Главная страница / Практическая теософия

Что такое практическая теософия?

Практическая теософия имеет в своем основании гибкий подход, в отличии от других учений, действующих более прямолинейно. В этом ее сила, но, как это не парадоксально, в этом же заключается и ее слабость. Причина слабости в том, что этот гибкий подход необходимо еще разработать, сделать очевидным.

Все люди разные, но в чем причина этого? Теософия, вместе с другими религиями, признающими реинкарнацию, утверждает, что только этим можно объяснить различия между людьми. У каждого свой кармический багаж, накопленный в течении многих воплощений в прошлом, благодаря ему мы имеем не только разные наклонности, характер и умственные способности, но так же склонность к принятию той или иной религии. Эту особенность нельзя игнорировать. В прошлом уже совершались попытки объяснить суть практического применения теософии в жизни, но, на мой взгляд, они не увенчались успехом из-за того, что информация подавалась с какой-то одной позиции, будь то йога, христианство или оккультная наука. Обычно такой подход приводит лишь к созданию новой религии, опирающейся на уникальную теорию и связанную с ней практику.

 

Уникальность - это основа для существования каждой религии. Если бы все религии были похожими друг на друга, то не было бы никакого смысла в том, чтобы их называть разными именами. Каждая религия выбирает из многогранного кристалла Мудрости одну грань и сосредотачивая на ней свое внимание, объявляет эту точку зрения истинной, а иные автоматически попадают в разряд ложных. Ситуацию усугубляет еще то, что в результате духовных практик, как правило, приходит осознание именно той составляющей Мудрости, которая является объектом стремления. Так желающий слиться с Богом, преданный Бхакти, познает разлитую во всей Вселенной Жизнь и считает, что мир наполнен Богом, как и говорилось в тех священных писаниях, которые он изучал. Тот кто стремиться к бесформенному Брахману, в конечном счете обретает цель своих исканий - отсутствие личностного "я", а так же познает свою тождественность с беспричинной причиной, из которой наш мир выявился. Буддист, опираясь на учение об уме и устраняя все проявления омрачений в нем, замечает, что как и было написано в буддийских писаниях, его ум становится спокойнее и свободным от страданий, он наполняется гармонией и блаженством, что подтвердит реальность нирваны как конечной цели освобождения. Христианин может пережить состояние истинного духовного блаженства, называя его благодатью Божьей, при этом ему могут явиться видения, разумеется, соответствующие христианской тематике. Скорее всего это будет светоносный ангел или какой либо святой, одетый в простую белую одежду, а может быть и сам Иисус Христос. Суть в том, что видение всегда будет облачено в ту форму, которая соответствует представлениям человека. К примеру, к христианину не придет индуисткий слоноголовый бог Ганеша или Кришна, украшенный гирляндами из цветов.

Рассматривая все эти духовные достижения с позиции теософии, можно сделать вывод, что каждый духовный практик опираясь на одну из граней многогранного кристалла Мудрости, на первых своих ступенях познает только эту грань, остальные останутся вне пределов его восприятия. Тогда как теософия предлагает более широкий подход - опираясь на синтезе религий, она в состоянии доказать, что все многообразие духовного опыта является результатом контакта разума с окружающим миром, который гораздо многообразнее, чем мы это можем наблюдать физическим глазом.

 

Единая Реальность, где все грани Мудрости сливаются в единое целое, находится вне пределов нашей познавательной способности, поэтому об этом мы сейчас не можем сложить ни малейшего представления, и поэтому не можем на нее опираться. Все, что доступно и необходимо сделать сейчас, так это показать, что множество путей, так же как и множество учений, основаны на Истинном знании природы человеческого разума и его взаимодействии с окружающим миром. Эта мысль не нова и она уже давно была бы реализована, если бы религии вместо того, чтобы прочно держаться за свои различия, стремилась бы отыскать то единое зерно Мудрости, которое лежит в основе каждой из них. Не может быть такого, что используя один и тот же закон - закон духовной чистоты и гармонии, следуя путем высоких идеалов и строжайшей нравственности, вдруг оказалось, что последователи разных учений приходят к разным следствиям. Это доказывает, что все различие заключено не в религиях, а внутри человека. Если из всех учений убрать этику, основанную на духовной чистоте и нравственности, то ни одна из них не даст рождения ни одному святому, несмотря на свои доктрины об образовании мира и прочих философских рассуждениях. Так насколько же тогда вообще религии можно делить на истинные и не истинные, если их основа оказывается не в том учении, которое они излагают, а в духовной чистоте, к которой они направляют. Отсюда можно сделать важный вывод - знание, которое мы привыкли называть эзотеричным или экзотеричным, и которое так любим изучать - вторично, первичной оказывается духовная чистота, основанная на морале и этике. Религии - это лишь путь к ней. Только таким образом можно объяснить, что несмотря на все многообразие учений, каждая из них имеет своих адептов и святых людей, чудотворцев и пророков. И отсюда же можно сделать вывод о том, чем же является практическая теософия.

 

Духовная чистота или моральная распущенность определяется качеством мышления. Мышление складывается из знаний и опыта. Изменение этих двух составляющих определяет будет человек духовно развиваться или деградировать. В этом польза знания и в этом же его опасность. Теософия предлагает иной взгляд на окружающий мир, с одной единственной целью, чтобы новое знание оказало благотворное влияние на мышление, устраняя эгоизм и невежество, заменяя их состраданием и альтруизмом. Самое высшее и истинное знание бесполезно само по себе, если оно не оказало воздействие на ум, не одухотворило его. А это, станет возможным только если положения из учения теософии хорошо обдуманы и из них сделаны правильные выводы. Поэтому, читая такие сложные труды как "Разоблаченная Изида" или "Тайная Доктрина ", очень важно почаще задаваться мыслью, в чем же польза от прочитанной информации, иначе полученное знание будет все равно, что песок, не способный дать жизнь ничему живому. Именно поэтому в работах Блаватской дается много теории, но что касается практики, то, как правило, все ограничивается лишь общими советами, которые можно встретить практически во всех религиях.

 

Качеством мышления нельзя пренебрегать. Если его не изменить, не очистить от мусора и грязи, скопленных за многие годы, а так же в прежних воплощениях, то никакие медитации или другие сложные практики, не принесут пользы. При этом мышление нельзя очистить принудительно, его можно только изменить, заставить реагировать на вещи и события так, чтобы больше не рождались в уме порочные и эгоистичные мысли. Для этого надо иначе взглянуть на мир, что и является целью теософии.

 

Дети любят играть яркими и привлекательным игрушками, но с годами их ум наполняется знаниями, у них появляется опыт и открывается иное восприятие мира, в итоге прежние игрушки теряют свою привлекательность, они становятся не нужны.

Мышление меняется очень медленно, и не всегда этот процесс идет в правильном направлении. Ускорить этот процесс и увидеть чем отличается верное направление от неверного можно с помошью размышлений над прочитанным. Отсюда и совет Блаватской из статьи "Некоторые указания для каждодневного пользования":

"Не читайте много. Если вы читаете десять минут, то размышляйте много часов. Привыкайте к одиночеству, привыкайте оставаться наедине со своими мыслями."

Пусть таким образом изучение теософии затянется, но зато качество от такого изучения во много раз увеличится. Только после того, как мышление изменится, когда в нем совершенно естественным образом утихнут многие страсти и пороки, только тогда станет возможным перейти на следующую ступень. Человек "повзрослеет", ему не нужны уже будут прежние "игрушки", он взглянет на мир совершенно иными глазами.

Любой ребенок рано или поздно станет взрослым, это вопрос времени. Так же и с людьми, хотят они того или нет, но они учатся и эволюция выведет их на новый уровень развития. Это медленный путь, полный страдания и горя, его можно ускорить и избежать не нужных страданий. Первый шаг к этому - получение знания и его анализ, теософия в этом неоценимый помощник.

"Знание для ума подобно пище для тела, предназначено для питания и помощи росту, но требуется, чтобы оно было хорошо переварено; и чем тщательнее и медленнее этот процесс осуществляется, тем лучше для тела и ума."

Письма Махатм А.П. Синнетту, письмо 44

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)