Главная страница / Основы теософии
Эволюция на планетной цепи сфер.
Монады семи царств Природы, после того как их эволюция на планетной цепи сфер завершена, покидают ее не все сразу, а последовательно, начиная с первого элементального царства. Именно ему предстоит задача заложить основу для возникновения новых семи планетных глобусов в Лайа-центрах, оживленных жизненной силой родительской планетной цепи сфер. После того как первое элементальное царство образует из материи, в которую оно облекается, сферу «А», то переходит в Лайа-центр сферы «В» и начинает свою работу там. В этот момент на сферу «А» прибывает второе элементальное царство для того, чтобы приспособиться к новым условиям и облачить сферу материей своего царства, после чего так же переходит на сферу «В». Первое элементальное царство, при этом, переходит на глобус «С», а глобус «А» прибывает третье элементальное царство.
Из «Писем Махатм»
«Итак, жизненный импульс достигает А, или скорее то, чему предназначено стать А, и что пока является лишь космической пылью. Центр образуется в туманности сгущения солнечной пыли, рассеянной в пространстве; и серии трех эволюций, невидимых телесному глазу, совершаются последовательно; три царства элементалов или сил природы развиваются, другими словами, животная душа будущей планеты формируется, или, как сказал бы каббалист, гномы, саламандры, ундины создаются».
Три элементальных царства совершают, своего рода, предварительное образование сфер, этот процесс завершается с приходом минерального царства, и после того как оно выполнит там свою задачу, сфера принимает свой первичный облик. Вслед за минеральным прибывает растительное, затем животное и только потом человеческое. Все это происходит в той же последовательной последовательности, как и в случае с элементальными царствами.
Из «Писем Махатм».
«По завершению трех эволюций осязаемая планета начинает формироваться. Минеральное царство, четвертое во всех сериях, но первое в этой стадии, возглавляет путь. Его осадки вначале парообразны, мягки и пластичны и становятся твердыми и конкретными лишь в седьмом малом круге. Когда этот круг завершен, он перебрасывает свою сущность, субстанцию, на планету В, которая уже проходит через предварительную стадию формирования, и минеральная эволюция начинается на этой планете. На этом слиянии эволюция растительного царства начинается на планете А. Когда последнее закончит свой седьмой малый круг, его сущность переходит на планету В. В это же время минеральная сущность двигается к планете С, а зародыши животного царства вступают на планету А; когда животное царство пройдет здесь семь малых кругов, его жизненный принцип переходит на планету В, а сущность растительная и минеральная двигаются далее. Затем на планете А появляется человек, бледная тень того плотного существа, каким ему суждено стать на нашей Земле. Развернув семь основных рас со многими отпрысками субрас, он, подобно предшествовавшим царствам, завершает свои семь кругов и переводится последовательно на каждую из планет, восходя до Z».
То, что пластичные и мягкие формы минерального царства на сфере «А» становятся твердыми по окончании семи малых кругов, надо понимать в переносном смысле. Они становятся плотными относительно плана существования сферы «А», для нас же они и сейчас являются невидимы и неощутимы в следствии тонкости материи этого плана.
Кругом принято называть один переход монад через все семь сфер, от сферы «А» к сфере «G. Малым кругом для всех царств, кроме человеческого, принято называть один «виток» эволюции на сфере. С каждым малым кругом происходит некоторое развитие, после чего начинается следующий малый круг, в котором развитие продолжается, но несколько в ином направлении. Пока нет смысла останавливаться на этом, достаточно сказать, что на каждой сфере должно быть совершено семь малых кругов, после чего происходит переход на следующую сферу. Итого за один круг должно быть совершено 49 малых кругов, по семь на каждой сфере. Для человека малые круги называются расами, которые в свою очередь состоят из семи подрас.
В приведенной выше цитате из «Писем Махатм» последняя сфера «G» обозначена буквой «Z». Это было сделано в силу неопределенности с терминами в самом начале передаче знания, позднее за последней сферой окончательно закрепилось обозначение «G».
Есть еще одна особенность эволюции в первом круге. Растительное царство, для того, чтобы развить необходимые формы для существования на сферах, должно на каждой из них пройти через формы минерального царства, из которых, в конце седьмого малого круга, развить формы первичных растений. Животное царство проходит через минеральные и растительные формы на каждой сфере, и только затем, так же в конце седьмого малого круга, выявляет первичную животную форму. Монады человеческого царства должны пройти уже через минеральные, растительные и животные формы, только после этого будет образована оболочка, адаптированная для существования и развития человечества на каждой сфере. Подтверждение этому можно найти в последовательной цепи трансформаций, которую проходит человеческий плод в утробе матери, принимая вид зародыша неопределенной формы, затем форму ростка, далее животного и только потом приобретает человекоподобные черты и рождается уже как человеческое существо.
Из «Писем Махатм».
«…кругом мы согласились называть прохождение [человеческой] монады от сферы "А" к сфере "Z"( или G) , через проявление во всех и в каждом из четырех царств - как минерал, растение, животное и человек или царство Дэв».
Эволюция на цепи сфер, описанным выше способом, происходит только в первом круге. Со второго круга эволюция идет уже несколько иным способом. Первым на сфере «А» появляется человек, а за ним следуют остальные царства. Когда приходит черед перейти на сферу «В» первым на нее так же переходят монады человеческого царства, и уже затем монады всех остальных царств. Только в первом круге происходит развитие форм, во всех остальных кругах в этом нет необходимости, каждая развитая в предыдущем круге форма в дальнейшем совершенствуется.
Из «Писем Махатм».
«Начиная со второго круга эволюция протекает уже на совершенно другом плане. Все получило развитие и должно лишь продолжать свое циклическое прохождение и усовершенствование. Лишь в первом круге человек из человеческого существа на планете В становится минералом, растением и животным на планете С. Этот метод меняется совершенно со второго круга..»
И еще из того же источника:
«Человек приходит на планету А после того, как другие царства уже продвинулись вперед. <…> Когда все царства достигнут планеты Z, они не будут продвигаться вперед, но снова войдут на планету А в предшествии человека…».
Когда волна эволюции передвигается от сферы «А» к сфере «D», то происходит погружении во все более грубую материю и этот период называется нисходящей эволюцией. Кульминация погружения достигается на нашей сфере «D», являющейся своего рода поворотным пунктом, вслед за которым начинается восходящая эволюция, последовательно от сферы «Е» к «G».
Напомню, что сферы «А» и «G», «В» и «F», «С» и «F» являются парными и находятся на одном плане, но на разных подпланах. Поэтому когда волна эволюции переходит на сферы при восходящей эволюции, то она попадает в условия аналогичные тем, в которых она была во время нисходящей эволюции на соответствующей парной сфере, но, конечно же, на более высокой ступени развития.
Из «Тайной Доктрины», т.1.
«… каждая Сфера, по нисходящей дуге вплоть до нашей Четвертой Сферы, настоящей Земли, есть более грубая и более материальная копия более эфирной, предшествовавшей ей сферы, согласно установленному порядку на трех высших планах. На своем пути вверх, по восходящей дуге, эволюция одухотворяет и делает, так сказать, более эфирной общую природу всего, доводя ее до уровня плана близнеца Сферы, помещенной на противоположной дуге: в результате, когда достигается Седьмая Сфера в каком-либо Круге, природа всего эволюционирующего возвращается к состоянию, в котором она находилась при ее точке отправления – при этом каждый раз достигается новая и высшая стадия в состояниях сознания».
Таким образом, становится очевидной та роль, которую выполняет четвертая сфера, являясь промежуточным звеном между нисходящим и восходящим потоком эволюции. Четвертый круг так же несет с собой определенную задачу. В середине четвертого круга, на четвертой сфере «D», в середине четвертой расы становится невозможным переход монад из животного царства в человеческое. До этого момента, на протяжении трех с половиной кругов, в ходе эволюции животного мира, некоторые самые достойные его представители, могли быть развиты настолько, что были готовы перейти в человеческое царство, и переходили в него. Но с середины четвертого круга все изменилось.
Из «Тайной Доктрины», т.1.
«Читатель едва ли нуждается в дальнейших объяснениях той роли, которую играет Четвертая Сфера и Четвертый Круг в схеме Эволюции.
Из предыдущих диаграмм, которые приложимы mutatis mutandis, к Кругам, Сферам или Расам, ясно видно, что четвертый член серии занимает совершенно обособленное положение. В противоположность другим «Четвертая Сфера» не имеет Сферы «сестры» на том же плане, как она сама и, таким образом, образует точку опоры «Равновесия», явленного всею Цепью. Это есть сфера, конечного эволюционного приноравливания, мир Кармических Весов, Зала Суда, где устанавливается равновесие, предопределяющее будущее направление Монады на протяжении оставшихся ей воплощений в Цикле. Вот причина, почему после того, как центральный поворотный пункт был пройден в Великом Цикле – т. е., после срединной точки Четвертой Расы в Четвертом Кругу на нашем Земном шаре – ни одна Монада не может более вступить в человеческое царство. Дверь заперта на этот Цикл и равновесие установлено. Ибо, если бы это было иначе, – если бы создавалась новая душа для каждого из бесчисленных миллиардов умерших человеческих существ и если бы не было воплощения – то действительно было бы трудно найти место для развоплощенных «духов»; также невозможно было бы найти объяснение началу и причине страданий. Именно, незнание Оккультных Основ и насильственное навязывание лживых понятий, под маскою религиозного образования, создали материализм и атеизм, как протест против утвержденного божественного порядка вещей».
И еще из того же источника:
«Монадическое Множество может быть, грубо говоря, разделено на три больших Класса.
1. Наиболее развитые Монады – Лунные Боги или «Духи» – называемые в Индии Питри – назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах, для того, чтоб облечься и приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы – если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности – на Сфере А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга …
2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение Трех с половиною Кругов и становятся «людьми».
3. Отсталые Монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте, как уже было обещано. Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово «люди», и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий.
Здравый рассудок должен подсказать, что «эти люди» не походили на людей наших дней, ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их, вообще, «Людьми»? Потому, что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово «Люди» (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были «ману», мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении духовности и понимания они были скорее «Богами», нежели «людьми».
В настоящее время мы находимся в четвертом круге в пятой расе, так что этот порог уже остался позади. Но не все потеряно для самых развитых монад животного царства. Хоть они и не могут более перейти в человеческое царство, они все же могут совершенствоваться в своем, природа предоставит им для этого все необходимое.
Из «Тайной Доктрины», т.1.
« …и с этого момента число «человеческих» Монад, то есть, Монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо Монады, не достигшие к этому времени, будут, в силу развития самого Человечества, настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой Цепи, но составят Человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут «людьми» на более высокой Цепи, получая, таким образом, кармическое возмещение».
Выражение «они достигнут человеческой стадии» не является противоречием, так как они действительно достигнут человеческой стадии, но в своем собственном животном царстве. В природе делается все возможное, чтобы ускорить эволюцию.
Из «Писем Махатм».
«С каждым большим кругом становится все меньше и меньше животных, ибо они тоже эволюционируют в более высокие формы. Во время первого круга они были "царями создания". В течение седьмого круга люди станут Богами, а животные разумными существами. Выводите ваши заключения».
Тем, что Монады переходят в человеческое царство не одновременно. а в течение довольно продолжительного времени, объясняется столь сильное различие в интеллектуальных способностях.
Из «Тайной Доктрины» том 2.
«Этим объясняется иначе не объяснимая разница в степени разумности, наблюдаемая даже в настоящее время, среди различных рас людей – дикарей, бушменов и европейцев. Те племена дикарей, умственные способности которых весьма незначительно превышают уровень животных, не являются несправедливо обездоленными или же менее «облагодетельствованными», как это может казаться – ничего подобного. Они просто те, позднейшие среди прибывших человеческих Монад, «которые не были готовы»; которые должны были развиться в течение настоящего Круга, так же как и на трех остающихся Сферах – следовательно, на четырех различных планах бытия – так, чтобы достичь уровня среднего класса при достижении ими Пятого Круга».
Каждый круг развивает один из семи принципов человека, что в свою очередь позволяет его сознанию подняться на более высокий уровень.
Из «Писем Махатм».
«С самого начала человек имеет в себе семь принципов в зачатке, но ни один из них не развит. <…> В каждом большом круге, который совершает человек, один из принципов развивается вполне. В первом большом круге его сознание нашей Земли притупленное, медленное, тусклое и слабое, туманное, вроде младенческого. Когда он достигает нашей Земли во втором большом круге, он становится до некоторой степени ответственным, и в третьем уже вполне».
Ниже приведено описание эволюции человеческого царства в каждом круге на сфере «D».
Из «Писем Махатм».
« I Круг бесплотное существо, неразумное, но сверхдуховное. В каждой из последующих рас и субрас и меньших рас эволюции оно развивается в более и более уплотненное существо, но все еще ближе к бесплотному. И подобно животному и растению оно развивает чудовищные тела, соответственно с окружающем его грубостью и примитивностью.
II Круг - он все еще гигант и бесплотен, но становится уже более плотным в теле, более физическим человеком, но все еще менее разумен, нежели духовен, ибо разум более медленная и трудная эволюция, нежели физическая оболочка - ум не может развиваться так быстро, как тело.
III Круг - он уже имеет совершенно конкретное или плотное тело. Вначале форма гигантской обезьяны, более разумная (скорее хитрая) , нежели духовная. Ибо в нисходящей дуге он достиг точки, где его первоначальная духовность затуманивается нарождающимися умственными способностями. В последней половине этого третьего круга его гигантский рост уменьшается, тело улучшается в ткани (может быть, микроскоп мог бы доказать это) , и он становится более разумным существом, хотя все еще более обезьяна, нежели Дэв-человек.
IV Круг - разум получает огромное развитие в этом круге. Немые расы приобретают наш человеческий язык на нашей планете, на которой с четвертой расы язык совершенствуется и знание физических вещей увеличивается. В этой половине четвертого круга человечество проходит точку оси меньшего Манвантарного цикла. Кроме того в срединной точке эволюции, каждой главной или коренной расы каждого круга, человек проходит экватор своего прохождения на данной планете, это же правило применимо ко всей эволюции или семи кругам малой Манвантары.
На этой точке мир, следовательно, изобилует результатами рассудочной деятельности и духовного обособления. В первой половине четвертой расы наука, искусства, литература и философия были рождены, затмеваемы в одной нации и нарождаемы в другой. Цивилизация и умственное развитие вращаются в семеричных циклах, как и все остальное; тогда как лишь во второй половине духовное Эго начнет свою настоящую борьбу с телом и разумом, чтобы проявить свои трансцендентальные силы. Кто поможет в этой предстоящей гигантской борьбе? Кто? Счастлив человек, который помогает помогающей руке!
V Круг - То же относительное развитие и та же борьба продолжается.
VI Круг, VII круг - Об этих бесполезно говорить».
Ниже приведен рисунок с комментариями из книги «Письма Махатм», который поможет яснее понять эволюцию человека на планетной цепи сфер.
«Этот рисунок грубо изображает развитие человечества на планете, скажем, нашей Земле. Человек развивается из семи главных или коренных расах, 49 субрас - ветвях, ответвления последних не указаны здесь.
Стрела указывает направление, принятое эволюционирующим импульсом. I, II, III, IV и т.д. - семь главных или коренных рас. 1, 2, 3 и т.д. - субрасы. а, а, а, и т.д. - ответвления. N - точка начала и завершения эволюции на планете.
S - точка оси, где развитие уравновешивается или приспосабливается к эволюции каждой расы.
E - экваториальные точки, где по нисходящей дуге интеллект одолевает духовность, а по восходящей духовность вытесняет интеллект».
(автор статьи - Семёнов Анатолий)