Главная страница / Основы теософии

 

Элементальное царство.

 

Теософия учит, что весь проявленный мир условно можно разделить на семь царств. Мы можем наблюдать только четыре: человеческое, животное, растительное и минеральное. Отличаются они один от другого по степени развития низших принципов, а так же разумностью.

В минеральном царстве развивается самый низший принцип, физическая оболочка, разум находится в рудиментарном, зачаточном состоянии.

В растительном царстве проявляется жизнь и начинает развиваться принцип праны, проводником которого является линга шарира или второй и третий принципы, при этом появляются первые признаки разумности, которая еще очень мала, но тем не менее уже присутствует, выражаясь в борьбе за солнце и место под ним.

В животном царстве первый, второй и третий принципы развиты в достаточной степени, наступает черед развития кама рупы, для чего пробуждается для активной деятельности манас. Животные уже обладают не только способностью различать, например, собака может отличить своего хозяина от других людей, но они так же проявляют некоторые признаки логического бессловесного мышления. Эту способность можно наблюдать в цирке у животных, выполняющих трюки. Склонность к дрессировке показывает, что животное смогло понять чего хочет от него дрессировщик, а это говорит о том, что у него есть пусть и очень слабое, но понимание и оценка происходящего с принятием выводов. 

В человеческом царстве все низшие принципы уже достаточно развиты, но только здесь огромное развитие получает интеллект, человек становится полностью разумным и ответственным за свои поступки, начинает действовать закон кармы и теперь все готово для того, чтобы начали развиваться высшие принципы, которые у подавляющего большинства развиты очень слабо, на уровне идей и интуиции.

 

Таковы четыре царства природы, рассмотренные снизу вверх, но, согласно теософии, ниже минерального существует еще целых три элементальных царства, которые, вместе с четырьмя уже перечисленными, составляют семь, о них и пойдет речь в данной статье. Понятно, что ни о какой разумности в этих царствах не может быть и речи, этот уровень развития слишком примитивен и не может вместить ее. Элементальные царства отличаются друг от друга качеством материальной субстанции, в которую они облекаются. К примеру, третье самое грубое из всех трех, тогда как первое образовано из материи самого высшего и тончайшего качества.

 

Растительное, животное и человеческое царства, на физическом плане нуждаются в форме, которая стала бы их оболочкой или первым принципом - физическим телом. Строительным материалом для этой формы служит минеральное царство, оно образует не только физические тела, но и все то многообразие различных вещей, которые необходимы для поддержания жизни, такие как вода, облака, земля и т.д. Аналогичным образом, в строительном материале нуждаются и остальные принципы: линга шарира, кама рупа и манас в своем высшем и низшем аспектах, этим материалом и являются элементальные царства. Соответственно, оболочка линга шариры образована из элементалов третьего царства, кама рупа не может существовать сама по себе, а только вместе с низшим манасом и состоит она из элементалов второго царства, высший манас, самый возвышенный и одухотворенный, состоит из элементалов первого царства. И так же как наш физический мир состоит из огромного количества разнообразных вещей, благодаря которым мы можем существовать и поддерживать физическое тело, развиваться и получать опыт, тонкие планы так же имеют достаточно сложное устройство, где есть место так называемым элементалам - или определенным сгусткам элементальной субстанции, которые существуют для своих особых целей. Соответственно количеству элементальных царств можно говорить о трех классах элеменалов, каждый из которых находится на своем плане бытия.

 

Материя нашего плотного мира инертна, груба, чтобы ее переместить или изменить необходимо приложить некоторые усилия, но не так обстоит дело с элементальными царствами, чья материя легка и невесома, потому управляется силой мысли, посредством ума и воли. Существует обратный эффект - элементалы определенного класса могут оказывать воздействие на ум человека и порождать в нем мысли определенного качества, парализуя волю или же, наоборот, усиливая ее. Сам по себе элементал или сгусток элементальной субстанции, не обладает разумом, он не желает ни зла, ни добра, он просто существует и подчиняется законам своего царства, аналогично тому, как облака подчиняются силе ветра и плывут по небу. Они не хотят, чтобы шел дождь, не хотят закрывать собой солнце, но в силу сложившихся условий мы часто имеем пасмурную или дождливую погоду. Упрекать в этом облака бессмысленно. Точно так же обстоит дело и с элементалами, мы оказываем воздействие на них, они, в свою очередь, оказывают влияние на нас. Элементалы подчиняются закону сродства, что является естественным щитом человека перед огромных количеством элементальных сущностей самого разнообразного характера. Этот естественный барьер могут перешагнуть только те сущности, которые имеют соответствие, именно поэтому позитивным людям проще пребывать в приподнятом настроении, тогда как недовольным сложно выбраться из состояния вечной депрессии. Каждый пожинает то, что посеял.

 

Факт наличия элементалов нашел свое отражение во всех религиях в форме добрых, злых или нейтральных духов. Исключение может составить буддизм, в нем это понятие практически никак не выражено, хотя и не отрицается. Буддисты стремятся достичь просветления путем устранения омрачений, которые этому мешают. Для них не существенна природа омрачений, важнее то как их устранить. Но даже они признают, что наш мир полон существ, которых мы не видим физическим зрением и не все из них относятся к людям положительно или нейтрально. По их мнению, с которым согласны и другие религии, вокруг нас есть как добрые, нейтральные так и "злые духи", мешающие жить полноценной, гармоничной жизнью некоторым людям, причем делают они это не всегда явно, часто человек даже не подозревает об этом и считает, что негативные эмоциональные импульсы, разжигающие камический принцип в нем, или низкие мысли, являются исключительно плодом его собственного ума, тогда как если бы он мог взглянуть на ситуацию со стороны, то увидел бы, что на его ум, на самом деле, оказывается стороннее влияние, которое пробуждает в нем соответствующие чувства, мысли и эмоции. К слову сказать, умение управлять духами, в том числе и злыми, являются одной из способностей просветленного Архата или Бодхисаттвы, взять хотя бы такого великого распространителя учения Будды в Тибете как Падмасамбхава, победившего злых духов местных колдунов, чем доказал превосходство буддизма над учением Бон. Поэтому можно совершенно уверенно сказать, что нет религии, где не признавалось бы существование невидимых человеческому глазу существ, часть из которых добры к людям, они так же могут оказывать воздействие на ум и приносить этим пользу, часть нейтральны, а часть несут с собой только вред.

Теософия не является исключением, но ее точка зрения на природу этих духов несколько расходится с общепринятой. Элементальные сущности могут совершать такие действия, которые со стороны могут казаться разумными, однако это не так. Они так же слепо подчиняются сложившимся условиям, как облака подчиняются ветру.

 

Количество элементалов велико. Причина возникновения такого огромного количества элементальных сущностей заключена в человеческом уме, потому как именно в нем зарождается мысль, энергия которой порождает вихрь в пространстве и притягивает отдельных элементалов, организует их и наделят импульсом соответственно тем переживаниям, которые человек ощущал в момент зарождения мысли. Так, если мысль была обычная, повседневная, то и элементал будет создан нейтральный. Если мысль была благая, то и элементал станет благим, но хуже всего если мысль была злобной или низкой, тогда и элементал будет соответствующим. В зависимости от того насколько сильна была мысль, будет зависеть и продолжительность существования элементала. Так как ничто не вечно под луной, то и любая, даже самая сильная элементальная сущность не вечна, рано или поздно она распадется на составные элементальные элементы, но до этого она может просто бесцельно болтаться в пространстве или же, используя закон сродства, некоторые элементалы могут объединятся между собой, а в некоторых случаях, притянувшись к определенному человеку, могу оказывать на него свое благое или зловредное влияние. Таким образом, человек сам заселяет окружающее пространство продуктами своей умственной деятельности, но так как он не видит этот процесс, не ощущает его и не контролирует, то, к сожалению, пренебрегает им, что в результате часто выходит ему боком.

 

Как бы мы не хотели думать, что свободны от влияния из тонких миров, но это не так. Нет ни одного человека, кто не был бы подвержен этому. Хоть и в разной степени, но все мы подчиняемся этому правилу, даже не замечая этого. Кто-то является бОльшим сенсетивом, кто-то меньшим. Самым распространенным явлением, доказывающим существование воздействия со стороны, является засевшая в голове песня. Наверняка с каждым такое было, что в течение некоторого времени не можешь отделаться от навязчивой мелодии. То же самое можно сказать и про навязчивые мысли, страхи, предчувствия, вплоть до панических атак, которые являются ненормальным явлением, а потому нуждаются в повышенном внимании и противодействии.

Еще одним примером, доказывающим существование взаимного влияния всех людей между собой посредством мира элементалов, является эффект моды - до сих пор неразгаданная загадка человеческой психики, когда большинству людей вдруг начинает нравится одна и та же одежда или песня. Через какое-то время мода проходит так же внезапно как и возникла. Резкая смена настроения так же имеет в своей основе влияние на ум человека со стороны элементалов. У нормального человека смены настроения бывают, но не сильные. В любом случае, если подобные эффект случается довольно часто, то это одна из причин для того, чтобы заняться практикой по преобразованию своего ума и его укреплению.

 

То, что мы называем инстинктами, так же имеет в своем основании деятельность определенного типа элементалов, но на самом высоком уровне. Без инстинктов ничто не может существовать. Ребенок рождается и инстинктивно ищет грудь матери, птица инстинктивно улетает на юг или строит гнездо, кто учил их этому? Никто. Все дело в воздействии на ум определенных элементалов очень высокого типа, созданных и поддерживаемых рядом божественных создателей. Если рассуждать о том, является ли человек подвержен влиянию со стороны элементального мира, можно с уверенностью сказать, что да, каждый нормальный человек одержим миром идей и инстинктов, хоть и не осознает этого, потому как все это происходит на уровне тонкого ума, совершенно незаметно для нас.

 

Когда человек испытывает благотворное влияние благих элементальных сущностей, то проблем нет. Но когда влияние оказывается со стороны зловредных элементалов, то начинаются проблемы. Но жизнь была бы несправедлива, если бы человек был послушной игрушкой в их руках и был лишен возможности управлять этим процессом. Каждый человек при стремлении жить чистой жизнью или в результате определенных практик, может поляризовать свой ум так, что по закону сродства к нему будут притягиваться только положительные и доброжелательные элементальные сущности. При должном стремлении и упорстве каждый может изменить свой ум настолько, что в его жизни будет больше места для гармонии и счастья. Ведь единственным фактором, который определяет какого типа элементал притянется, является закон сродства. Устранив соответствие, можно избавиться от любого даже самого сильного элементала, даже несмотря на развитую чувствительность к влияниям из тонкого мира. Каждая религия дает советы как этого достичь, они не сложны в теории, но вот реализовать их, как показывает опыт, не легко. Чем раньше начать работу над своим мышлением, тем лучше. Необходимо развивать и тренировать его, упражняться в положительном и правильном взгляде на мир, использовать все то многообразие знаний, которые можно почерпнуть из теософии и других религий.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)