Главная страница / Теософия Е.П. Блаватской / Введение в Теософию 

Братство человечества

 

Братство человечества - первая и самая основная из трех целей Теософского Общества, ради воплощения которой в 1875 году в Нью-Йорке оно и было образовано. Возможно, кому-то эта цель покажется утопичной, но в наш век раздоров и заниженных нравственных ценностей, если удастся хотя бы частично эту идею воплотить в жизнь, то будет принесена большая помощь человечеству.

 

Итак, что же такое Братство? Большинством людей, скорее всего оно воспринимается как некое социальное общество, где полностью искоренены такие пороки как зависть, грубость, ненависть, жестокость и т.д. Где царит любовь, гармония и взаимопонимание. Безусловно, это и есть тот "золотой век" о котором говорят все религии, но достижим ли он сейчас или в недалёком будущем? Думаю, что вряд ли. Несмотря на расцвет цивилизации и огромный научно-технический прогресс, мы все ещё очень далеки от этого идеального образца взаимоотношений и только чудо может изменить человеческую природу. Но так как чудес не бывает, во всяком случае теософия их отрицает, то приходится надеяться только на свои собственные силы. И пусть сейчас мы не можем реализовать Братство в полной мере, но всегда можем делать все возможное, чтобы постепенно приближать его воплощение.

 

Эта цель может казаться невозможной только если смотреть на человеческую историю ограничиваясь несколькими тысячелетиями, но если взять больший срок, то, даже с позиции классической науки, мы видим какой огромный прорыв совершил человек в своем эволюционном развитии от неандертальца и австралопитека до современного хомо сапиенса. Если такое огромное развитие произошло в области интеллекта, то кто решится лишь на основании того, что видит вокруг себя очень несовершенный мир, утверждать, что в будущем невозможна точно такая же революция, но в духовной сфере? Безусловно, на эту трансформацию внутренней природы необходимо немалое время, но если эта ступень человечеству предопределена, то только глупец не будет стремиться к тому, чтобы не помочь скорейшему ее наступлению. Ведь работая ради будущего, человек фактически помогает самому себе, он подготавливает лучшие условия для своего будущего перерождения. Возможно, этот мотив и эгоистичен, но это, что называется умный эгоизм. Конечно, гораздо лучше если человеком движут бескорыстные мотивы, желание уменьшить человеческие страдания, но так как эгоизм свойственен человеческой природе и просто так от него не избавиться, то пусть он лучше будет умным, чем безрассудным.

 

На чем же базируется уверенность в возможности, пусть и не скорого, но воплощения идеального человеческого Братства, без различия рас, пола и вероисповедания? Теософия утверждает, что для того, чтобы знать будущее, необходимо знать свое прошлое. Теософия отрицает выводы современной науки относительно развития человека на планете, и настаивает на совершенно иной картине развития, где ведущим фактором является человеческая душа,  дух, а не его физические способности и особенности. Так же как и классическая наука, теософия отводит огромное количество времени на становление и развитие интеллекта у человека, и делит эволюцию на два этапа: сознательную и бессознательную, тогда как классическая наука не знает другого способа развития кроме как естественный отбор и его величество "случай". К бессознательной относится тот период в жизни человечества, когда разум находился в зачаточном состоянии или горел еще очень слабо. В это время природа заботилась о том, чтобы каждый получил требуемый опыт для своего развития. Точно так же как она поступает с растительным и животным царством сейчас - направляя их развитие, создавая для этого самые разнообразные формы. Так же когда-то обстояло дело и с человеком. Та физическая форма, которую мы видим сейчас, развилась не сразу, для этого пришлось пройти через различные стадии, о которых наука ничего не знает. Но как только человек обрел разум, его облик словно кристаллизовался. Где бы и в какую эпоху не были найдены его останки, он всегда тот же самый, с некоторым небольшим отличием в строении костей. Нет необходимости больше создавать для него новые формы, он может развиваться, используя для этого теперь силу своего ума, свое мышление. Начинает действовать закон кармы и человек становится творцом своей судьбы, он может как ускорить свой прогресс, так и повернуть его вспять. В этом, кстати, и заключается причина того, что животное и растительное царства имеют такое колоссальное разнообразие различных видов, тогда как человек лишь внешне различается цветом кожи и некоторыми особенностями строения черепа, но в остальном он всегда и везде один и тот же.

 

Нет необходимости в различных человеческих формах, мышление - вот его движущая сила эволюции и ее надо использовать правильно. Пусть ученые попробуют иначе объяснить тот факт, что даже обезьяны, которых они приписывают к нашим предкам, имеют такое разнообразие видов, от огромных горилл до маленьких мартышек, тогда как человек имеет только один вид.

 

С обретением разума, бессознательная эволюция закончилась и началась эволюция сознательная. Если первая потребовала на себя миллионы лет, то теперь каждый человек, своими усилиями может многократно ускорить свое развитие. На этом настаивает теософия и подтверждение мы видим у святых людей всех религий, у йогов-аскетов, достигших высочайших высот в духовном развитии, искоренивших малейшее зло из своих сердец. Они светочи нашего мира, дающие надежду и уверенность в своих силах. Их пример показывает насколько человеческий прогресс может быть ускорен, если человек начнет прилагать для этого усилия и перестанет плыть по течению. Но многое ли в нашем мире способствует этому? Наоборот, везде и всюду можно увидеть рассадники материализма и пороков, лишь слегка приукрашенные цивилизованной гуманностью. Но куда ни копни везде сталкиваешься с жаждой наживы.

 

Для начала человека надо заинтересовать, постараться его убедить в преимуществе духовной и нравственной жизни. Идти каждый должен самостоятельно, но для этого надо иметь желание и смелость сделать первый шаг. Отсюда и такое количество теории в теософии, потому что только так можно повлиять на ум и, переосмыслив окружающую жизнь, зародить желание совершенствоваться и развиваться духовно, тем самым ускорить свою эволюцию. Сейчас нет задачи построить полноценное братство, а только его ядро, вокруг которого оно постепенно будет расти и развиваться, пока однажды не знаменует собой начало новой эпохи, из которой люди будущего будут взирать на человека настоящего как на переходное состояние между дикарем и полноценным человеком. Точно так же как мы смотрим на дикие племена как на нечто среднее между животным и человеком.

 

Из письма Махатмы Кут Хуми (письмо 9) к А. П. Синнетту:

"Старшие Махатмы хотят, чтобы было положено начало “Братству Человечества”, истинному Мировому Братству – объединению, которое стало бы известно во всём мире и привлекло бы внимание высочайших умов».

Из книги Е. П. Блаватской "Ключ к Теософии ":

"Наш долг — поддерживать в человеке жизнь его духовной интуиции. И при этом противостоять и противодействовать — после соответствующих исследований и получения доказательств их иррациональной природы — предрассудкам в любой форме — религиозной, научной или социальной и, прежде всего, ханжеству, будь то религиозное сектантство или вера в чудеса и нечто сверхъестественное. Главное же, что мы должны делать — стараться получать знания обо всех законах природы и распространять их; поощрять изучение тех законов, которые меньше всего понимаются современным людьми, так называемых оккультных наук, основанных на настоящем знании природы, вместо популярных нынче суеверных представлений, основанных на слепой вере и авторитете."

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)