Главная страница / Библиотека / Статьи Е.П. Блаватской

Джон Альжео

“ТАЙНАЯ ДОКТРИНА”: ЧТО ЭТО ТАКОE И КАК И ПОЧЕМУ МЫ ЕЁ ИЗУЧАЕМ
 

Доктор Джон Альжео(Dr John Algeo) – бывший вице-президент МТО и заслуженный  профессор  в  отставке  в  университете  штата  Джорджия, США. Эта статья посвящена 125-ой годовщине здания“Тайной Доктрины”.
 

Что такое “Тайная доктрина”
“Тайная доктрина” –  главный труд Елены Петровны Блаватской, замечательной русской женщины, которая была главным образом ответственна за представление  западным  читателям  некоторых  идей,  которые  назывались “Древней мудростью”, “Эзотерической традицией” или “Тайной доктриной”.
В1875г. Блаватская при содействии нескольких человек (в основном, Генри Стила Олькотта) основала Теософское общество, чтобы c помощью сообщества студентов и исследователей сделать эту мудрость более известной на Западе и применять её в жизни. Опубликованные труды Блаватской занимают более двадцати больших томов, из которых наиболее важными являются два тома“Тайной доктрины”.

   “Тайная доктрина” замечательна размахом своего видения и смелостью того, что она утверждает. Её предметом является ничто иное как происхождение и сущность Вселенной и человечества. И всё же это не взаимосвязанное рассмотрение упомянутых вопросов. Чтобы прочитать “Тайную доктрину”, мы должны прежде понять цель этой книги. Некоторые книги предназначены для развлечения, некоторые - для наставлений, а некоторые - для вдохновения. И хотя “Тайная доктрина”, несомненно, содержит в себе и развлечение, и наставления, и вдохновение, ни первое, ни второе, ни третье не является её главной целью.


   Е. П. Блаватская писала развлекательные книги – например, отчёты о её путешествиях по Индии, вначале опубликованные в российских  журналах  и переведённые под названием “Письма из пещер и дебрей Индостана”. Но для того, кто обращается к “Тайной доктрине” за развлечением, она, скорее всего, будет скучной. Е.П.Б. писала книги с наставлениями - например, “Ключ к Теософии”, который был и до сих пор является легко читаемым и практическим введением в теософскую мысль и практику. Однако тот, кто обращается к “Тайной доктрине” за наставлениями, будет, вероятно, сбит с толку. Многие теософы думали о“Тайной доктрине” как о книге наставлений, но подходить к этому фундаментальному труду как к понятному учебнику – неверный подход. Е.П.Б. писала вдохновляющие книги – например, “Голос безмолвия”, возможно, самый глубокий и богатый проводник в духовную жизнь, который есть у нас. Но тот, кто обращается к“Тайной доктрине” за вдохновением, вполне возможно, будет обескуражен массой не вдохновляющих деталей в ней.
 

  Конечно,  в”Тайной  доктрине” есть  и  развлекательные  моменты,  и длинные параграфы с наставлениями, и проблески вдохновения. Но великая книга Е.П.Б. служит другой цели, которую мы могли бы назвать“открытие”. Цель“Тайной доктрины” – не сделать нас счастливыми, развлекая нас, или осведомлёнными, наставляя нас, или чувствительными, вдохновляя нас. Её цель – помочь нам открыть Истину.
 

  К концу своей жизни Блаватская собрала вокруг себя группу личных учеников, которым она давала наставления. Согласно П.Дж. Боуэну, его отец, Роберт Боуэн, был одним из тех, кто вёл записи о том, что говорила Е.П.Б. об изучении “Тайной доктрины”. Его записи утверждают, что мы  не должны предполагать, что эта книга содержит всю правду и только правду или даже то, что мы можем найти в ней Истину: “Обратитесь к Т.Д. …без какой-либо надежды получить в ней окончательную Истину бытия или с какой-либо другой идеей, кроме как насколько она (“Тайная доктрина”) может приблизить нас к Истине. Увидьте в ней способ тренировки и развития ума, которого никогда не касались другие учения. ”Тайная доктрина” важна не из-за мыслей, которые в ней содержаться, но потому, как мы можем использовать её для того, чтобы научиться думать самостоятельно. Это - не книга развлечений, наставлений или вдохновений. Это - книга открытий.
 

 В то время как“Тайная доктрина” является основной ресурсной книгой современной теософии и заслуживает уважения за её великую учёность и глубокую проницательность, мы никогда не должны делать ошибку, относясь к ней как к“священной книге” – непогрешимому и конечному авторите-у в теософии. Само создание книги, включая процесс её написания, организации содержания и даже само содержание её мыслей таково, что делает отношение к ней как к непрерикаемому источнику неуместным.

 


Как изучать“Тайную доктрину”
То, как была написана“Тайная доктрина” проясняет, что ученику не следует подходить к этой работе как к логически последовательному учебнику теософии или как к непогрешимой или даже неизменной трактовке её тем. Как же тогда ученику начинать изучать эту самую основную из всех теософских книг?  Мы можем рассмотреть этот подход с двух точек зрения – логическое обоснование и технические приёмы, т.е. почему и как изучать эту книгу.

 

  Сначала - технические приёмы: Как лучше всего начинать изучение “Тайной доктрины”? Ответ на этот вопрос частично зависит от ученика, потому что разные технические приёмы работают наилучшим образом для разных людей. Однако методом, который используется давно, является метод, описанный в работе под названием “Заметки Боуэна”. П.Дж.Б. Боуэн писал, что его отец, капитан Роберт Боуэн, отставной морской офицер, записывал наставления, которые Е.П. Блаватская давала о том, как изучать эту книгу. Эти заметки были опубликованы примерно через 40 лет после смерти Блаватской в журнале “Теософия в Ирландии”. Они были неоднократно перепечатаны в различных изданиях.


Заметки Боуэна говорят нам о том, что “чтение Т.Д. страница за страницей так, как читают любую другую книгу”  – например, учебник – “в конце концов только собьёт с толку”. Записи также содержат предложения о том, как приступать к изучению этой работы. Они советуют ученику строго придерживаться четырёх основных положений:

(1) фундаментальное единство всего сущего с двумя аспектами (проявлениями): сознанием и материей;

(2) жизнеспособность всей материи;

(3) микрокосмическое соответствие природы человека большому космосу из-за нашего единства с ним; и

(4) герметический порядок вселенной как Божественный Промысл, который одновременно является иерархией власти и сообществом равенства.
 

Заметки  Боуэна  также  советуют  нам  сначала  чётко  усвоить  четыре ключевых отрывка: в т. I – три основных положения в предисловии (I.13 – 20) и шесть пронумерованных пунктов, которые резюмируют “Заключение” – (I.272 – 8); в т. II, “Предварительные замечания”  (II.1 – 12) и“Заключение” (II.437 – 46). В дополнение к этим четырём ключевым отрывкам есть не-сколько других, которые представляют обзоры (вступления или заключения), идентифицирующие себя как центральные учения Вневременной Мудрости
или такие, которые чётко резюмируют основные идеи. Глава11 содержит список  таких  отрывков,  которые  вознаградят  внимательного  изучающего доступом к идеям“Тайной доктрины”. Хороший путь начать изучение “Тайной доктрины”, таким образом– это понять определённые ключевые идеи, выраженные в ключевых отрывках. Целью является интуитивное озарение.

 


Почему мы изучаем“Тайную доктрину”
В дополнение  к знанию того, как изучать“ Тайную доктрину” нам также необходимо знать почему мы изучаем её. В самом деле, логическое обоснование для обучения намного важнее, чем просто  технические приёмы. Но как бы то ни было, какой же должна быть наша причина для изучения “Тайной доктрины?” В заметках Боуэна говорится, что  изучение “Тайной доктрины” есть форма Джнана йоги: ‘Истинный изучающий “Тайную доктрину” есть Джнана йог, и этот путь Йоги является истинным путём для западного ученика. Он должен снабдить его указателями на том пути, на котором была написана "Тайная доктрина”.

 

Отвечая на жалобу одного ученика-теософа о том, что“Тайная доктрина” слишком трудная и неполная, Блаватская писала в своём журнале “Люцифер”, что “работа, которая сравнивает несколько дюжин философий и более  полдюжины  мировых  религий,  работа,  которой  приходится  обнажать корни с величайшими предосторожностями, так как она может только намекнуть на тайные цветы тут и там - не может быть понята при первом чтении, ни даже после нескольких прочтений, пока читающий не выработает для себя систему для этого.”
 

Читателям не следует надеяться найти готовую систему в“Тайной доктрине”, вместо этого им нужно выработать для себя свою. Практикуя джнана йогу, они должны попытаться понять функционирование космоса и своё собственное место в нём. Для этого человек выстраивает теории или “ментальные картины”. Слово “теория” происходит от греческого корня, который означает “видеть или обозревать” и поэтому теория – это способ видения вещей – ментальная картина. Опасность всегда кроется в том, что человек может по ошибке принять ментальную картину за реальность, которую та представляет, в том, что человек так увлекается элегантностью, последовательностью и точностью ментальной картины, что вообще перестаёт замечать реальность и вместо этого пристально рассматривает ментальную картину.
 

К счастью, затеряться в наших теориях нам препятствует тот факт, что они всегда с изъяном. Когда мы созерцаем наши ментальные картины, мы обнаруживаем в них неточности, несоответствия и ошибки. Это открытие порождает одну из двух противоположных реакций.
 

Те, кто является Истинными Сторонниками, говорят, что неточностей не существует или что они не важны и продолжают созерцать свои ментальные картины ещё долго после того, как изъяны стали очевидными. Но те, кто является подлинными учениками, будут некоторое время терпеть определённое количество изъянов, но по мере их накопления подлинные ученики решат, что ментальная картина, которую они создали, должна быть заменена. И они создадут новую, большую и лучшую картину, которая исправит изъяны старой ментальной картины. Конечно, со временем изъяны появятся и в новой ментальной картине тоже, и она также должна будет заменена. Так всё и происходит: ментальные картины меняются одна за другой, каждая исправляет несовершенства предыдущей, но привносит свои собственные. Это, как показал Томас Кун, также является путём, по которому развивается наука, заменяя одну теорию другой в процессе, который он назвал“структурой научных революций”. “Это также и путь развития ученика-эзотерика, который
следует тропою джнана йоги.

 

Однако, если джнана йоги успешно идут этой тропой, они не продолжают просто неопределённо заменять одну несовершенную картину другой. Они, в конце концов, приходят к пониманию того, что “никакая картина никогда не представит Истину”. Процесс замены одной картины, одной теории другой продолжается “пока, наконец, ум и его картины не выйдут за пределы (опыта?), и ученик не окажется в Мире без форм, но в котором все формы являются суженными (ограниченными) отражениями”.
 

Цель картины космоса и человечества, которую мы находим в“Тайной доктрине” - привести нас к пониманию того, что ни одна такая картина никогда  не  может  быть  адекватной  Истине,  которую  она  представляет.  Цель “Тайной доктрины” – помочь нам осознать, что “Тайная доктрина” неадекватна – более того, что все теории, все ментальные картины происхождения, строения и функционирования вселенной неадекватны. Джнана Йога использует ум, чтобы вывести нас за пределы ума. Мы изучаем “Тайную доктрину”
для того, чтобы выйти за пределы “Тайной доктрины”.

 

“Тайная доктрина” – первое слово современной Теософии, но оно не последнее, и оно не намеревалось быть таковым. Это - чудесная книга, не потому, что она развлекает или наставляет, или вдохновляет нас, но потому, что она помогает нам открыть, что эта книга с изъянами, что все книги с изъянами, что Истину надлежит искать не в книгах, а в себе. Истина не в графиках, таблицах и списках, не в цепях, раундах и гонках. Истина в признании того, что никакая книга, никакая формулировка, никакое утверждение никогда не
может адекватно представить реальность. Истина в признании того, что нет доктрины выше Истины. Это и есть Теософия. Это и есть “ Тайная доктрина”.

 

‘The Theosophist’, vol.134 No. 6 March 2013
Перевела Лариса Пустовойтова