Главная страница / Практическая теософия

 

Атма-видья.

Атме является источником или основой для существования остальных шести принципов, поэтому нельзя не сказать о науке благодаря которой человек в некоторой степени в состоянии осознать свою высочайшую природу, слить с ней свой разум, обретя, таким образом, некоторые из качеств, присущих высочайшему Божественному принципу. Эта наука носит название Атма-видья.

 

Слово "видья" в переводе с санскрита означает знание, таким образом, выражение "Атма-видья" можно перевести как знание Атмы или познание Атмы. В первом томе "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватская отозвалась об этой науке как об "истинной духовной и божественной Мудрости". Йога, с помощью которой становится возможным ощутить в сознании своё высшее, истинное "Я", слив, в некотором смысле, свой разум с Абсолютом, носит название Джняна (или гняна) йога, что можно перевести как "йога мудрости". Оба этих термина - "Атма-видья" и "Джняна-йога", как правило, соотносятся с Адвайта-Ведантой - одной из школ индийской ведической религии, чья эзотерическая философия хоть и имеет ряд расхождений с теософией, в целом, все же у них очень много общих моментов. Экзотерически между ними не должно быть различий.

 

Атма-видья, по своей сути, это философия, целью которой является не просто понимание законов окружающего мира, но, с помощью глубокого анализа причин возникновения всех явлений или джняна-йоги, осознавание иллюзорности своего "я", так же как и окружающих нас вещей. Всё, что мы воспринимаем как само собой разумеющимся, с точки зрения Атма-видьи и теософии, есть не более чем мираж, иллюзия, продукт воображения или игра ума, заставляющая поверить в реальность происходящего. Само собой осознание иллюзорности своего "я" не придет, если не прилагать к этому усилий и не пытаться познать Истину. Наш ум порождает ложные восприятия и самым простым примером, показывающим насколько он способен искажать действительность, будет влияние нашего настроения на восприятие окружающего мира. Когда грустно, то кажется, что и мир вокруг серый и бесцветный, ничто не радует. Зато стоит только настроению улучшиться, как мир вновь обретает краски и становится насыщенным. Это очень простой пример, он всем известен, в данном случае его показательность в том, что все отлично понимают - мир каким был, таким и остается, но состояние нашего ума меняет его восприятие, поэтому он начинает казаться либо серым, либо наполняется красками. Если развить эту мысль дальше, то наши органы чувств так же передают информацию, которая в действительности не существует, это ум интерпретирует ее в приятную, неприятную или нейтральную. Окружающие нас предметы не гладкие и не шершавые, не холодные и не горячие, хотя мы их именно такими и воспринимаем. Так же и восприятие самих себя, как независимых и уникальных личностей, происходит в результате ложного самоотождествления с телом, эмоциями, ощущениями, интеллектом и мыслями. Каждый из вышеперечисленных факторов не является нашим "Я" и если их отбросить, то мы не найдем никакого "Я" за ними, а только пустоту, вернее, говоря языком буддистов, пустотность. Отсюда и такое широко распространенное заблуждение "я мыслю, значит я существую" или "я чувствую, значит я существую". Если отбросить мысли и ощущения, то возникает закономерный вопрос, а что же остаётся? Вот это что-то и есть наше Высшее Я, которое является причиной проявления нашего сознания, его Божественным источником, обнаружить который можно только посредством размышления, углубленного самоисследования и медитации.

 

Для размышлений необходима пища, которой в теософии предостаточно, надо лишь пытаться понять ее. Основной ошибкой, на мой взгляд, является попытка понять внешнюю оболочку учения теософии, без попыток увязать это знание с различными состояниями ума. Стремление ограничить область изучения исключительно материальными аспектами мироздания является чертой присущей западному человеку. Если взглянуть на философию восточную и западную, то можно заметить, как логичный и стройный порядок западной философии, где все элементы разложены по полочкам, контрастирует с кажущейся бессистемностью и хаотичной неупорядоченностью восточной философии, в которой некоторые отдельные моменты в разных местах, могут даже выглядеть как противоречия, особенно если вопрос касается различных божеств или великих Риши подобно Нараде и т.д. Но эта кажущаяся бессистемность имеет в своей причине как раз таки пренебрежение к материальному аспекту нашего мира ради более пристального изучения тайны разума, чтобы дать возможность последователю прикоснуться к непостижимому, Божественному началу в себе, подвести его ум к границе рационального мышления, за которым начинается область неизведанного. В этом и заключается джняна йога, позволяющая в некоторой степени раскрыть свой божественный потенциал через осознание своей высшей природы. А теософия является по своей сути Атма-видьей, но только адаптированной для западного человека, мыслящего не столько философскими абстракциями, сколько предпочитающего язык науки и путь исследования окружающего мира через призму всех существующих в мире религий.

 

Мы привыкли к тому уровню сознания, которым обладаем, считаем его вполне естественным, само собой разумеещимся фактом, а не результатом долгой эволюции, прошедшей через различные царства (элементальные, минеральное, растительное и животное), в которых наше сознание приспосабливалось к окружающим условиям, становясь все более совершенным, поэтому и не задумываемся над тем, каким должно было бы быть сознание на более высшей ступени, недоступной еще пока нашему пониманию. С точки зрения теософии и Адвайта-веданты, следующим уровнем будет осознание своего Единства со всем окружающим миром и со всеми населяющими его живыми существами. Но в отличие от Адвайта-веданты, утверждающей, что в результате осознания своей истинной природы, своего Высшего "Я", Атмана, произойдет абсолютное отождествление с Абсолютом или Парабрахманом, теософия говорит, что, безусловно, это будет новая, неизвестная нам сейчас форма сознания, но осознание Единства не будет абсолютным и бесконечным. 

 Мы находимся лишь в четвертом круге эволюционного развития, впереди еще целых два с половиной круга. Только по завершении последнего седьмого круга человек может рассчитывать на полное осознание Атмы, когда его седьмой принцип полностью разовьется и его сознание сможет слиться с Абсолютом. Сейчас же наши тонкие принципы - Высший Манас и Буддхи, еще не готовы к этой ассимилияции в сознании Божественного принципа Атмы, поэтому мы не сможем достичь абсолютного совершенства, точно так же как ребенок, как бы он не старался, не сможет обладать уровнем интеллекта взрослого. Всё, на что способен ребенок это обогнать по уровню развития своих сверстников, точно так же и человек нашего круга и нашего уровня развития может обогнать своих собратьев только на один круг, поэтому об абсолютном совершенстве не может быть и речи. Тем не менее, раскрытие в себе высшего "Я" в той мере, в которой это возможно на нынешнем уровне развития, безусловно, является благом для всех. Это позволит не только избежать множества бед и страданий в будущем, но и стать по-настоящему счастливым, а так же принести много пользы окружающим людям.

 

Ниже приведена цитата из статьи Е.П. Блаватской "Оккультизм против оккультных наук".

 

 

"Даже в экзотерических пуранах приводятся четыре наименования различных видов эзотерического знания, или наук, хотя на самом деле их гораздо больше. А именно:

Яджна-видья - знание оккультных сил, пробуждаемых в природе выполнением определенных религиозных обрядов и церемоний.

Маха-видья — «великое знание», магия каббалистов и тантрического культа, зачастую — колдовство наихудшего толка.

Гухья-видья — знание мистических сил, заключенных в звуке (эфире), отсюда — применение мантр (произнесение нараспев молитв или заклинаний), имеющих определенный ритм и мелодию; другими словами, это магическое действо, основанное на знании сил природы и их взаимосвязи.

Атма-видья — термин, переводимый просто как «Знание Душой», но имеющий гораздо более широкое значение; трактуется востоковедами как истинная Мудрость.

И именно этот последний вид знания как раз и является единственной разновидностью оккультизма, к которой должен стремиться теософ, желающий стать мудрым и бескорыстным и стремящийся к Свету на Пути. Все прочее следует отнести к различным разновидностям «оккультных наук», то есть к искусствам, основанным на знании исходной сущности всех вещей, принадлежащих к царству природы: минералов, растений и животных, то есть всего, что относится к царствуматериальной природы, какой бы невидимой эта сущность ни была и как бы ни ускользала она до сих пор от науки".

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)