Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего
Четыре идеи, необходимые для изучения "Тайной Доктрины".
В предыдущей главе, посвященном вопросу "Как надо подходить к изучению "Тайной Доктрины", вскользь было упомянуто о четырех идеях, взятых из статьи Роберта Боуэна "Мадам Блаватская об изучении Теософии". Блаватская настаивала на том, что при чтении "Тайной Доктрины" эти идеи необходимо держать в уме и сверять с ними все прочитанное. Так как они довольно сложны, и понять их суть не просто, то сегодня мы рассмотрим эти четыре идеи более подробней.
Напомним о них еще раз:
а) Первая идея - фундаментальное единство всего сущего.
б) Вторая идея, которой следует придерживаться, заключается в том, что мёртвой материи нет. Каждый мельчайший атом жив.
в) Третья основная идея, которую следует помнить, состоит в том, что Человек — это микрокосм. А раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом.
г) Четвёртая и последняя из основных идей, которых следует держаться, выражена в Великой Аксиоме Герметизма. В действительности она суммирует и синтезирует все остальные.
"Каково внутреннее, таково и внешнее; каково великое, таково и малое; как наверху, так и внизу: есть лишь Одна Жизнь и Один Закон; то же, что выполняет его, есть Единое. Ничто не внутренне, ничто не внешне; ничто не велико, ничто не мало; ничто не высоко, ничто не низко в Божественном Устройстве."
Без понимания смысла этих идей, "Тайная Доктрина", сколько бы раз ее не перечитывали, никогда не раскроет своей тайны.
Самой первой идеей и самой сложной для понимания , является осознание Единства всего Сущего.
Для начала рассмотрим, что вообще понимается под выражением "Единство". Определение говорит нам, что единство - это некая совокупность отдельных единиц, образующая целостную систему, например, человеческий организм, окружающая природа и т.д. Единство так же может пониматься как единство во мнении, во взглядах и прочее. Но Единство всего Сущего, ни коим образом не затрагивает ни один из этих примеров. Об этом говорила Елена Петровна Блаватская, отвечая на вопросы Роберта Боуэна:
"Единство это не имеет никакого отношения к общепринятому представлению о единстве, которое мы имеем в виду, когда говорим, например, о том, что нация или армия едины или что эта планета соединена с той магнитными силовыми линиями, и т. д. Суть учения не в этом. Оно состоит в том, что всё сущее — это единое целое, а не просто собрание связанных между собой вещей. По сути, есть лишь Единое Бытиё. У Бытия этого есть два аспекта — положительный и отрицательный. Положительный — это дух, или сознание. Отрицательный — это субстанция, объект сознания. Это Бытиё — Абсолют в первичном своём проявлении. Поскольку оно абсолютно, то вне его ничего нет. Это ВСЕБЫТИЕ. Оно неделимо, иначе оно не было бы абсолютным. Если бы от него можно было отделить какую-то часть, то оставшееся не было бы абсолютным, поскольку сразу возник бы вопрос о сравнении его с отделённой частью. Сравнение же несовместимо с каким бы то ни было представлением об абсолютности. Потому ясно, что это фундаментальное Единое Существование или Абсолютное Бытиё должно быть той Реальностью, что есть в каждой существующей форме..."
Сказанное в очень сложной форме, попробуем теперь изложить более простым языком.
Материя и сознание - два противоположных аспекта Бытия. Все Вселенная существует благодаря их тесному взаимодействию между собой. Без материи сознанию не во что было бы воплощаться; без сознания, все материальные объекты лишились бы смысла своего существования. Но что является источником материи и сознания? "Тайная Доктрина" утверждает, что их источник кроется в Непознаваемом Абсолюте, из которого они выявляются, образуя вселенную и вновь в нем растворяются. Эти циклы выявления и растворения Вселенной непрестанно чередуются и каждый из них продолжается огромное количество лет.
Таким образом, источник материи и сознания один, и чем ближе к физическому плану, тем более четким становится контраст между ними.
В "Тайной Доктрине" том1, в комментариях к станце 7, шлоке 5, есть такие слова:
"Дух и Материя, хотя и являют единство в своем начале, но, появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный прогресс в противоположных направлениях".
А в другом месте, в этих же комментариях, мы читаем:
"Дух и Материя есть два Состояния ЕДИНОГО, что есть ни Дух, ни Материя".
До этого момента все относительно понятно, сложность же заключается в том, что у читателя может сложится неправильное представление относительно взаимосвязи между духом и материей и их Источником - Абсолютом. Ум, зная только условия существования нашего мира, будет представлять их либо совершенно разъединенными, либо же связанными друг с другом, через более тонкие планы. Это в корне неверно! Абсолют, в своем первичном проявлении, не отделен от Бытия, он пребывает в каждом атоме физической материи, так же как и в каждой мельчайшей частички невидимой нам тонкой материи. Он осеняет так же каждый разум, хоть это человек, в своем невежестве и не осознает.
Об этом сказано, например, в "Тайной Доктрине" том1, станце 1, шлоке 4:
"Божество, будучи Абсолютным, должно быть Вездесущим; следовательно нет ни одного атома, который не содержал бы Его в себе".
Или же в другом месте этого тома, в отделе XIII, "СЕМЬ ТВОРЕНИЙ":
"Парабраман (Абсолют) проникает каждую Дживу (сознание), так же как каждую частицу Материи".
Поэтому Блаватская и сказала, что нет ничего вне Абсолюта, это ВСЕБЫТИЕ. Он присутствует всюду и в то же время его нельзя обнаружить. Символически это можно сравнить с окружностью, центр которого везде, а окружность нигде.
Термин "абсолют" переводится с латинского языка как "безусловный", "неограниченный". Уже одно это определение говорит о том, что его нельзя ни поделить, ни изменить. Ничто не может существовать вне Абсолюта, так как иначе это поставило бы под сомнение сам Абсолют, как неограниченного и беспредельного. Поэтому Абсолютное Бытие является Реальностью, которая, говоря словами Блаватской:
"есть в каждой существующей форме...", "Оно неделимо, иначе оно не было бы абсолютным".
Далее, отвечая на вопросы Роберта Боуэна, Блаватская добавляет:
"Атом, Человек, Бог - каждый в отдельности, как и все вместе — в конечном счёте представляют собой Абсолютное Бытиё, которое является их истинной индивидуальностью. Эта-то идея и должна всегда присутствовать в уме с тем, чтобы образовать основу для всякой концепции, возникающей из изучения "Т. Д.". Лишь только упустишь её (а это очень легко сделать, увлекшись каким-либо из многих сложнейших аспектов Эзотерической Философии), её сменяет идея разделения, и изучение теряет свою ценность".
Вторая идея, касающаяся того, что мертвой материи нет, а каждый мельчайших атом жив, заключается в эволюции сознания. Начиная свой путь, Дух проходит путь от бессознательного состояния до сознательного, чтобы затем вернуться обратно, в то состояние из которого он выявился, в лоно Отца, но обладая Мудростью. В комментариях к станце 1, шлоке 9 сказано:
"Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться".
Но до этого предстоит пройти через минеральное, растительное, животное и человеческое царства. Минеральное царство так же является оболочкой для разумов, но очень не совершенных, которым предстоит еще долгий путь развития, прежде чем они достигнут человеческого уровня. Поэтому "Тайная Доктрина" и отрицает мертвую материю. Кажущееся отсутствие в ней жизни иллюзорно.
В "Тайной Доктрине" отдел 5 "Маски науки" есть такие слова:
Главная и самая губительная ошибка и заблуждение, сделанные наукою, с точки зрения оккультистов, заключается в мысли о возможности существования в Природе такой вещи, как неорганическая или мертвая Материя. ... Оккультизм говорит, что во всех случаях Материя наиболее активна, когда она кажется инертной. Кусок дерева или камня неподвижен и непроницаем во всех отношениях, тем не менее, в действительности, его частицы находятся в беспрестанной, вечной вибрации, которая так быстра, что для физического глаза тело кажется абсолютно лишенным движения.
Третья основная идея, о том, что Человек — это микрокосм, а раз так, то все Небесные Иерархии существуют в нём самом, является продолжением первой идеи. На каждой ступени Божественной Иерархии разум обретает все большее Единство с Абсолютом. В силу этого он так же становится неотделимым от всего Бытия. Поэтому во многих религиях утверждается, что тело человека, так же как и окружающая его природа - это храм Бога. А разум - это сам Бог.
Человек, воспитанный в духе теологии, не понимающий фундаментальной идеи Единства, при чтении "Тайной Доктрины" всегда будет впадать в ошибку, представляя Логосов и прочих Божественных Существ, где-то в стороне от себя и от мира - потому что по другому его ум не может вообразить. И он всегда будет упускать из виду, то, что чем ближе приближается разум к Абсолютному Совершенству, тем более он будет обретать Единство со всем Бытием.
Надеюсь, следующая цитата из "Тайной Доктрины" Станца 1, Шлока 3, раскроет суть сказанного более ясно:
"Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум, подобна армии ... она состоит из корпусов, дивизий, бригад, полков и т.д.; каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность, которой подчинены ее личные интересы и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности".
Четвёртая и последняя из основных идей, которых следует держаться, выраженная в Великой Аксиоме Герметизма, говорит о том, что все, что мы видим в этом мире - иллюзия. Нет ни большого, ни малого; ни низкого, ни высокого: ни внешнего, ни внутреннего. Есть только Единое Бытие, Абсолютное Единство, а вся кажущаяся разобщенность - не более чем иллюзия.
Невозможно освободится сразу от всей Иллюзии, ее покров может быть удаляем лишь постепенно, возвышая разум и приближая его к Абсолютному Единству или к Абсолюту.
В комментариях к станце 6, шлоке 4 сказано:
"Читатель должен иметь в виду, что согласно нашему учению, рассматривающему эту феноменальную Вселенную, как Великую Иллюзию, чем ближе тело подходит к Непостигаемой Сущности, тем ближе оно к Реальности, ибо тем самым оно наиболее отдалено от этого Мира Майи."
Вряд ли можно ожидать, что эти четыре идеи будут в полной мере быстро усвоены, но полезно с ними хотя бы ознакомиться. В процессе изучения "Тайной Доктрины" суть Единства будет все отчетливей запечатлеваться в уме. Необходимо время, которое позволит интуиции развиться и осознать то, что рациональным умом человек понять не в состоянии.
Закончим эту статью следующими словами Блаватской из статьи Роберта Боуэна "Мадам Блаватская об изучении теософии":
"Не надо быть дураком и доводить себя до сумасшедшего дома, попытавшись сразу постичь сразу слишком многое. ... Обычная интеллектуальная деятельность идёт в мозгу по наезженным путям, не вызывая внезапных перестроек и разрушений в его субстанции. Но этот новый тип умственных усилий вызывает нечто совершенно иное — прокладывание новых "мозговых путей", построение малых жизней мозга в ином порядке. Необдуманное форсирование этого может причинить мозгу серьёзный физический ущерб."
(автор статьи - Семёнов Анатолий)