Главная страница / Основы теософии
Шестой принцип - Буддхи.
Шестой принцип сложного семеричного строения человека (считая снизу вверх) - буддхи - с точки зрения логики, относится к иррациональным, непостижимым элементам человеческого естества, требующим скорее интуитивного восприятия, основанного на тех скудных фактах, которые мы можем извлечь из Теософии и из окружающего нас мира. Насколько это в моих силах, постараюсь раскрыть суть шестого принципа. Ранее уже говорилось и полагаю, будет не лишним повторить, что человеческий опыт и знания заканчиваются на уровне высшего манаса, два высших принципа (Буддхи и Атма) находятся вне досягаемости человеческого познавания, им предстоит ещё развиться в полной мере в далёком будущем. Сейчас возможно лишь сложить некоторое представление и понять насколько важную роль они играют в нашей жизни несмотря на свою непостижимость и необъективность.
Итак, если о высшем манасе говорилось как о духовной составляющей человека, то буддхи - это божественная душа. Это та высочайшая природа нашего Я, которую каждый из нас, в результате мистического опыта медитативного созерцания может лишь в некоторой степени познать в себе и именно это единение себя со своим высшим Я и является целью всех духовных трансцендентальных практик. Это мокша индуистов и нирвана буддистов к которым они стремятся и ради которых готовы трудиться день и ночь на протяжении многих лет и все равно далеко не все достигают желанной цели. Но даже если в этой жизни не удалось достичь совершенства, значит в следующей или в одной из последующих непременно будет ждать успех. Это я пишу к тому, чтобы стало понятным насколько сложен путь к раскрытию в себе этого принципа. Так учит теософия, хотя некоторые религии могут утверждать обратное. Причина подобных разногласий будет объяснена позднее, она носит не принципиальный, а скорее терминологический характер, чем легко может вызвать недоумение. Сейчас же рассмотрим особенности буддхического принципа, о которых нам известно из Теософии.
Буддхи можно сравнить с солнцем в пасмурную погоду. Мы видим свет, различаем окружающие предметы, но не видим источник этого света. Если бы на нашей планете всегда был день, а небо затянуто облаками, то, думаю, многие столетия различные философы-мыслители спорили бы друг с другом относительно природы этого света. Но, к счастью, иногда облака рассеиваются и мы доподлинно знаем, что где-то далеко в космосе есть солнце. С шестым принципом ситуация не настолько благожелательная. Небосвод нашего ума всегда покрыт тучами, через которые пробивается свет нашего сознания. Отсюда и такие жаркие споры относительно его природы и причины его возникновения. Но несмотря на множество разногласий, все они сходятся в одном - человек божественен по своей природе. Не зря Платон говорил, что стремление к Благу присуще всем, а стремление ко злу является результатом испорченного пороками и невежеством мышления. Отсюда и его стремление к распространению философии, которая, по его мнению, лишь одна способна направить ум человека к очищению от всего того, что по своей природе противоестественно ему, и от чего порой так тяжело избавиться. Как говорят буддисты - наш ум болен. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей, но все мы так или иначе страдаем этим недугом. Нирвана это чистый ум, пребывающий в своём естественном лучезарном свете. Думаю, любой вдумчивый читатель увидит, что речь идёт об одном и том же, но выраженном разными словами.
Чтобы упростить понимание буддхического принципа, я разделю его объяснение на две части: материальную и сознательную. Наш мир дуален и через рассмотрение этих противоположностей будет, как мне кажется, проще понять метафизическую сложность обсуждаемого предмета. Возьмём для начала материальный аспект буддхического принципа.
Аналога этого типа материи в нашем мире нет, что и вызывает большие сложности для понимания. В индуизме буддхическая материя известна под термином "мулапракрити", что можно перевести как "корень материи". Суть данного словосочетания в том, что подобно растениям, чей корень мы не видим, но зато хорошо видим и знаем их стебли, листья, цветы и плоды, и пользуемся ими, истинная причина существования материи так же не видна. Уберите корень и растение погибнет, с другой стороны, если срезать стебель, то это не уничтожит корень и при благоприятных условиях он снова способен пустить побег и жизненный цикл растения начнётся заново.
Учёные утверждают, что наша вселенная образовалась в результате взрыва из некоей условной бесконечно малой точки пространства. Теософия не до конца принимает эту теорию, т.к. она не отвечает на некоторые вопросы, например, откуда взялась потенциальная субстанция, давшая рождение видимому космосу? Согласно Теософии, это и есть невидимая нашему глазу мулапракрити, неведомый и неощутимый источник всех типов материи, от грубых до тонких. Она неуничтожима, вечна и является потенциальным вместилищем жизненной силы, потенциальной и активной одновременно, но всегда разлита во всем бесконечном пространстве, а не в какой-то точке или ограниченных областях. Сложность в понимании буддхической материи заключается в том, что в ней нет дуальности как таковой. Для нас дуальность есть противоположность, там же это синтез. Уверен, что никто ничего не понял, но задача была не дать понимание, а скорее направить ум в сторону иррациональной мысли, иначе в голове сложится неверная картина относительно того, что буддхический план это просто область божественного, как иногда его и преподносят и он больше ничем не отличается от нашего мира.
Следующей особенностью мулапракрити будет отсутствие каких бы то ни было свойств и качеств. Это разрыв шаблонов для любого физика и химика, впрочем как и для любого учёного и не учёного, наверное, тоже. Как такое может быть? На этот вопрос нельзя ответить. Все что мы знаем, все что мы видим обладает какими-то характеристиками, свойствами и качествами. И именно из-за этого наша материя не вечна, она времена, потому как свойства образуются в результате сочетания, например, электрона с протоном, а полученные атомы соединяются по закону сродства в решётку или в молекулу. Если убрать хоть один из этих связующих элементов то вся конструкция распадается. Будет ли это совершено с выделением огромного количества энергии, как при ядерном взрыве, или более спокойным способом, не важно, главное, что учёные давно уже пришли к выводу, что материя это особым образом сконденсированная энергия плюс что-то, что позволяет эту энергию удержать в одном месте и не распадаться. Этим чем-то и является мулапракрити, вечно невидимая, неуничтожимая субстанция, без свойств и качеств, неизменная и в то же время пребывающая в вечном движении, бесформенная и в то же время поддерживающая все формы, светоносная и в то же время её соотносят с тьмой, но не потому, что там обитает некое абстрактное зло, древние мыслители были слишком умны, чтобы допустить подобную глупость, а потому, что не обладая ни свойствами, ни качествами, она недоступна для наблюдения и неощутима. Когда мы выключаем свет, то тоже ничего не видим во тьме, но никто не станет утверждать, что комната стала пустой.
Мулапракрити пребывает везде, но ненаходима нигде. Во всем бесконечном пространстве нет даже самого малого участка, который был бы абсолютно пуст. При этом, несмотря на то, что эта субстанция является причиной появления всех типов материи, сама она не убывает. Это можно сравнить с тем, как пламя одной свечи способно зажечь тысячу свечей, не став от этого меньше. Она везде и является основой для проявления всего материального в мире. Оккультисты и Адепты знают это и умеют этим пользоваться, совершая так называемые чудеса материализации, левитации, ясновидения или феномены прохождения сквозь стены. К слову сказать, здесь задействована даже не Мулапракрити, а её первая корреляции на прочаленном плане - акаша, но это уточнение вряд ли, что-то скажет обычному человеку, потому как нам недоступен для познавания ни тот вид субстанция, ни другой.
Подобные феномены могут демонстрировать так же элементалы или элементарии на спиритических сеансах при участии медиумов. Например, завязывая узелки на верёвке, концы которой строго фиксируются в разных местах. Эти бессознательные и полуразумные силы находятся в условиях тонкого мира, способствующего появлению данных феноменов. Но нам, живущим на земле людям, облеченным в материю самого грубого свойства, подобные силы не доступны, если конечно человек не является Адептом, прошедшим специальную оккультную подготовку. Здесь можно вспомнить как Махатмы на одном из пикников поместили чашки для чая в почву, где их и нашли. Это было сделано после спонтанной просьбы людей из окружения Блаватской, сомневающихся, что кто-либо сможет совершить подобный феномен, не впадая при этом в транс, как обычно это бывает на сеансах медиумов. Оказалось, что это возможно.
Что касается противоречий относительно термина буддхи в различных религиях, то это из-за того, что многие понятия заимствуются из священных писаний, где нет чётких определений, что позволяет трактовать их по разному, в том числе, зачастую противоречиво. Так, например, в некоторых восточных религиозно-философских школах, буддхи воспринимается как интеллект, аналог низшего манаса в Теософии, тогда как в других религиях понимание буддхи очень близко напоминает теософское. Это надо учитывать при чтении разного рода религиозной литературы и не спешить никого обвинять в неверном понимании, потому как это может оказаться просто-напросто различие в терминологии.
"Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. ... является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это, как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити – Корень-Материя и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша.".
Е.П.Блаватская" Тайная Доктрина ", том 1.
(автор статьи - Семёнов Анатолий)