Главная страница / Практическая теософия / Семь ступеней к совершенству

 

Семь ступеней к совершенству.

В разделе "К изучению "Тайной Доктрины" была раскрыта идея фундаментального Единства всего Сущего, являющаяся сутью учения Теософии, теперь уже можно приступить к рассмотрению практической стороны этого учения.

Несмотря на то, что о теософии известно уже более ста лет, к сожалению, до сих пор нет ясного понимания того, чем же является практическая теософия. Одни воспринимают ее как оккультизм, другие настаивают на ее морально-этической стороне. Но если посмотреть, что в качестве конкретных примеров приводят и те и другие, то станет очевидным, что у них нет ни единой и целостной картины, ни четкого понимания как от морально этических нравственных принципов перейти к оккультизму, и достичь уровня Адепта или Архата. Поэтому, когда речь заходит о практической теософии, то, как правило, начинают даваться общие советы о том, как надо относится к жизни, к вещам, к событиям, к людям. О том, что надо следить за своими мыслями и эмоциями, искоренять эгоизм и так далее.

Практическая теософия, во всей своей цельности и упорядоченной последовательности, давным давно уже дана была миру. Она описывает путь теософа от самого начала и до той конечной цели, на которую человек, может рассчитывать на нашем этапе развития.  Этот путь описан в небольшой книжке, впервые напечатанной в 1889 под названием "Голос Безмолвия". Перевод не совсем корректен, более правильным будет перевести как "Голос тишины", но суть не в этом. В ней изложены семь ступеней, называемые семью вратами, открываемые, соответственно, семью ключами, и ведущими к Архатству. Раскроем их значение более подробно. Начнем с того, что перечислим эти семь ключей:

1. Дана. Ключ милосердия и любви бессмертной.

2. Шила. Ключ гармонии между словом и делом, уравновешивающий причину и следствие, и не оставляющий места действию кармы.

3. Кшанти. Кроткое терпение, ничем невозмутимое.
4. Вайрагья. Безразличие к наслаждению и боли, иллюзия побежденная и лишь одна истина зримая.

5. Вирья. Непобедимая энергия, пробивающая дорогу к высшей Истине из болота земной лжи.

6. Дхьяна. Золотые врата которой ведут святого в царство вечного Сата и к его непрестанному созерцанию.

7. Праджня. Ключ к которой делает человека богом, бодхисаттвой, сыном дхьяни.

Эти семь ступеней не являются нововведением, шесть из них хорошо известны в буддизме, под названием парамит или совершенств. Но одна ступень относится к йоге ведических религий - это Вайрагья.

Практика шести парамит, или шести совершенств вместе с практикой развития Бодхичтитты является путем Бодхисаттвы. В буддизме Махаяны им уделяется очень много внимания. В частности, нынешний духовный лидер тибетского народа Далай-Лама XIV, в своих статьях и лекциях очень часто упоминает и рекомендует их . А Лама Цонкапа - великий реформатор буддизма, живший в 14-15 веках нашей эры, основатель школы "Гелуг", что переводится как добродетельные (иначе о них известно как о "желтошапочниках", в своей самой известной книге "Ламрим-ченмо" пишет следующее:

"... разновидности [практики] бесчисленны, но если их сгруппировать, то требования практики бодхисаттвы сводятся к шести парамитам. Поэтому шесть парамит – это великий Свод, содержащий все принципы Пути бодхисаттвы.
<...>

шесть парамит есть та совершенная основа, опираясь на которую, доводим до завершения собственную цель и цель других, – та Колесница, в которой мы обладаем всеми аспектами метода. Следовательно, шесть парамит совершенно представляют собою и заключают в себе основу осуществления практики, цель Махаяны, средства и требования практики [бодхисаттвы]. 
<...>
Размышляйте, пока не приобретете полную уверенность, что [шесть парамит] являются сводом всех принципов бодхисаттвенской практики.


Кроме того, надо отметить, что практика шести парами является одним из самых безопасных видов практики. В нем заключены как противоядия от влияния низшей животной природы человека, так и путь, ведущий к достижению высшего состояния сознания.

Сделаем уточнение, чтобы не возникло заблуждения относительно тождественности практической теософии буддизму. Теософия имеет как свое оригинальное учение, так и практику. Первая ступень - Дана - хоть и имеет общее название с первой буддийской парамитой, но все же несет в себе несколько иной смысл. Дана в буддизме является парамитой щедрости. При чем дарить можно не только вещи или деньги, но так же радость, знание и т.д. Однако самым высшем уровнем щедрости считается дарение другим знание дхармы.
В теософии же под Даной понимается несколько иной смысл. Он гораздо шире чем просто щедрость и заключает в себе, практически все учение теософии, в особенности его суть - фундаментальное Единство всего Сущего. Без правильного понимания этой идеи, невозможно открыть дверь ведущую на первую ступень. В связи с чем, перед тем как приступим к рассмотрению каждой ступени в отдельности, настоятельно рекомендуется, кто еще не ознакомился с предыдущими выпусками, посвященными изучению "Тайной Доктрины" сделать это.

Много книг и статей, посвященных теософии, были написаны Еленой Петровной Блаватской и ее соратниками. Махатмы вступили в переписку с обычными людьми - а это беспрецендентный шаг с их стороны, чтобы приоткрыть знание об окружающем мире, с позиции, не встречаемой ни в одной философско-религиозной школе как Востока, так и Запада. И вся эта масса знаний не просто интеллектуальный груз, она необходима, чтобы встать на первую ступень, где будет обретено милосердие и любовь ко всему человечеству.

Первая цель теософского общества гласит: "Создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи". Ее невозможно осуществить, если не вооружиться ключом, открывающим первую дверь. Не пройдя первую ступень, не пройти на вторую и третью и так далее. Таким образом, первая и самая основная цель теософского общества - это не просто призыв к объединению, а самое начало Пути, ведущего к осознанию своего высшего "Я". Поэтому на воплощении  этой цели так и настаивали Махатмы. Она не просто идеал теософов, который к сожалению, некоторые из теософов отбрасывают в сторону, считая утопией, это луч, освещающий дорогу и в то же время надежная защита, делающая Путь максимально безопасным.

В добавление ко всему вышесказанному, нельзя не отметить сходство практической теософии с буддизмом. Всем известно, что Елена Петровна Блаватская и ее ближайших соратник - Генри Олкотт - имели приверженность к буддизму. Олкотт очень много сделал для его распространения как в Индии, так и за ее пределами. Не навязывая свое мнение остальным, они все же ставили религию Будды, в частности Махаяну, на первое место. Один из Махатм - Кут Хуми был буддистом. А Маха-Чохан, в своем единственном письме, переданном через Кут Хуми всем теософам, писал следующее:

"Полковник Олкотт, работающий лишь для возрождения буддизма, может рассматриваться как трудящийся на истинном пути теософии гораздо больше, чем любой другой человек, имеющий своей целью удовлетворение своих собственных горячих стремлений к оккультному знанию. Буддизм, очищенный от своих предрассудков, является вечной истиной, и старающийся для него старается и для теософии, Божественной Мудрости, которая является синонимом истины".

Поэтому, нет ничего удивительного в том, что семь ступеней практической теософии, так сильно пересекаются с буддизмом. Потому как дальше, в том же письме, Маха-Чохан дает высокую оценку даже экзотерическому буддизму, тому, который проповедовался широким массам, состоящих в то время в большинстве своем из людей неграмотных:

"даже экзотерический буддизм есть самый надежный путь, ведущий людей к единой эзотерической истине".

Но опять же, чтобы ни у кого не сложилось неверного представления относительно теософии и ее отношения ко многим религиям, как к многочисленным ветвям одного дерева, надо сказать, что учение теософии является универсальным. В "Тайной Доктрине" достаточно наглядно продемонстрирована единая суть всех религии, при кажущихся внешних различиях. Поэтому нет необходимости быть обязательно буддистом или отдавать предпочтение буддизму.

Закончим эту статью следующими словами из письма Маха-Чохана:

"Однажды освобожденные от оков и избавленные от мертвого груза догматических толкований, личных имен, антропоморфических концепций и платных священников, фундаментальные доктрины всех религий окажутся тождественными в их эзотерическом смысле. Тогда обнаружится, что Осирис, Кришна, Будда, Христос — это различные наименования одного и того же царского пути к конечному блаженству — нирване.
Мистическое христианство, то есть, так сказать, христианство, которое учит самоспасению через наш собственный седьмой принцип, освобожденный парам-атман (аугоэйдос) называемый одними Христом, а другими — Буддой и эквивалентному воскресению и новому рождению в духе, — окажется той же истиной, что и нирвана буддизма. Всем нам нужно избавиться от собственного эго, иллюзорного кажущегося "я", чтобы распознать наше истинное "Я" в трансцендентальной божественной жизни.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)