Главная страница / Введение в теософию 

 

Единый источник всех религий.

 

 

Если посмотреть на содержание статьей и книг Блаватской, то можно увидеть, что на 80% они посвящены сравнительному исследованию едва ли не всех религий мира. Приводится множество доказательств того, что несмотря на внешние различия все они произошли из одного источника - религии некогда единой, но ныне  утерянной для человечества. Подобный акцент не может быть простой случайностью. Признание Единой Мудрости, стирающей границы всех религий, устраняющей невежество и искажения, привнесенные в нее в течении многих веков, и приведшие в результате к большому разнообразию верований, а так же к фанатизму и догматизму многих из ее последователей, позволит хотя бы внешне объединиться людям разных взглядов, без выяснений кто из них более прав.

 

Что из себя представляют религии сейчас? В течение долгих веков они вынуждены были бороться за свое существование. Величайшие умы делали все возможное, чтобы логически доказать истинность учения той школы, к которой они принадлежали и заблуждение мировоззрений всех остальных религий. Это была борьба за выживание. Если бы они этого не делали, то в силу слишком прозрачных границ друг с другом, одно учение смешивалось бы с другим и, в конечном итоге, было бы поглощено той верой, которая на тот момент являлась наиболее сильной.

 

Поэтому каждая религия, с первых мгновений своего зарождения, акцентировала внимание на тех аспектах своего учения, которые отличают ее от других. Поступи они иначе то уже давно попросту исчезли бы с лица земли и мир не имел бы столько различных течений философской мысли, а, как и прежде, Единая Религия -  была бы единственным учением для всего человечества.

 

Причина, по которой возникло так много различных верований, заключается в том, что объяснить мир с помощью одной только философии и логики  невозможно. Ни одна из философских школ не дает окончательного ответа об устройстве и образовании мира, везде есть свои слабые места и белые пятна, для заполнения которых философы вынуждены были обращаться к священным книгам.  Иначе и быть не могло, соединить две непримиримых дуальности: конечное и бесконечное попросту невозможно. В попытках обосновать природу явлений, наблюдаемых на физическом плане, философия теряет свой след, когда слишком близко приближается к Непостижимому, Вечному, Бесконечному Началу - Источнику всех вещей во Вселенной. Отсюда и нежелание некоторых религий вообще заниматься вопросами о сотворении мира, но даже они не смогли избежать рассмотрения вопросов об устройстве мира и разума, чтобы доказать своим последователям, что предлагаемый ими путь является верным. А так как мир - это уравнение с огромным числом неизвестных, то и здесь простор для философской мысли очень широк. Поэтому, как бы не были развиты философские школы, как бы ни сильна была их логика, все они представляют собой неполноценную попытку объяснить мир с помощью интеллекта. В стремлении выжить и распространить свою сферу влияния, религии обособились одна от другой, воздвигнув на границе друг с другом непреодолимую стену, через которую с трудом можно разглядеть то оставшееся малое, что продолжает их объединять.

 

Религиозная нетерпимость встречается везде, даже в самых миролюбивых религиях. Атеизм в настоящее время развит как никогда. Все это разделяет людей на отдельные группы, между которыми время от времени вспыхивают конфликты. Приверженность к той или иной религии и признание ее положений единственно верными, невольно заставляет смотреть на остальных, как на заблуждающихся. Хотя, как уже выше говорилось, ни одна философская школа не обладает полноценной и завершенной картиной мира, поэтому никто их них не имеет веских оснований говорить о своей исключительности и истинности.

 

Бесконечность, лежащая в основе проявленного мира, невыразима словами и находится за пределами логики. Интеллектуальная попытка познать мир привела к расколу Единой Мудрости на множество различных религий, она же приводит к расколу и дроблению внутри каждой большой религиозной группы на малые. В результате, человечество, единая и цельная семья, оказалось разъединенной на несколько частей, каждая из которых, если и не находится в состоянии постоянной вражды с остальными, то, как минимум, отвергает всех инакомыслящих, сохраняя за собой исключительное право владеть ключами от Истины. Теософия призвана стереть искусственно созданные границы между религиями, доказывая, что все они произошли из их общего единого источника, а не доказать свою собственную исключительность и истинность, что можно наблюдать у всех религий. Нет ни одной которая бы не считала себя вершиной, возвышающейся над всеми остальными учениями; нет ни одной, которая бы не пыталась сбросить с себя ярлык "религия" и объявить о своей тесной связи с наукой.

 

Е.П. Блаватская в своих работах прослеживает многие учения от самого их рождения и до наших дней, показывая как постулаты одной веры перетекали в другую, меняя лишь внешнее одеяние. Как одни и те же аллегории заимствовались священнослужителями одной конфессии у священнослужителей другой и адаптировались под тех богов, которые были известны в их стране. Проследить эту цепочку в обратном направлении, отыскать ту Мудрость, которая была дана с момента обретения человеком разума, является гораздо более важной задачей, чем бесполезные попытки выяснить все детали устройства окружающего мира и человека, не имея при этом ни необходимых знаний, ни соответствующих способностей.

 

Основатели теософского общества не раз заявляли, что информация об устройстве мироздания выдается далеко не в полном объеме и ее надо воспринимать лишь как очертание, позволяющее сложить в уме некоторое представление, но не полноценную картину мира, так как последнее совершенно невозможно осуществить, если для этого пользоваться только логикой. Основатели теософского общества, говоря о Мудрости и ее поиске, никогда не подразумевали под этим раскрытия всех тайн Бытия, но можно встретить много упоминаний о том, что Мудрость надо искать в религиях, причем не в тех, которые мы видим сейчас, а в их ранних стадиях, в момент их зарождения.

 

В этом, на мой взгляд, и заключается одна из основных задач для образование ядра Человеческого Братства. Человек может быть христианином, буддистом или же принадлежащим к одной из школ веданты, но если он признает то единое зерно Мудрости, которое пронизывает все эти религии, то ему будет безразлично к какой конфессии принадлежит его сосед, он станет ему братом. Но для этого, конечно же, необходимо будет отойти от классического представления своей школы. А все попытки примирить религии в том виде в котором они сейчас существуют, ранее терпели неудачу и будут ее терпеть в будущем, потому как слишком высокие и толстые стены возведены между ними. То шаткое перемирие, которое можно достигнуть если их попытаться объединить, легко может быть нарушено одним неосторожным шагом. Стоить копнуть чуть глубже и за каждым кажущимся общим термином окажется бездна противоречий, которые разведут их последователей снова по разные стороны, не успев объединить.

 

Объединить человечество на основе единой сути всех религии - огромное достижение, которое откроет много возможностей и позволит устранить религиозную нетерпимость и вражду между их последователям. Это большое дело, способное принести много пользы. Оно вновь раскроет перед человечеством ту религию, которой оно обладало тысячелетия тому назад. Все новое - это хорошо забытое старое. И когда ее суть станет очевидной, когда религии сбросят маски, которые они надели на себя, чтобы сохранить свою уникальность и подчеркнуть превосходство, тогда можно будет сказать, что первый шаг по направлению к Братству сделан.

 

Ниже цитата из книги Е. П. Блаватской "Тайная Доктрина", том 1.

"Никто не может серьезно изучать древние философии, не отметив, что поражающее тождество понятий во всех них, очень часто в экзотерической их форме и неизменно в их сокровенном духе, есть результат не простого совпадения, но согласованного плана; и что во времена юности человечества существовал лишь один язык, одно знание, одна всемирная религия; когда не было ни церквей, ни верований или сект, но когда каждый человек был священнослужителем для самого себя."