчезает совсем. Поэтому, ошибкой будет бороться только с негативными качествами своего характера, необходимо так же развивать и противоположные качества. Негативные отпечатки, если они однажды появились, никуда не денутся, они надежно сохраняются в глубине души хоть и в очень слабой форме, которая способна быстро восстановить прежние или даже еще большие размеры, если вдруг случится так, что сложатся благоприятные условия для их роста. Только при перерождении человек получает новые низшие принципы, лишенные этих отпечатков и вроде бы ничего не мешает начать жизнь с чистого листа, но здесь наступает черед вмешаться карме, которая наделяет человека склонностями к тому или иному типу характера, соответственно образу жизни в предыдущей жизни, чтобы вернуть человека к тому состоянию ума, которого он достиг в предыдущем воплощении. Но эти наклонности гораздо легче поддаются корректировке, чем когда характер уже полностью сформирован у каждого из нас, отсюда и необходимость в правильном воспитании детей и подростков, это самый благоприятный момент для изменения наклонностей, пока их характер ещё полностью не сформировался. Но, так как, кармические наклонности изжить можно только своим трудом, то и ожидать больших изменений не стоит, став взрослее каждый человек столкнётся с теми испытаниями, которые предопределены ему кармой, но правильно заложенный характер в детстве и юности, может оказать хорошую помощь в этой борьбе. Шансы у такого человека выйти победителем гораздо выше. Считаю, что вопросу воспитания и формирования характера у детей должно быть уделено гораздо больше внимания, чем уделяется сейчас. Нынешние популярные методы, описанные в книгах по детской психологии, по моему скромному мнению, скорее портят детей, чем растят из них целеустремленных и уверенных в себе личностей.

 

Возвращаясь к вопросу формирования характера следует добавить, что идти только лишь одними ограничительными мерами – не самый эффективный путь, хотя самый излюбленный многими религиями. Заметьте, почти все заповеди являются ограничительными, говорящими что делать не надо, например: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и лишь некоторые являются созидательными: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Тогда как без утвердительных моментов, одними отрицаниями характер не построить. В буддизме этот факт выражен в идее противоядий против каждого вида яда, которых всего пять. В разных источниках они перечисляются несколько по-разному, но суть везде одинакова - это отвлечение, отвращение, привязанность, неведение и тщеславие. Против каждого яда разработаны методы, развивающие в уме противоядие, но так как буддизм это все-таки довольно не социальная религия, стремящаяся в конечном итоге вырастить из своего мирского последователя монаха, то и их взгляд на решение проблем носит характер подготавливающий ученика к монашеской жизни. Поэтому следовать данным путем необходимо тем, кто избрал путь буддиста, а всем остальным полезно взять суть этих методик и использовать более "мягкие" методы.

 

Что касается понимания характера с точки зрения теософии, то прямых данных об этом нет, но если учесть всё то знание, которое рассыпано по многочисленным книгам и статьям, то можно сказать, что человеческое сознание не может существовать само по себе не будучи отражено в волнах материи. В этом проявляется необходимость физического плана. Человек хоть и является высочайшим духовным существом по своей природе, но было бы глупо думать, что земля или самый плотный материальный план создан ради чьей-то забавы. Это необходимость, потому как только тут наш разум может обрести самоосознание себя как личности. А три невидимых нашему глазу элементальных царства создают все необходимые условия, чтобы человек мог ощущать эмоции, впечатления, переживания, мог мыслить и анализировать, одним словом являлся бы полноценной личностью.

 

Каким бы был человек вне материи? Чистым, бестелесным духом, лишенным свойств и качеств, непостижимое ВСЁ. Что же делает его человеком? Материя, плюс тот сохраняющийся в глубинах разума опыт, который был получен за долгий период эволюции в предыдущих воплощениях. Поэтому можно сделать вывод, что аналогично буддизму, учащему, что отпечатки в уме являются причиной благодаря которой человек обладает тем или иным характером, теософия учит, что природа этих отпечатков заключена в том типе элементалов, которые образуют наши низшие принципы, в частности манасический принцип и кама-рупа. Точно так же как физическое тело обновляет свои атомы и привлекает новые из пищи и окружающего воздуха, точно так же и остальные принципы обновляют свои элементальные частицы. Но здесь процесс несколько иной, новые частицы притягиваются из окружающего пространства эмоциями, ощущениями, переживаниями, а так же качеством мышления. Это своего рода пища для тонких принципов. Поэтому, точно так же как в буддизме, одна единственная мысль, если она не достаточно сильная, сравнимая с потрясением, не способна произвести революцию в уме, слишком мало элементальных частиц будет привлечено ею взамен старых. Но если подобных мыслей, переживаний или эмоций будет много, то тогда привлеченных элементальных частиц схожего качества будет достаточно для того, чтобы оказывать воздействие на ум человека, вызывая в нем схожие переживания или мысли, как только сложатся подходящие условия. Это и будет определять характер, процесс формирования которого очень схож не только с буддийским, но также и с джайнистким и с индуистским мировоззрением.

 

Джайны считают, что все психологические процессы в человеке определяются мельчайшими кармическими частицами, процесс присоединения и отсоединения которых во много схож с теософским, описанным выше, а их влияние на разум аналогично. В индуизме есть понятие трех гун (саттва - благость, святость, раджас - страсть, тамас - невежество). Эти гуны являются не только составляющие человеческого разума от преобладания одной из которых человек обладает определённой склонностью, а соответственно и характером, эти три гуны присущи и неотделимы так же и от материи, где выражаются как проявление, действие и сдержанность. Все это очень напоминает теософскую точку зрения, что доказывает их единый источник, несмотря на некоторые внешние различия и тонкости понимания определенных моментов.

 

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что каждый человек сам является творцом своего характера. Психологи учат, что наши наклонности и предпочтения заложены в нас как на генетическом, так и на вербальном уровне, и мы бессознательно копируем образ жизни наших родителей, тем самым позволяя переложить чувство ответственности с себя на родителей: плохо воспитывали, не подали правильный пример и т.д., но это все не более чем попытка успокоить самих себя, почувствовать свое бессилие перед сложившейся ситуацией, и ничего не предпринимать к изменению себя, своего характера в нужную сторону. Многими людьми характер воспринимается как свершившийся факт, заложенный с детских лет и не поддающийся изменению, но это не так.

 

Наш характер в наших руках, если только мы сами научимся моделировать и создавать необходимые отпечатки, которые привлекут схожие по качеству элементалы - частички из которых состоят наши тонкие принципы и которые во многом и определяют наш характер. Здесь главное понять зависимость между элементальными царствами и человеком. Как уже было достаточно подробно описано в предыдущих статьях, человек только по своему незнанию может считать себя свободным, на самом деле он, сам того не осознавая, является рабом материи, свободу из тенет которой он должен завоевать своими усилиями. Наш разум может проявить себя только отражаясь в волнах материи, начиная от самой утонченной и одухотворенной, и заканчивая грубой физической. Манасический и камический принципы подобно цветному стеклу не могут пропустить через себя падающий на них духовный свет Высшего Я не окрасив его в соответствующие оттенки. Отсюда и такое различие в реакции разных людей на одну и ту же ситуацию: один испугается, тогда как другой встретит бесстрашно; один человек расстроится, тогда как другой обрадуется возникшим трудностям и т.д. Эта реакция будет спонтанной, не основанной на рассуждениях и выборе как отреагировать. Такое влияние испытывает наш разум со стороны элементального мира. Будучи частью наших манасических и камических принципов, мы не способны избавиться от этого влияния, но можем его корректировать. Хотя и здесь есть некоторая особенность - очень сложно искоренить из этих принципов определенный тип элементалов, заложенных самой природой, а не просто являющихся следствием человеческой деятельности. Например, стремление жить является основой существования всего живого на земле, это настолько сильный отпечаток в уме, что от него очень и очень сложно избавиться. Он встречается во всех без исключения живых существах, начиная от мельчайшей молекулы и заканчивая человеком - это не приобретенный тип элементалов, а заложенный природой. В знаменитых "Йога-сутрах" мудрец Патандажали так описывает это явление: "Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому". Но не смотря ни на что имеются разработанные методы, позволяющие преодолеть даже это воздействие на разум и сделать его по настоящему свободным. Здесь можно упомянуть буддийскую практику "Чод" или хотя бы вспомнить слова Кришны из Бхагавад Гиты, учащего Арджуну не бояться смерти, потому, что это не более чем иллюзия.

 

Таково краткое описание процесса формирования и проявления характера, а так же закона, которому этот процесс подчиняется. О методах, позволяющих изменить свой характер поговорим в следующей статье.

 

Ниже приведена цитата из письма Дамодара Маваланкара:

"Даже современная наука обнаружила, что каждые семь лет тело человека полностью обновляется. Таким образом вы поймёте, что поскольку телу предстоит полностью обновиться за семь лет, этот процесс должен идти постепенно всё время, и таким образом сформируется новое тело, которое будет полностью творением самого человека, ведь этот процесс исторжения и притяжения атомов идёт всегда.

Потому, если зная этот секрет, человек всё время контролирует свои желания и страсти, чтобы изгнать из себя те атомы, которые не годятся для его прогресса, в то же время придавая им хорошую тенденцию, чтобы они не оказались неприятностью для других, и если он привлекает только те атомы, которые для его прогресса подходят, тогда тело, которое он сформирует, будет полностью его собственным созданием, и он сможет использовать его так, как захочет. Для завершения этого процесса семь лет необходимы. Таким образом вы увидите, почему установлен семилетний период испытания. Это не произвольно введённое правило, а необходимое условие, поставленное самой природой. В этом также причина того, почему неофиту нужно всегда быть настороже и следить за собой, т.е. он всё время должен наблюдать за своими страстями и желаниями, чтобы не позволить им привлечь атомы, неподходящие для духовного прогресса".

 

И еще одна цитата из книги Е.П. Блаватской "Тайная Доктрина", том 1:

"...человек состоит из всех Великих Элементов – Огня, Воздуха, Воды, Земли и Эфира – Элементалы, соответственно принадлежащие этим Элементам, чувствуют притяжение к человеку в силу своей со-сущности с ним. Элемент, преобладающий в каком-либо определенном организме, будет главенствующим Элементом на протяжении всей жизни. Например, если человек имеет преобладание земного гномического элемента, то гномы поведут его к собиранию металлов – к деньгам и богатству и т. д. «Животный человек есть сын животных элементов, из которых его Душа (Жизнь) была рождена, и животные суть зеркала людей», говорит Парацельс. («De Fundamento Sapientiae»). Парацельс был осторожен и хотел согласовать Библию с тем, что он говорил и потому не высказывался полностью."

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)